У нас всё получится!.. / Наталья Тескина (Кузнецк)

Выпуск №6-196/2017, Монолог

У нас всё получится!.. / Наталья Тескина  (Кузнецк)

Не все сегодня вспомнят широко шедшую когда-то пьесу Игнатия Дворецкого «Человек со стороны». Зачастую критик, работающий с провинциальными театрами, таким человеком и является. Недолгие командировки, как правило, дают возможность посмотреть несколько спектаклей, пообщаться с труппой. Не более того. В далекие советские времена Валентин Черных написал своего (в те времена) знаменитого «Человека на своем месте». И иногда критику выпадает счастье встретить такого человека и уже, по возможности, не терять из виду.

Наталья ТЕСКИНА - организатор фестиваля «ЗОЛОТАЯ ПРОВИНЦИЯ» в городе Кузнецке.



- Мне кажется, что, сколько себя помню, всю жизнь любила сцену. Когда-то в нашем городе был довольно знаменитый драматический театр, но в конце 60-х его закрыли, и многие артисты нашли себе другую работу: кто в школе оказался, кто в доме культуры. Я еще помню, как к нам в детский сад приходили артисты и показывали детские представления, потом в школе нас водили смотреть спектакли любительского коллектива «Мечтатели», которым руководила Зоя Чернова, бывшая актриса нашей драмы. Он в то время базировался в Клубе железнодорожников. В то время к нам часто приезжали и драматические театры, и оперетта. После спектакля Московской оперетты «Сильва» я загорелась мечтой стать певицей, и мама отвела меня в музыкальную школу. В 10 лет я начала заниматься эстрадным вокалом в Доме пионеров. Вот там и случилась первая встреча с режиссером Александром Калашниковым. Готовясь к очередному новогоднему празднику, мы собирались на общую репетицию всем домом пионеров, в зал нас долго не пускали, так как шла репетиция театрального кружка нового молодого руководителя. Из зала доносились крики и какие-то непостижимые звуки. Вдруг дверь резко открывается и молодой совсем человек с длинными волосами спрашивает: «Вы что, ко мне?» Мне так стало интересно, чем там занимаются с таким шумом и криками. Но через некоторое время в зале стало тихо - руководитель театрального кружка переехал в другой клуб, где организовал свою театр-студию «Бум» в 1979 году. Однажды, опять же перед Новым годом, он пришел к моему педагогу по вокалу Белякову и попросил записать несколько песен для новогодней елки. Вот так в 14 лет состоялась наша вторая встреча. А.Н. понравилось как я записала песни, и он пригласил меня в свой театральный кружок.

Мне очень хотелось заниматься театром, я много смотрела телевизионных постановок, слушала радиоспектакли, не пропускала ни одной «Бумовской» премьеры, тем более что со многими ребятами была знакома. Но была учеба, счастливая студенческая жизнь, стройотряды, агитбригады и лишь в 1985 году судьба вновь свела нас с Александром Николаевичем, и начался новый отрезок жизни, где театр занял большую ее часть.

Я пришла в «Бум» в 19-летнем возрасте. Мне казалось, что в жизни я что-то уже знаю, что-то умею, но на деле все только еще начиналось. Он не позволил мне как-то осмотреться, а сразу дал возрастную роль в спектакле «Солдат и мальчик» по А. Приставкину. Боже, как было все ново, тяжело и интересно. Мы работали по вечерам, писали музыку по ночам, репетировали сутками. Калашников никому не давал скидки - кто первый раз на сцене, кто уже играл, - мы репетировали и репетировали. Я за это время столько всего узнала про театр, но самое главное, я поняла, что театр - не светящаяся рампа и гром аплодисментов, а труд постоянный и непрерывный. А потом была премьера и много обсуждений и похвал.

