Пространство, открытое всем / Фестиваль молодежных театральных коллективов «Виват, театр!»

Выпуск №5-195/2017, Фестивали

Пространство, открытое всем / Фестиваль молодежных театральных коллективов «Виват, театр!»

Девятый год в Тамбове проходит уникальный Открытый фестиваль молодежных театральных коллективов «Виват, театр!». А уникальность его в том, что в нем участвуют студенческие, любительские и профессиональные театры, а с этого года и театральные училища.

С 2003 года и по настоящее время студенческим театром-лабораторией «Феникс» при аграрном университете города Мичуринска руководит режиссер, кандидат философских наук Александр Павленко.

Каждый год, приезжая на фестиваль, он удивляет зрителей и жюри своими экспериментами, своеобразными прочтениями и классических и современных пьес, вызывающих бурные дискуссии, а также приобретающих своих почитателей.

В этом году впервые в России был поставлен их поэтический памфлет «Лисистрата Super Star» Анаты Гов, в котором тесно переплелись история и современность.

Студенческий театр «Акцент» при Тамбовском музыкально-педагогическом институте имени С.ВРахманинова показал спектакль «Чудная баба» Нины Садур. Режиссер Павел Козадаев, соединяя мистику, абсурд и реальность, заставляет зрителей размышлять о добре и зле, о сути жизни на земле, о мечте, о всеобщем счастье.

Значительное место на фестивале всегда занимали любительские театры. Образцовая детская студия «Кавардак», созданная в 2001 году в тамбовском Доме культуры «Знамя труда», порадовала взрослых и детей постановкой «Дюймовочки» по одноименной сказке Х.КАндерсена (режиссер Ольга Верченова). Дети от 5 до 15 лет в изящных костюмах очень эмоционально рассказали приключения Дюймовочки, которую сыграла маленькая Арина Трапезникова.

Театральная студия «Подмостки» при тамбовской школе №30 была создана в 1995 году. Воспитанники студии - учащиеся 1-11 классов и за эти годы через школьную студию их прошло больше тысячи. Художественный руководитель студии, педагог Анна Георгиевна Скопинцева включает в репертуар произведения мировой и русской классики, лучшие образцы современной драматургии. На этот раз она со своими артистами смело ринулась навстречу драматургии ПБомарше, поставив вместе с Артемом Прощиным «Женитьбу Фигаро».

Спектакль посвятили 75-летию Андрея Миронова, 284-летию Бомарше и 260-летию Моцарта. Написанная Бомарше как социальная комедия и ставшая когда-то символом французской революции, комедия более 200 лет не сходит со сцены мировых театров. Ставят ее по-разному - и как притчу, и как костюмное театральное зрелище, и как комедию положений.

В студии «Подмостки» ее жанр определили так: «безумная комедия с песнями и танцами». В спектакле использована испанская и мексиканская музыка, а также музыка Глинки, Моцарта, Россини, Штрауса, Поля Мориа, звучат песни в исполнении известных эстрадных певцов.

Граф Альмавива - Уске Тамоян, самовлюбленный хвастун, графиня Розина - Маргарита Чербаева жеманная, милая, наивная, немного страдающая из-за холодности графа, но главным образом занятая своим флиртом с Керубино. А Керубино (Алексей Татаринов) прелестный шалун. Фигаро (Евгений Шароватов) ведет роль живо, без нажима, очень органично. Сюзанна (Виктория Баженова), девушка хваткая, лукавая. Поразила всех маленькая актриса, ученица 2-го класса, играющая Мажордома, очень серьезно произнося свои реплики. Она получила диплом в номинации «Надежда фестиваля». Cпектакль прозвучал очень современно, ярко и празднично.

Молодежный театр «Предел» города Скопина Рязанской области показал моноспектакль Владимира Деля «Моцарт и Сальери» А.СПушкина.

Владимир Дель, известный своей любовью к экспериментам, и свой моноспектакль построил очень своеобразно. Актер все время действует, лепит из глины маски Моцарта и Сальери, потом начинает играть с куклами, изображающими их. Все действия точно обыграны и, конечно, сказочную атмосферу создает музыка Моцарта, ставшая полноправным действующим лицом.

Лучшим спектаклем среди любительских театров, признанным жюри, стала постановка Л.ПТретьяковой в школьном учебном театре «Шут» при тамбовской школе №22 - «Чучело» по повести ВЖелезникова.

Сегодня театр «Шут» представляет собой творческий коллектив в количестве 280 человек, объединяющий 3 возрастных группы - младшую, среднюю и старшую. За 27 лет на школьной сцене было поставлено больше 70 спектаклей по произведениям Пушкина, Островского, Мольера.

В спектакле «Чучело» участвуют ученики 9 класса, но порой забываешь, что это не профессиональные актеры: они не играют, а скорее живут на сцене, так как материал пьесы оказался очень жизненным и очень им близким.

