Воронеж. "Парень в этом роде в каждой роте есть всегда..."

Выпуск №5-195/2017, В России

Воронеж. "Парень в этом роде в каждой роте есть всегда..."

Многолетняя традиция вспоминать о Великой Отечественной войне накануне 9 мая, когда все активно начинают готовиться к очередной годовщине, ставят спектакли, концертные программы, пишут статьи и создают песни, делают передачи на радио и телевидении и т. д., постепенно изживает себя. Сегодня уже никого не удивляют, например, театральные постановки «не к дате». Вот и главный режиссер Воронежского ТЮЗа Вадим Кривошеев обратился к хрестоматийной поэме «Василий Теркин» Александра Твардовского и поставил одноименный спектакль, будучи убежденным, что о подвигах и героях нужно помнить и рассказывать всегда. Особенно молодому поколению, дабы не прервалась времен связующая нить. И представил на суд воронежского зрителя постановку без пафоса, без надрыва, без взрывов и стрельбы, неспешно да складно, тепло и увлекательно рассказав былинную историю о простом русском рубахе-парне, балагуре и весельчаке, обладающем удивительным талантом душу развеселить, но и способном, не задумываясь, подвиг совершить. Потому что Родину любит и за нее готов жизнь отдать. Хотя со Смертью и поторгуется, конечно. Авось Старуха мимо пройдет. И таки уговорит.

И слушает, и смотрит зритель, затаив дыхание. Тот, что помоложе, потому что интересно, чем закончится эта история, а тот, кто постарше, достает из памяти с детства знакомые строчки: «Переправа, переправа! / Берег левый, берег правый...» или «- Нет, ребята, я не гордый. / Не загадывая вдаль, / Так скажу: зачем мне орден? / Я согласен на медаль». И пришептывают потихоньку, стараясь попасть в интонацию актеров.

Режиссер сознательно ушел и от поэтического, и от бытового театра, добившись удивительного эффекта, - уже и не стихи слышишь, хотя и дышишь в их такт, а льющуюся удивительно простую, от самой земли русскую речь, и видишь живых людей с их маленькими радостями и большим горем.

Шесть Василиев Теркиных в спектакле - прием, скажем, не новый, но в версии воронежцев режиссер вместе с актерами - Михаилом Кривовым, Олегом Столповским, Николаем Байбаковым, Алексеем Ивановым, Антоном Надточиевым, Ильей Осенко создали действительно собирательный образ точно по Твардовскому: «Парень в этом роде / В каждой роте есть всегда, / Да и в каждом взводе». И то, что актеры разного возраста, телосложения, характера, по-разному проживающие текст, а в начале выходят каждый под своей фамилией, работает на замысел постановщика. Еще одна яркая и символичная деталь - ни у кого нет знаков различия. Есть просто Человек.

Но режиссер пошел дальше и «подарил» каждому Теркину своего ангела-хранителя. Алла Введенская, Елена Дахина, Мария Малишевская, Виктория Лунева, Екатерина Надточиева, Марина Осенко параллельно создают собирательный образ Женщины, ждущей любимого с войны. Они и матери, и любимые девушки, и жены, и сестры и просто знакомые, но все умеют ждать, как никто другой, и даже силой мысли защищают Солдата от Смерти.

Всех, кого взяла война,

Каждого солдата

Проводила хоть одна

Женщина когда-то...

И, казалось бы, на сцене из бытовых предметов разве что веники в бане да палки во время переправы, а все остальное - от табуретов до разорвавшихся снарядов - заменили катушки с телефонным кабелем, но такое впечатление, что все до мельчайших подробностей соответствует правде жизни. И затеяли «сценическую игру» именно с катушками не случайно, поскольку после оружия на войне это был предмет первой необходимости, спасающий жизнь. И поймала себя на мысли, что с их помощью режиссер и актеры символически «проложили» связь между военным прошлым и нами. И «в противовес» тяжелым катушкам в руках мужчин главным и, пожалуй, единственным предметом в руках женщин были легкие платочки - белые, черные, красные.

По-особому теплыми и душевными получились сцены «Дед и баба», «Два бойца» и «Гармонь», в которых актеры показались наиболее убедительными.

Созданное Валерием Мелещенковым в чем-то хрестоматийное оформление представляет собой деревянный наклонный помост, который по ходу спектакля становится и переправой, и танком, и баней, и деревенской избой и т. д., справа на авансцене фрагмент железнодорожных путей, задник и кулисы расписаны записями Александра Твардовского с опаленными краями. Оно точное и гармоничное, без излишеств.

В спектакле много пластических сцен, которые стали его украшением. И совершенно уж неожиданно, но на удивление точно по тональности звучат песни в исполнении Гарика Сукачева «Годы такие неправые, / Годы такие дебелые. / Кому-то колечки на правые, / Кому-то колечки на левые» и «Протопи ты мне баньку».

Вот что недопустимо даже в самом удачном спектакле, так это несколько финалов. То ли режиссер увлекся репетиционным процессом и захотел как можно больше текста вместить в сценическое время, то ли сам для себя до конца не понял, к чему хочет привести и героев, и зрителя. И оба варианта не в плюс. Можно ли что-то изменить? При желании, конечно. Нужно ли это делать, если в работе поставлена точка? Это на усмотрение режиссера. И какое бы решение он ни принял, спектакль уже состоялся. У него появились поклонники. Скажу даже больше, у Александра Трифоновича Твардовского появились новые читатели. Пожалуй, в этом и состоит одна из главных идей настоящего искусства - сеять разумное, доброе, вечное.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.