Он нас учил всему-всему. А мы были заражены и поглощены театром. Калашников был харизматичен, неординарен, все время ему было необходимо что-то изобретать, создавать невиданное доселе. Время, которое мы были с А.Н., - было временем постоянных новых поисков и новых открытий. Летние походы «Балагана», театр на повозках, театр на плотах («Алые паруса»), на мустангах, театральные фестивали уличных театров и спектакли, спектакли, спектакли. Чего стоил его так и не осуществленный проект «Театроград» - эдакий огромный детский конструктор в центре города в детском парке, где каждый год воплощались бы его новые представления, всегда неожиданные, куда бы вернулись разлетевшиеся по всему миру его ученики, но уже профессиональными режиссерами, актерами, художниками. Его голубая мечта. Но так случилось, что наш учитель уехал из города искать возможность осуществить свою мечту в столице и - ВСЁ. Более десятка лет был театральный вакуум. Конечно Калашников приезжал к нам, мы встречались и подолгу беседовали, делились своим житьем-бытьем. Он очень тосковал по своему родному городу. Очень! И вот его не стало.

Мы собрались с ребятами и подумали: как можно увековечить память об этом замечательном режиссере и человеке? Предложения были различные - памятник поставить, книгу написать, фильм сделать, но я подумала, что лучшей памятью стало бы продолжение его дела. Мне пришла в голову идея проведения фестиваля. Собратья по театру «Бум» ее поддержали. Делом жизни Александра Николаевича было развитие театра, любительского движения в провинции, поэтому проекту решили дать название «Золотая провинция». Почему провинция - понятно, а золотая - потому что самородок не найдешь на столичных улицах, он где-то в глубинке лежит себе - чистый, мощный, нетронутый. Многие прославленные российские актеры родом из небольших городов. Именно там начали раскрываться их таланты, которые затем получили необходимую огранку в столице.

С группой единомышленников взялись за дело с пониманием того, что нам предстоит, поскольку имели опыт участия в проведении фестивалей «Бумборамбия». Но о воссоздании тех, прежних фестивалей речи не шло, хотелось создать что-то свое. «Бумборамбия» знакомила кузнецких зрителей в основном с творчеством любительских театров. Обратились к тем людям, которые знали Александра Николаевича, приезжали в Кузнецк, и многие откликнулись. Фестиваль был посвящением нашему учителю. Нашу инициативу поддержали тогдашние городские власти в лице В.А. Майоровой и С.Н. Козина, художественного руководителя Пензенского драматического театра С.В. Казакова, А.В. Зориной, курирующей любительские театры в Союзе театральных деятелей России, председателя Пензенского отделения СТД РФ Н.А. Кугель. И мы сделали это! Первый блин - фестиваль 2012 года - не вышел комом, но стало ясно: нам надо учиться делать это непростое дело. Казалось бы, после успешного дебюта организовать следующие фестивали должно было быть проще, но...

Фестиваль - это праздник, но к нему надо правильно подготовиться. Фестиваль - это встречи, но их надо правильно задумать и провести. Фестиваль - это большая игра, но надо организовать четкую работу всех служб для показа спектаклей. Фестиваль - это... И я поняла, чтобы сделать фестиваль ярким событием, важным действием, необходимо создать какую-то организацию. Так, в 2013 году была создана Пензенская региональная общественная организация «Театрально-фестивальный центр «Золотая провинция», основателями которой стали бывшие ученики А.Н. Калашникова. Одной из целей новой организации стало сохранение театральных традиций Кузнецка, той преемственности, которая складывалась на протяжении десятилетий. Ведь Александр Калашников - ученик Зои Васильевны Черновой, а та, в свою очередь, очень много почерпнула у Людмилы Алексеевны Лозицкой. Так что наши фестивали - дань уважения и признательности всем тем, кто писал страницы славной театральной истории города. А еще, как не раз уже говорилось, мы ставим перед собой задачу повысить уровень культуры наших земляков, в первую очередь детей, привить им отменный художественный вкус. Ведь то время пустоты очень отразилось на общей культуре зрителя.

Как было тяжело вначале! Помимо того, что надо было решать вопросы финансирования, вопрос заполнения залов стоял на первых порах очень остро. Зрителя надо было просто заставлять идти на спектакли. Приходилось работать с каждым, убеждать, привлекать, уговаривать. И, конечно, большую роль на первых порах в организации зрительской аудитории сыграла Валентина Александровна Майорова, в то время - глава города Кузнецка, которая вызывала к себе «на ковер» и какими-то немыслимыми приемами раздавала билеты в организации. Зритель был, мягко сказать, не очень культурным - сотовые телефоны, еда в зале, вставание и громкое открытое обсуждение во время спектакля, реплики и т.д. Все это было, но, слава богу, уже в прошлом. Очень слаба техническая оснащенность наших залов, но были и есть прекрасные ребята из технических служб Дворца культуры «Родина» и МТЦ «Юность», которые могли каким-то немыслимым образом из старых софитов собрать несколько штук для освещения спектакля театра «У Моста» Сергея Федотова и «Класс-центра» Сергея Казарновского. Не было просто театральной черной одежды сцены, не было хорошего звука, но всегда были и есть люди, которые тебя поймут, подскажут, помогут.