Лена Бессольцева (Варвара Морозова), испуганная, забитая, ушедшая в себя, мечтательно рассказывает, как она пришла в новый класс веселой, улыбчивой, доброй, где ее сразу же обозвали Чучелом, начали травить, объявили бойкот и даже пытались сжечь.

Ее предает даже лучший друг Дима (Денис Третьяков), и она уезжает с дедушкой, вынужденная покинуть этот городок. А ее гонители, узнав, что она не выдала их учительнице, провожают Лену со слезами на глазах.

Очень большой интерес вызвали студенческие спектакли театральных училищ, особенно Московского театрального колледжа при Московском театре под руководством Олега Табакова, который был создан для 15-16-летних юношей и девушек.

Дипломный спектакль «Прошлым летом в Чулимске» АВампилова поставили режиссеры-педагоги МХомяков и АГуляренко.

Несмотря на внешнюю простоту пьес Александра Вампилова, они очень трудны для постановки, особенно если учесть, что в спектакле играют еще студенты, делающие первые шаги на театральной сцене. Герои Вампилова - люди трудных судеб, которые переплелись в узлы и противоречия. И тем не менее спектакль «табаковцев», как их все любовно называют, отличается искренней неторопливой интонацией, и несмотря на юность актеров, каждый из них сыграл судьбу своего героя и создал живой и яркий характер.

Валентина (Мария Сокольская), строгая и трепетная, умеющая беззаветно и молча любить Шаманова и таить от всех свои чувства. Ее чистота, любовь, поэтичность излучают тепло, пробуждая в окружающих людях лучшее, что у них есть. И прежде всего происходит переоценка ценностей у разуверившегося в справедливости следователя Шаманова (Денис Нурулин).

Буфетчица Анна Хороших (Ульяна Кравец), разрывающаяся между грубым и напористым сыном Пашей (Павел Чернышов) и вечно пьяным мужем (Артем Черкаев), которого она нежно любит; аптекарша Зинаида Кашкина (Наталья Попова), до отчаяния влюбленная в Шаманова; смешной эвенк Еремеев, излучающий добро (Егор Трухин). Все они очень достоверно и искренне существуют на сцене, несмотря на то, что им приходится играть возрастные роли.

«Мертвые души» - это театральные фантазии на тему поэмы Н.В. Гоголя. Самостоятельную работа осуществил студент этого курса Артем Черкаев. В спектакле очень хорошие массовые сцены, много актерских этюдов, много режиссерских находок.

Студенты показали спектакль «Force-Мажор» по комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ» (режиссер Людмила Новикова). Он создавался импровизационно на тренингах, учебных занятиях. Все студенты очень пластичны, хорошо двигаются, хорошее музыкальное оформление, много танцев. Быть может, в первой части многовато суеты и крика, много вставных номеров - современных песен в современных костюмах, но в общем зрелище получилось яркое.

«Российский институт театрального искусства - ГИТИС» показал спектакль мастерской О.ЛКудряшова под названием «Шекспир-Островский» - композицию из режиссерских и актерских работ.

В спектакле чередуются сонеты Шекспира и отрывки из пьес А.НОстровского «Светит да не греет», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова» и УШекспира - «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Двенадцатая ночь».

Сама по себе идея замечательная, но, на мой взгляд, не все получилось: актерские этюды не перетекают один в другой, они разорваны по способу существования актеров, не очень внятна во многих отрывках речь актеров, к тому же еще и музыка заглушает чтение сонетов.

Афиша профессиональных театров была очень разнообразна.

Школа драмы Германа Сидакова в Москве существует с 2008 года. Ее создатель - выпускник мастерской Петра Фоменко в ГИТИСе. В своей школе драмы Сидаков совмещает методику режиссерского факультета с формой, принятой в голливудских школах, что сокращает срок обучения в несколько раз, а процесс предполагает не только сценические навыки, но и кинематографические и даже отдельный курс «Съемки в сериале».

На фестивале был показан спектакль «Любовь в стакане воды» по произведениям Людмилы Петрушевской (режиссер Игорь Неведров).

Независимое театральное объединение «Труппа рупор» из Москвы было создано четыре года назад и позиционирует свое искусство как авангардное.

Спектакль по поэме М.ЮЛермонтова «Песня о купце Калашникове» изобилует народными песнопениями, яркими сценическими образами, режиссерскими находками (режиссер Семен Филиппов).

Муниципальный театр «Русский стиль» имени М.МБахтина из Орла привез на фестиваль спектакль «Кроткая» по Ф.МДостоевскому в постановке Владимира Деля.

Артистам с трудом удалось донести текст до зрителя, они говорили невнятно, а ведь «слово» в театре является главным, особенно при восприятии такого трудного материала.

