Встречи с "Пьеро" (Оренбург)

Выпуск №4-194/2016, Портрет театра

Встречи с "Пьеро" (Оренбург)

Не во всяком городе есть театр кукол. В Оренбурге их два. 25 лет назад тогдашний главный режиссер областного театра кукол Александр Ярилов и его жена Марина, работавшая там же главным художником, решили создать свой театр. Произошло это не в самые лучшие времена: на дворе стоял 1991 год.

- Действительно, ужасное было время. Хуже не придумаешь, - рассказывает художественный руководитель и режиссер театра кукол «Пьеро» Александр Ярилов. - Тотальный дефицит. Все магазины пустые - и продовольственные, и промтоварные. И именно в этот период нас понесло. Но, может, это и хорошо. Театр создавался на сопротивлении. Была молодость, энтузиазм и я бы сказал - немалая доля авантюризма. Ничто не могло нам помешать. Даже путч, который произошел, когда мы доделывали свой первый спектакль «Елена Премудрая» по пьесе Михаила Бартенева.

- А почему вас «понесло»?

- Хотелось перемен. Мы поездили по другим странам. Были во Франции и видели, как там строится театральное дело. Там нет, как у нас, театров с огромным штатным расписанием, где непонятно, кто что делает. Когда ко мне приехал руководитель театра из Бланьяка, он спросил: сколько человек работает у вас в театре? Я говорю: 90. Он переспрашивает: девять? Нет, 90. При том, что на сцене, как правило, трое артистов. Он был потрясен: какая богатая страна Россия! Но ему непонятно, зачем так много людей в кукольном театре. И мы не понимали. Вот и захотелось создать что-то альтернативное, способное конкурировать по художественному уровню. Три артиста, режиссер, художник и бухгалтер на полставки. Вот такое начало было у нашего театра. 27 сентября в малом зале ДК «Россия» мы дали первое представление - огромный постановочный спектакль с большим количеством световых приборов, которые мы переделали из настольных ламп. Купили пульт, который нам собрали в Нижнем Новгороде вручную, практически, на коленке. Кукол сделали сами артисты. Мы шли наперекор всем трудностям. И не боялись показывать спектакли на любом уровне. После премьеры в Оренбурге поехали в Самару. Там как раз собралась лаборатория драматургов. Мы выступили и получили высокие оценки. Потом отправились в Астрахань, где получили премию министерства культуры. После затишья в фестивальном движении Уральской зоны нас пригласили на фестиваль в Тюмень. Потом в Польшу, где мы тоже получили большое количество наград. Театр оказался очень востребован. Было тяжело материально, но морально очень хорошо.

- Долгое время вы не имели своего театрального здания. Театр располагался и в квартире панельной пятиэтажки, и в котельной...

- Да, у нас долго не было своего дома. Пока ездили по фестивалям и гастролям, нас все устраивало. Хотя не могло не беспокоить и то, что прошло 10 лет, а у труппы нет зацепки за Оренбург. Нас приглашали в другие города рядом со столицей, мы были известны и как театр, и как постановщики. Но все равно оставались в Оренбурге, мечтая о новом красивом здании для нашего театра. А его все не было. И тут Геннадий Павлович Донковцев говорит: знаешь, бери клуб «Орленок», а то ничего не будет. И вот 16 лет назад мы пришли сюда. И заплакали. Все разваливается, батареи не работают, крыша худая. Не здание, а заброшенный сарай. Но, как говорится, глаза боятся, руки делают. Стали давать представления в детских садах. Что зарабатывали, тратили на краску, обои. Сами же красили и клеили, начав потихоньку обустраивать административную часть здания. Купили станочек для цеха, швейную машинку. А вот зрительный зал, чувствую, без города не потянем. И тут второе везение - мэром становится Юрий Николаевич Мищеряков. Он побывал у нас, оценил размер наших проблем и прислал зама по строительству. Начались работы. Поменяли батареи, потом - крышу. Но делалось все медленно и, думаю, затянулось бы на годы. Но надвигалось 10-летие театра. Я пришел к Юрию Николаевичу и говорю: «Хотим к этой дате устроить театральный фестиваль, пригласить театры кукол из других городов, надо ко дню рождения закончить ремонт». Когда приехали первые гости, мы докрашивали туалет.

- Сегодня «Пьеро» знают и ценят не только в Оренбурге. Вы удостоены чести принять участие в самом масштабном театральном фестивале России «Золотая Маска» - во внеконкурсной программе спектаклей для детей и юношества с постановкой «Варвара Ивановна» по Борису Шергину.

- Замечу - единственные из оренбургских театров. Мы потом много где побывали с этим спектаклем. Нас всюду приглашают. Вот сейчас зовут на фестиваль в Кострому, откуда родом мои предки.

- Почему назвал свой театр «Пьеро»?

- Наверное, предчувствовал, что наш путь не будет усеян розами. А вообще, мне ближе по натуре Пьеро. Я не Арлекин. Вот режиссер театра кукол «Огниво» из Мытищ Станислав Железкин - тот Арлекин, Елена Иванова из Иваново - тоже. А я - лирический герой.

- Все осуществилось из задуманного?

- В принципе, мы сделали то, что хотели. Но хотелось, чтобы зал был побольше и нормальное финансирование.

- В вашем театре помимо спектаклей для детей появились постановки для взрослых. «Варвара Ивановна», о которой мы уже говорили, «Уважаемые граждане» по рассказам Михаила Зощенко. Намерены продолжать эту традицию?

- Намерен. Есть задумки по пьесе Шекспира «Буря». Хотелось бы осуществить.

- 25-летию «Пьеро» был посвящен прошедший в конце сентября в Оренбурге VIII Международный фестиваль театров кукол «Оренбургский арбузник», который был задуман 15 лет назад к 10-летию театра. Если в 2001 году его участниками были семь театров, то теперь приезжает вдвое больше. Это кукольники из России, Австрии, Великобритании, Болгарии, Германии, Франции, Литвы, Белоруссии, Израиля, Финляндии, Швейцарии. Наверное, привезти на «Арбузник» свой лучший спектакль считают за честь многие театральные коллективы?

- Заявок от желающих приехать в Оренбург подается значительно больше, чем фестиваль может принять. На нынешний, например, было подано 30, отобрано 10. Для оренбургских зрителей фестиваль - это подарок, дающий возможность познакомиться с искусством российских и зарубежных театральных коллективов. В этом году зарубежье представлял театр «Аладдин» из Болгарии, который разыграл сказку «Рыбак и золотая рыбка». Всего же за четыре дня было показано 12 спектаклей на трех театральных площадках города.

Помимо спектакля нашего театра «Про девочку Аленку и ее гусенка» и постановки «Аистенок и Пугало» областного театра кукол, зрители увидели представления Омского театра кукол «Арлекин», Московского областного театра кукол, Севастопольского театра кукол имени Кукол, Гатчинского театра-студии «За углом», а также театров из Ханты-Мансийска, Ульяновска и Екатеринбурга. Здесь и «Колобок», и «Сказки из разных карманов», и «Солнышко и снежные человечки», и «Волшебный колодец», и «Спящая красавица», и «Разноцветные сказки», и «Рыжая Пеппи «Пеппи Длиныйчулок». Взрослых тоже ожидал сюрприз: для них Независимый театральный проект Григория Гольдмана привез спектакль «Елочка». Но настоящим подарком для оренбургских театралов стало уникальное шоу Виктора Антонова «Цирк на нитях» из Санкт-Петербурга, снискавшее аплодисменты на многих театральных площадках мира.

 

Фото с официального сайта театра

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.