Фестиваль - работа коллективная, помощь может быть разной: финансовой, материальной, да и просто добрым словом. И мы благодарны всем за эту поддержку и участие, за внимание к нашей работе. Фестиваль рос, развивался, раздвигал свои границы, приобрел статус важного и долгожданного яркого события. И все это благодаря многим людям, заинтересованности в этом проекте городских властей, общественности, организаций и учреждений. И просто обыкновенным нашим жителям. «Вкусный продукт» - популярная сейчас в театральных кругах характеристика чего-то яркого, красивого, удачного. Над тем чтобы фестиваль «Золотая провинция» получался именно таким, работают очень и очень многие.

На протяжении ряда лет мы плодотворно сотрудничаем с благотворительным фондом имени Евгения Родионова и его руководителем Сергеем Прошиным, который поддержал нас с самого начала. Не остаются в стороне многие жители города, любящие театр. Невозможно было бы проведение фестиваля без поддержки городских властей. С каждым годом это сложнее, потому что растет уровень фестиваля, повышается ответственность.

По сравнению с первым фестивалем, участниками которого были старые друзья «Бума», мне нужна была новая концепция. Я сама из любительского движения, но ведь надо было и профессиональный уровень театров показывать зрителям. Мы не забываем о любительском театральном движении, и каждый наш фестиваль - это, по сути, мастер-класс: профессиональные театры демонстрируют свой уровень, причем очень высокий, любительские коллективы участвуют в конкурсной программе, показывают свои работы, проходят мастер-классы, учатся у своих старших партнеров. Так что посмотреть всегда есть на что, да и поучиться тоже.

Все время мы чему-то учимся. Первые два фестиваля проходили только на площадках нашего города. Но почему только у нас? Многим из профессиональных театров хотелось бы сыграть на одной из старейших российских сцен - сцене Пензенского драматического театра, тем более так хорошо теперь оснащенной. И худрук Пензенского драмтеатра, заслуженный артист РФ Сергей Казаков - наш друг и постоянный член жюри фестиваля - поддержал эту инициативу. Вот уже два года фестиваль проходит в двух городах. А на пятом фестивале впервые была предоставлена площадка для любительских коллективов, в этом году пять спектаклей было показано и в нашем областном центре. Впервые была показана постановка в музее-усадьбе А.Н. Радищева и впервые день моноспектаклей проходил на Камерной сцене нашего театрального центра. У нас появилась собственная сцена, предоставленная городскими властями и нами приведенная в порядок. Площадок становится все больше, фестиваль растет, развивается, раздвигает границы, приобретает больше друзей и зрительской аудитории. Теперь не надо убеждать, завлекать, заставлять приходить к нам. Сегодня зритель уже с нетерпением ждет «Золотую провинцию», звонит и интересуется, когда и где будет проходить, кто приедет, когда начнут продавать билеты.

Надо сказать, что возможностью насладиться мастерством прекрасных исполнителей пользуются не только жители Кузнецка. На фестивальные спектакли к нам приезжают из Пензы, Ульяновской, Самарской областей и других регионов.

Вот уже пять фестивалей мы провели у себя в провинции. Срок небольшой, но за это время фестиваль успел стать заметнейшим событием в культурной и не только жизни Кузнецка.

Каждый год «Золотая провинция» дарит нам радость открытий, новых знакомств и встреч со старыми друзьями. Лично для меня это интересная и творческая работа, карусель из задач и преград, полнокровная творческая жизнь, сложное и серьезное дело, постижение нового и радость достижения цели, встречи, встречи, встречи... Для зрителя, конечно, это праздник, возможность прикоснуться к чему-то новому, яркому, получить новый заряд адреналина, привести свои мысли в порядок, лишний повод почитать книгу или пойти еще на один спектакль. Для моих единомышленников - это возможность лишний раз поработать вместе в безумном ритме, в слаженной команде, ощутить плечо и руку друг друга, вздохнуть с облегчением, когда все закончится, и получить моральное удовлетворение от проделанной работы. Для участников фестивалей - это, наверное, возможность пообщаться в неформальной обстановке, бессонные ночи, радость творчества, возможность научиться чему-то полезному.

