Минуты верного свиданья… / Международный фестиваль «Свидания на Театральной» (Рязань)

Выпуск №5-195/2017, Фестивали

Минуты верного свиданья… / Международный фестиваль «Свидания на Театральной» (Рязань)

 В Рязанском театре драмы состоялся первый в его истории фестиваль «Свидания на Театральной». Фестиваль спектаклей о любви - такая идея появилась еще в далеком 2008 году, но осуществить ее удалось только сейчас - титаническими усилиями директора театра Семена Гречко и главного режиссера Карена Нерсисяна.

Так удачно совпало, что Театральная площадь, на которой расположено здание Рязанского драматического - это как раз то место, где рязанцы чаще всего назначают друг другу свидания. На этот раз к обычной программе добавился еще и поход в театр - на некоторые спектакли фестиваля билеты были раскуплены задолго до его начала.

Впрочем, ни в один из семи дней театрального форума зал не пустовал. Рязанская публика (надо отдать ей должное) в принципе отличается огромным интересом и доброжелательностью ко всему новому - каждому из семи спектаклей (а они были очень разные - и по режиссерскому языку, и по способу актерского существования) она устроила стоячую овацию.

Открылся фестиваль постановкой санкт-петербургского Театра «На Литейном» «Митина любовь» молодого режиссера Андрея Сидельникова. Спектакль был отмечен жюри за лучшую сценографию. Мария Плаксина выстроила на сцене подобие огромной теплицы, выход за пределы которой оказывается гибельным для юных героев бунинской повести.

Второй день был ознаменован первой зарубежной постановкой фестиваля - спектаклем немецкого Вольфганг Борхерт Театра «Коварство и любовь». Мещанская трагедия Фридриха Шиллера в постановке Тани Вайднер оказалась лишена примет конкретного времени и пространства - герои в обыденной современной одежде действовали на фоне огромного белого экрана, напоминающего лист смятой бумаги.

Время от времени на этот экран проецировались их монологи-исповеди, наговариваемые на веб-камеры и транслируемые он-лайн. Почему-то вспомнилась недавняя трагическая история псковских подростков, выложивших в Интернет кадры собственной гибели. Страшное одиночество современного молодого человека среди огромного мегаполиса, равнодушного социума и даже собственной семьи показалось вдруг не таким уж современным.

Жюри отметило в этом спектакле исполнителя главной мужской роли - Луана Гуммиха.

Третий день спел фестивальной публике «Три романса о любви» - Нижегородский академический театр драмы им. М. Горького представил постановку в трех частях по текстам Людмилы Петрушевской, Семена Злотникова и Валентина Распутина. Московский режиссер Родион Овчинников предложил для каждого из авторов нарочито упрощенное жанровое прочтение - и если Петрушевскую и Злотникова навязанные им «прокрустовы ложа» мелодрамы и водевиля не слишком исказили, то из решенного в жанре притчи Распутина получилось нечто высокопарно-невнятное.

Четвертый день оказался посвящен сербским «Карамазовым» белградского театра «Славия». К сожалению, этот спектакль мало что добавил как к теме фестиваля, так и к сценическим прочтениям Достоевского последних лет. Свисающие с колосников цепи, сваренный из металлических решеток гигантский крест, герои в черном на фоне эффектно снятых видеопроекций - все это выглядело не столько инсценировкой романа, сколько полным собранием китчевых театральных штампов на его тему.

На пятый день Рязанский драматический посетил Костромской драматический театр им. А.Н. Островского со спектаклем «Дикарь» по пьесе испанского драматурга Алехандро Касоны. Впрочем, о том, что действие происходит в Испании, можно было догадаться и не заглядывая в программку - на сцене женщины в колоритных национальных костюмах то и дело начинали плясать фламенко, что мало вязалось как с пьесой, написанной в 1953 году, так и с поднятой в ней темой прихода испанского фашизма к власти.

На первый план вышла любовная линия главных героев, решенная чересчур традиционно - в духе старой-доброй бродвейской мелодрамы. А наиболее выразительной частью постановки оказалась транслирующая постепенное нарастание тревоги и мрачных предчувствий партитура художника по свету Дениса Солнцева - что и отметило в своем решении жюри.

Шестой день стал, пожалуй, самым плодотворным на фестивале - показанный в его рамках спектакль «Ромео и Джульетта» Государственного академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова (Алматы, Казахстан) был награжден сразу в четырех номинациях, начиная с главной - «За лучший спектакль».

Режиссер из Грузии Гиорги Маргвелашвили поставил шекспировскую пьесу как трагедию с ярко выраженным феминистским уклоном. Ромео тут не то, чтобы пустое место, но «один из» - из веселой полукриминальной ватаги молодых парней с шуточками на грани фола, выпивкой, гульбой и бесконечными разборками. Компании и обаятельной, и жутковатой - дружно забивающей ногами некстати подвернувшегося Тибальта. Жюри отметило эту особенность главного героя, наградив сразу всех молодых исполнителей коллективной номинацией «За лучший ансамбль».

Любовь если и меняет этого Ромео, то ненадолго - надо видеть, как наутро после брачной ночи он втихую собирает вещички, чтобы поскорее покинуть Верону. Совсем иная роль уготована в этих отношениях Джульетте (вот тут - абсолютно оправданная индивидуальная номинация для Виктории Павленко) - ее любовь меняет не только внутренне, но и внешне, из забитого угловатого подростка превращая в прекрасную, преданную и... абсолютно несчастную женщину.

Одиночество в семье под присмотром авторитарной матери-одиночки и доброй, но глуповатой няни (исполнительницы этих ролей - Ирина Лебсак и Татьяна Банченко - поделили между собой номинацию «Лучшая роль второго плана») сменяется одиночеством в любви, единственный выход из которого - чрезвычайно сомнительное содержимое той скляночки, что предлагает Джульетте Лоренцо.

В заключительный день фестиваля спектакль «Душечка» показал Таганрогский театр им. А.П. Чехова. Молодой режиссер Татьяна Воронина, увлекшись модными поисками в области пластического театра, поставила не столько конкретный рассказ Чехова, сколько собственную вариацию «Трех сестер» Эймунтаса Някрошюса.

В этом не было бы большой беды (в конце концов, одним из новейших театральных трендов стало пересказывание своими словами какого-нибудь известного фильма) - если бы спектакль, где три актрисы, играющие одну-единственную героиню, по очереди подражают одному актеру, играющему трех ее возлюбленных, не выглядел так абсурдно в самом приземленном смысле этого слова.

Первый международный фестиваль «Свидания на Театральной» получился отнюдь не комом. Он сразу наметил обширную географию, разнообразие эстетической палитры и весьма нетривиальный подход к основной теме форума - теме любви. Хочется надеяться, что эти свои достоинства он сохранит и в дальнейшем. Что же касается улучшения фестивальной афиши, то это дело многолетней работы - ее и пожелаем этому прекрасному начинанию!  

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.