Персонажи уходят от автора / "Текст. Генеральная читка" М.Бартенева в Рязани

Выпуск №6-196/2017, Лаборатория

Персонажи уходят от автора / "Текст. Генеральная читка" М.Бартенева в Рязани

Руководитель лаборатории «Текст. Генеральная читка» Михаил Бартенев предложил Рязанскому театру для детей и молодежи на Соборной представить в виде эскизов тексты молодых драматургов, которые еще не были нигде опубликованы и публично представлены. Оказалось, что для авторов полезно проверить свою пьесу в действии в тот момент, когда в нее еще можно внести правки, когда персонажи делают первый шаг со страниц на сцену. По итогам репетиций вместе с режиссерами и актерами некоторые драматурги стали сами говорить о сокращении реплик и внесении уточняющих ремарок.

В задачу театра входило привлечь зрителей разного возраста, поэтому и названия были выбраны соответствующие.

Для детей от 4-5 лет Анна Богачева написала пьесу «Гадкий котенок». Подтолкнул ее к этому кот породы сфинкс, встреченный у соседей по деревенскому дому, этот контраст удивил драматурга и спровоцировал на текст, что интересно, для маленьких зрителей. Пересказ неизбежен. В пьесе забракованный на выставке умный и красивый лысый кот попадает в деревню, где меняет жизнь всех персонажей к лучшему, заставляет их принять и полюбить себя такими, какие они есть, с нелепыми хвостами, как у бездомной кошки, и неидеальными фигурами, как у коровы Ласточки.

Режиссер Татьяна Дремова поставила комедию, в которой корыстные хозяева кота Тутанхамона, или Мони, предстают карикатурами, не выпускающими из рук устройства для сэлфи, а деревенские жители (как люди, так и животные) вызывают уже добрую улыбку, они трогательны и душевны. Первые берут кота исключительно, чтобы заработать на его отцовстве, вторые искренне дружат и влюбляются. С ними и остается быстро повзрослевший Моня, чтобы стать папой не согласно бизнес-плану, а по зову сердца.

Режиссер Михаил Егоров, обращаясь к тексту Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной «Как спасти папу, похищенного ужасным драконом», адресовал свой эскиз тем, кому исполнилось 8-9 лет. Сегодня этот возраст несколько «потерялся» в театральной афише, родители почему-то считают, что младшим школьникам уже поздно смотреть волшебные сказки, а ходить на проблемные постановки для подростков им, конечно, еще не интересно.

Комикс, «страшилка на ночь», компьютерная игра - без этого контекста трудно понять представленный сюжет. Раньше дети рассказывали страшные истории про красную руку и черную простыню, теперь пугают друг друга приложением в айфоне с игрой в красный паровозик, которое невозможно пройти, и сестренкой-зомби, с которой надо смириться. Но судя по популярности компьютерных игр среди взрослых, можно понять, что эта проблема «виртуального мира» касается не только детей, но и родителей. Как замечает в пьесе один из похищенных пап: «Дом - это место, где стоит компьютер... но не офис!».

Режиссер предложил исполнителям представляться и представить в паре слов своих персонажей в начале действия. Это позволило актерам разного возраста сыграть семилетних детей, не отвлекаясь на заботу о внешнем сходстве, здесь важнее узнаваемая лексика и знакомые обиды и страхи персонажей. Страшилки по ходу действия оборачиваются реальностью, которая в финале оказывается лишь сном одной из героинь. Но сон этот не только пугает и забавляет, во сне персонажам дано право на искренность, которой часто не место наяву.

«А я помню только твою спину, и еще как дверь за тобой закрывается, когда ты на работу уходишь. Вот я вырасту большая, меня спросят: «Что ты помнишь про детство?» - а что я скажу? Что я только дверь помню?», - говорит отцу Дракон, обиженно и мстительно похитивший пап всех детей. Драконом оказывается семилетняя Маруся. Эту реплику сподручнее произнести не девочке, в ней больше слышится упрек двадцатилетнего за пропавшее детство, в котором не было совместных пикников. Но для драматургов это важное высказывание, ради обстоятельного выяснения отношения отцов и детей они готовы остановить действие, что не помешало в финале режиссеру все-таки вернуться к изначально заданному стремительному, остроумно нагнетаемому напряжению саспенса.

Полина Бородина говорит в своей пьесе «Рыба и шоколад» о подростках и их первой сильной страсти. Мальчик учится в специальной закрытой школе, девочка в хореографическом училище. И не похожи они лишь на первый взгляд, хотя их и сравнивают не с Ромео и Джульеттой, а с рыбой и шоколадом - у ребят в ходу не романтичные метафоры, а сравнения, связанные с физиологическими процессами. Зацикленность закрытых обществ на дисциплине делает свое дело, формируя у учеников острое желание свободы, которое рифмуется у них с секретами от взрослых и бегством.

Не так важно, что ученики закрытой школы называют свое место обитания Хогвартсом, важнее, что и директрису они зовут Дамблдором, видя черты положительного персонажа культового «Гарри Поттера» в измотанной «училке», которая может угостить проблемного парня конфетами, но не может дать ему справку о переводе в нормальную школу. Ученик ей нужен как проверенный неформальный лидер среди одноклассников, так ломают чужую судьбу ради собственного комфорта.

Режиссер Вахтанг Николава подчеркивает, что подобно поступает и молодой человек. Особое внимание в пьесе он уделяет сцене, в которой старшеклассники издеваются над учителем физкультуры по прозвищу Снегурочка. Причина срыва главного героя - девушка, не пришедшая на свидание. Свою досаду он срывает на другом, невысказанная страсть вырастает в ненависть и презрение. И если о буллинге среди детей принято говорить в театре (в скобках интересно заметить возвращающуюся популярность «Чучела» в театре), то коллективное унижение детьми учителя - тема еще табуированная, важная, но неудобная для культпохода с классным руководителем.

Юные зрители на обсуждениях увиденного охотно делились исключительно положительными впечатлениями, их поддержали и взрослые. Художественный руководитель театра Марина Есенина в своем заключительном слове пообещала довести до премьеры все три эскиза. Рязанский театр для детей и молодежи на Соборной поддерживает репутацию театра, где для юных зрителей ставят актуальные тексты.

 

ПДФ статьи 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.