Фестиваль - это полноценная человеческая жизнь, где есть все: и радость, и слезы, и страх, и преодоления, любовь и разлука. Только все это проживается в ограниченном пространстве и в очень короткий срок.

Юбилейный Пятый театральный форум в этом году продолжил традиции прежних лет, но многое на сей раз было впервые.

Значительно расширилась география показов спектаклей: восемь были представлены в Пензе, один - в музее-усадьбе А.Н. Радищева в Кузнецком районе. При этом, конечно, центром событий остался Кузнецк, где зрители получили возможность увидеть 22 спектакля.

Впервые в проведении фестиваля, кроме традиционных площадок - ТЦ «Родина», МЭЦ «Юность», Центра детского творчества - была задействована сцена театрально-фестивального центра «Золотая провинция».

Расширилась и география творческих коллективов. Открывал и закрывал фестиваль любимый кузнецким и пензенским зрителем пермский театр «У Моста». Приехали и давние друзья - Молодежный театр Кирилла Королева (Москва), Пензенский драматический театр им. А.В. Луначарского, ТЮЗ из Заречного. Впервые стал участником Саратовский государственный академический театр драмы, Пензенский областной театр «Кукольный дом», а также театр «Arcadia», представляющий объединение известных актеров знаменитых московских коллективов: Театра им. Евг. Вахтангова, Малого театра и Театра на Малой Бронной. В общей сложности в фестивале приняли участие десять театров, к нам приехали 89 актеров, режиссеров и педагогов. Еще одна особенность: среди участников преобладали профессиональные коллективы: любительских только три, в том числе кузнецкая театральная школа «Ступени», для которой выступление на фестивале стало дебютным. В целом то количество заслуженных и народных артистов России, которые стали нашими гостями, позволяет назвать состав участников звездным.

«Золотая провинция» всегда отличалась многообразием жанров и направлений. Один из фестивальных дней был целиком отдан моноспектаклям - такого пока еще никогда не было. Впервые был показан спектакль Московского Дома актера. Наконец, в первый раз в программе фестиваля были так широко представлены кукольные спектакли, которыми наши маленькие земляки, прямо скажем, не избалованы.

И впервые проводили именно фестиваль, а не конкурс. Это была добрая встреча друзей. Пять лет - срок небольшой, но это уже первый юбилей. Прошла большая подготовительная работа, так как на стольких разных площадках нам еще проводить фестиваль не приходилось.

Существенным подспорьем стал грант из регионального бюджета, который Пензенская региональная общественная организация «Театрально-фестивальный центр «Золотая провинция» получила по результатам конкурса социальных проектов. Эти средства вложены в проведение фестиваля и частично - в техническое оснащение площадки нашего центра. В решении организационных вопросов очень помогли администрация Кузнецка в лице заместителя главы И.А. Малкина и городское управление культуры. Особая признательность - художественному руководителю Пензенского драматического театра С.В. Казакову, благодаря которому наше детище смогло подняться на новую ступень.

На мой взгляд, в этом году выполнена наша основная задача - привить любовь к театру детям. Из 22 спектаклей, которые увидели кузнечане, 17 адресованы детской аудитории, включая самых маленьких. И спектакли мы подбирали так, чтобы привить детям не только культуру театра, но и зрительскую культуру, культуру общения, культуру в самом широком смысле этого слова. Цель фестиваля - чтобы как можно больше людей могли соприкоснуться с прекрасным миром искусства. Более 5 тысяч детей и подростков посетили наш фестиваль. Цифра, я думаю, довольно впечатляющая.

Каждый фестиваль - как рождение ребенка, и каким он получится, зависит от многих факторов. Новый фестиваль, шестой, будет международным. Мне кажется, мы уже готовы к такому уровню. Тем более что в этом году у нас уже были заявки некоторых театров, но в связи с тяжелой финансовой обстановкой пришлось отложить приезд гостей. Администрация города фестиваль поддерживает, и я думаю, в 2017 году у нас все получится.  

 

ПДФ статьи 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.