Всероссийский театральный фестиваль "Русская классика. Страницы прозы" (Самара)

Выпуск №6-196/2017, Фестивали

Всероссийский театральный фестиваль "Русская классика. Страницы прозы" (Самара)

Второй раз в Самаре проходит фестиваль, вызывающий большой интерес, позволяющий зрителям и театральным деятелям прикоснуться к классическому литературному наследию России. Спектакли из Москвы, Химок, Орла, Ульяновска и Самары составили очень интересную и разнообразную афишу.

Химкинскому театру «Наш дом» в этом году исполнилось 20 лет, и власти подарили ему к юбилею новое современное здание. На сцене театра идут в основном произведения русской и зарубежной классики - Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, Н.С. Лесков, Ф.М. Достоевский, М.А. Булгаков, А. Камю, Ж-Б. Мольер, Т. Уильямс, а также пьесы современных драматургов.

Режиссер Сергей Метелкин последовательно и упорно осваивает наследие М. Булгакова, причем обращаясь к его ранней и автобиографической прозе. Был поставлен интересный спектакль «Доктор. Первый год», получивший признание и награды на фестивалях, а теперь мы увидели «Морфий».

Сергей Метелкин сделал очень большую и трудную работу - переложил на язык сцены прозу молодого Булгакова, еще не заявившего себя своими гениальными произведениями. Не все получилось, так как не определен жанр спектакля. В программке написано, что это «драма на гитаре». Действительно, много музыки, но порой она так грохочет, что заглушает текст, и так не всегда внятно произносимый актерами. Музыка раздирает спектакль, так же как рвут его интермедии.

И тем не менее спектакль состоялся и прежде всего благодаря главному герою - доктору Полякову в исполнении Александра Карпова. Актер решает образ в развитии, причем очень органично. Материал, а это подробная история его болезни, давал большие возможности для наигрыша, для перехлеста. А этот страшный распад личности и его гибель он показывает очень тактично, постепенно, нигде не пережимая.

Есть очень хорошие сцены - близость с медсестрой Анной (Лариса Беднова), сцена у аптеки, прекрасная сцена с профессором (Марат Ибрагимов) и живые зарисовки отношений между Анной и Поляковым, но соединение конкретного бытового и условного мира не определено до конца.

Очень интересно и разносторонне актер из театра «Свободная сцена» города Орла показал музыкальный моноспектакль по рассказам А.П. Чехова и В.М. Шукшина «Чудаки».

Спектакль состоит из двух абсолютно разных частей и по способу существования актера и по сюжетным ходам. В чеховском рассказе Петр Петрович, вернувшись поздно ночью с крестин, решил еще добавить алкоголя и в темноте по ошибке вместо водки выпил керосин. Понимая, что отравился и умирает, он начал прощаться с жизнью. Правда, наутро выяснилось, что керосин был дешевый, видимо, разбавленный водой, и наш герой остался жив.

Актер интересно заявил начало спектакля пластическими движениями рук, но потом их стало много, движения стали однообразными. Рахим Рахманов хорошо работает с воображаемыми предметами, поет романсы и русские народные песни, аккомпанируя себе на гитаре, но к сюжету они не имеют никакого отношения.

А в рассказе В. Шукшина «Одни» как будто появляется совсем другой актер, глубокий, органичный и, что непросто, играет за двоих стариков - Антипа и его жену Марфу. И песни здесь ложатся на замечательный шукшинский текст, обрамляя его и создавая неповторимую шукшинскую атмосферу. Двое стариков, вырастившие двенадцать детей, вспоминают свою сорокалетнюю совместную жизнь, и актер так проживает все, о чем он повествует, легко, изящно, на фоне тихой музыки, что вдруг уходит одиночество, все трудности их жизни, и оживает то, о чем вспоминает Рахим Рахманов. Остаются два человека с их возвращением в молодость, с их прошедшей жизнью, с горестями, радостями, с любовью.

Спектакль «Возвращение» по Андрею Платонову поставила в Ульяновском драматическом театре Наталья Никонорова по очень хорошей инсценировке Софьи Рубиной, сделанной, как всегда, с уважением и корректным отношением к тексту. Переводить прозу на язык сцены очень трудно, а уж платоновскую, обезоруживающе искреннюю, и подавно.

Никонорова выстроила спектакль очень просто, скромно по форме, но с бережным отношением к деталям, бытовым и историческим. И с такой мерой проживания героев, что спектакль получился очень человечным, сердечным, тонким и глубоким.