Не очень понятен жанр спектакля, его почти водевильное начало, обрамленное советскими легкомысленными песенками и пританцовывающей Кроткой (ЛЛитвиненко). Все это не имеет никакого отношения к мучительной, трагической исповеди героя, здесь обозначенного как Закладчик (АСтоляров).

Он пытается восстановить в своем воспаленном мозгу цепь событий, находясь возле мертвого тела жены. Явь и бред перемежаются, и актер достаточно органично существует в этом раздвоенном сознании.

Кроткая выходит замуж за Закладчика, не любя, спасаясь от старого лавочника, а в спектакле с самого начала играется их нежная любовь и сексуальные порывы. Тогда в чем же их поединок? В чем их мучительная борьба, которая доводит Кроткую до самоубийства? Ощущение, что режиссер В. Дель спорит с Достоевским. На мой взгляд, не сыграны взаимоотношения героев. Кроткая-Литвиненко готова стать его убийцей, а почему? Она побеждена в этом поединке, считая, что в его иступленной любви жажда отмщения, самоутверждения тоже насилие. А она любить не могла, виноватой стать не хотела, прощенной быть не умела, жить не смогла.

Художественный руководитель Московского театра «Мост» Евгений Славутин представил спектакль «Книга судеб» по рассказам Татьяны Толстой и Веры Инбер.

Две светлые, наивные и чистые истории о любви, о женских судьбах необыкновенно трогают сердца притихших зрителей.

В первой части «Милая Шура» Т. Толстой совершенно удивительная, необыкновенная и обаятельная актриса Людмила Давыдова в образе автора на фоне тихой музыки рассказывает о судьбе «милой Шурочки», Александры Эрнестовны. В ее воспоминания включены замечательные романсы, подобранные с большим вкусом, из репертуара Вадима Козина и Изабеллы Юревой в прекрасном исполнении Яны Мележко.

Во второй части «Соловей и роза» В. Инбер - рассказ о Москве 20-х годов, где в Успенском переулке, на первом этаже жил портной Эммануил Соловей, славившийся не только великолепным умением исполнять любые заказы, как штатские, так и военные, но и своими завораживающими голубыми глазами.

Его жена Роза в исполнении той же очаровательной Людмилы Давыдовой очень любила и очень ревновала своего мужа ко всем женщинам, его окружавшим.

Эта история, полная легкой грусти и искрометного юмора, заставляет нас вместе с героями проживать их судьбу.

Тамбовский молодежный театр обратился к последней, незавершенной пьесе Григория Горина «Шут Балакирев» (режиссер Наталья Белякова).

Прежде всего удивляет подзаголовок «Придворная комедия». Это сделано для приманки зрителей? Странно, ведь Молодежный театр занял свою нишу в театральной жизни Тамбова и такие дешевые игрушки ему совершенно не нужны.

Спектакль распадается на две части, и не потому, что во втором действии речь идет о потустороннем мире, а потому, что актеры существуют на сцене по-разному.

Первый акт затянут, скучноват, речь у актеров невообразимо плохая. Второй акт ритмически выстроен, ощущение, что актеры проснулись и заиграли так, как они умеют это делать.

В спектакле великолепные костюмы (Алена Позднякова), музыкальное оформление и свет.

Шута Балакирева играет Сергей Демидов (это ввод в спектакль), и думается, что это не совсем его роль - мы не увидели смешного увальня, самородка, бесшабашного и хитрого. И как нельзя точнее сказал ему царь Петр: «Ты был плохим пастухом, плохим солдатом и плохим шутом».

Царя Петра Юрий Фитисов рисует не в расцвете сил, а во время его заката. Это по праву лучшая актерская работа в этом спектакле.

На сцене 1724 год, последние месяцы эпохи Петра Великого. Вокруг много подданных, а он одинок и ходит неприкаянный, страдающий, неспокойный, терзаясь все той же думой о России.

Образ Екатерины (Надежда Петрушова) в первом действии очень статичен, нет императорского величия, отличающего ее от фрейлин.

Во втором действии ощущение, что играет Екатерину другая актриса. Играет ярко, эмоционально, меньше провалов в речи, и веришь, что перед тобой императрица, а не безликое существо, каким она предстала в первом акте.

В спектакле есть интересные сцены - в бане, сцена сватовства, встреча на том свете, финал. Но в целом он производит впечатление неровного, не хватает внутренней энергии, иронии и ощущения того, что историческое прошлое помогает нам осмысливать настоящее.

Лучшим среди профессиональных театров, участвующих в фестивале, был признан спектакль Пензенского театра юного зрителя «Герой» по пьесе Джона Миллингтона Синга в постановке и сценографии Владимира Карпова.

Режиссер создал очень живой, поэтичный спектакль с хорошими актерскими работами, с музыкой и танцами, создающими атмосферу старой Ирландии.


Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.