В спектакле очень хорош актерский ансамбль, и история, сыгранная им, получилась очень платоновская. Бравый, чуть подвыпивший гвардии капитан Иванов (Алексей Вольный), возвращаясь после войны домой, встречает на вокзале Машу (Александра Филиппова). И какая происходит замечательная сцена их внезапной, мимолетной любви, как вдруг тесно они прижимаются друг к другу, как видно, что оба они истосковались по ласке и нежности.

И совсем другой Иванов, он не может понять, как вступить в новую жизнь, ему страшно привыкать к детям, которые выросли без него. Его сын Петруша (Петр Храбсков), еще совсем мальчик, стал умудренным жизнью рассудительным хозяином дома и садится за обеденный стол на прежнее место отца. Дочь Настя (Мария Верягина) вообще не знает отца и боится его. Иванов растерялся и не знает, как ему жить дальше.

К тому же его жена Люба (Дарья Долматова), замученная жизнью, любя и ожидая мужа, изменяла ему. Простоволосая, растерянная, она искренне рассказывает ему о себе.

Теплый и сердечный спектакль о том, что, несмотря на великую победу, очень трудно входить в мирную жизнь даже родным и близким людям и о непонимании тех, кто был на войне, и тех, кто жил в мире.

«Станционный смотритель» Московского драматического театра «АпАрте» признан лучшим спектаклем фестиваля. Режиссер Гарольд Стрелков в своей сценической версии использовал тему из «Повестей Белкина» и из «Истории села Горюхина», и, думается, что при всей сложности такого соединения это ему удалось. Режиссер в полной мере ощутил атмосферу повествования, его внутренний мир, его поэтическую мысль.

В центре спектакля - Иван Петрович Белкин (Александр Орловский), который и сочиняет всю эту историю, пользуясь рассказами ключницы Авдотьи (Антонина Комиссарова). В этом спектакле все актеры, кроме Белкина, играют по несколько ролей, быстро и незаметно перевоплощаясь, создавая совершенно иные образы!

Так, Антонина Комиссарова поистине является образцом перевоплощения. Она играет и старую ключницу Авдотью, и молодую красавицу Дуню, дочь станционного смотрителя Вырина (Юльен Балмусов), бросив которого, она уезжает с гусаром Минским (Матвей Жизневский).

Очень функциональна сценография Александра Боровского, в которой так много настоящих деталей быта, ощущение, будто пахнет деревом, струганными досками, висят хомуты.

Тихая, нежная музыка и народные песни создают неповторимую атмосферу спектакля, воздух, из которого он соткан.

Вне конкурса был показан спектакль хозяев фестиваля «Недоросль» Д. Фонвизина самарского театра драмы «Камерная сцена» в постановке Софьи Рубиной.

«Недоросль» - комедия, которая более двух веков не сходит с театральных сцен. Вообще очень трудно ставить комедию, особенно так, чтобы она зазвучала по-новому, современно, сохраняя главное - столкновение двух сил, которые всегда находятся в непримиримом конфликте: прогрессивной, живой и косной, тупой, неподвижной.

Два акта «Недоросля» словно два разных спектакля. В первом, очень затянутом, почти все актеры играют в разных жанрах, а второй акт с появлением Стародума в замечательном исполнении Владислава Метелицы становится действительно ярким и живым представлением.

В спектакле есть хорошие актерские работы, по-новому прозвучавшие в известной комедии. Митрофан (Егор Злыгостьев), упитанный, но при этом очень подвижный, не выглядит таким глупым, как его привыкли изображать. Простакова (Лариса Ляпунова) - злая помещица, самодурка, оказывается нежной матерью. Скотинин (Андрей Гудим) слышит только самого себя, предельно ограниченный и самоуверенный. Софья (Ирина Маркина) независимая, насмешливая, наблюдательная, предстает прямой «идейной» наследницей Стародума.

И Стародум, и интеллигент Правдин (Андрей Бирюков), и горячий, честный, по-армейски прямолинейный Милон (Евгений Клюев) - не маски, а живые люди. Стародум Метелицы сочетает в себе черты мыслителя, философа и русского мужика. Он не читает морали, а скорее рассуждает, старается задушевно говорить о прописных истинах, обращаясь к Правдину, Милону и Софье.

«Недоросль» - недавняя премьера театра, и думается, что некоторая затянутость и аморфность уйдут из спектакля, и талантливые актеры театра «Камерная сцена» смогут сыграть так, чтобы комедия зазвучала ярко, броско, соединив юмор и хлесткую сатиру.

Русская классика еще раз доказала, какой великолепной школой является она для актеров.

 

ПДФ статьи 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.