Ногинск. Когда смех учит

Выпуск №7-197/2017, В России

Ногинск. Когда смех учит

Пьеса Д. Чодорова «Любовь на лестничной клетке» («Сосед и соседка») совсем не случайно привлекает российские театры (это можно довольно легко проследить) в те периоды времени, когда все вокруг настраивает на депрессивное состояние: современная драматургия, нынешние театральные афиши, сегодняшние радио и телевидение, фильмы катастроф отечественного и неотечественного производства, бесконечные новости о терактах, убийствах, сошедших с рельс поездов, врезавшихся друг в друга автобусах и автомобилях, экономика, экология и прочее, прочее, прочее. И когда все это и еще многое другое, сугубо личное, завязывается в некий прочный узел, так хочется освободиться из его петли хотя бы на два-три часа, которое дарит зрелище пусть не изысканное по мысли, но согревающее наивным теплом...

Спектакль Московского областного театра драмы и комедии, что расположен в недалеком от столицы Ногинске, поставлен Валерием Якуниным (сценография Максима Железнякова, художники по костюмам Андрей и Янина Троицкие, музыкальный подбор Елены Троян) как бы в пересечении и даже в некоей игре жанров - водевиль с лирическим наполнением, с элементами абсурда, с легкими манками психологических оттенков. Воплотить все это очень сложно и удается, к сожалению, не всем участникам спектакля, по мысли режиссера, сплетенного причудливо, с заведомым смещением очертаний характеров, судеб, событий.

Сюжет может показаться элементарным почти до нелепости: выставляя своего бывшего мужа из квартиры, женщина захлопнула дверь и осталась на лестничной клетке наедине со старомодным, громыхающим лифтом и запертой дверью соседа, которого она никогда прежде не видела. Надавив кнопку звонка, она в ужасе слышит вой полицейской сирены и видит вспыхивающие вокруг лампы, понимая, что в этом ужасе ей предстоит провести, вероятно, не только ночь, но и наступающий уик-энд: на улице ночь, метель, холод, а вокруг пустота...

Конечно, подобная ситуация может кого-то рассмешить, но ненадолго - наверное, у каждого из зрителей есть в глубине памяти собственная история захлопнувшейся двери и чувства безнадежности. Вот и здесь хотелось бы проникнуться невольным сочувствием к Дженифер Фостер, прожившей с мужем Артуром четверть века и ушедшей от него, потому что невыносимо стало терпеть его занудство и педантизм. Но Татьяна Иванцова играет женщину, в сущности, такую же нелепую и занудную, как и ее муж (Владимир Драковский), не углубляясь в оттенки характера, не проявляя любопытства к появившемуся внезапно в огромной шубе и экзотической меховой шапке с хвостом соседу, не меняя почти истерического состояния от начала спектакля до его финала. Владимир Ташлыков поистине блистателен в роли Майкла Гардена - он смело и ярко играет смену самых разных состояний своего персонажа, подчеркивая тонкими штрихами его таинственность, загадочность и откровенное желание утащить соседку в свою «берлогу» - ведь это она видит его впервые, а он постоянно подслушивает ее телефонные разговоры и пребывает в детальном знании жизни Дженифер, завоевать ее, как охотник свою добычу, и научить жизни, которая не укладывается в материнские советы, может быть, и весьма полезные для подростков, но не для женщины, разменявшей пятый десяток.

Когда на лестничной клетке неожиданно появляется ее сын Тим (Роман Чумаков) с подружкой Терри (Вероника Кулакова), и молодые люди застают Дженифер, замотанную в полотенце, выходящей из соседней квартиры, сценическое повествование приобретает иные краски, но, к сожалению, у героини они появляются на несколько секунд - когда она объясняет подружке сына, что он пустой прожектер, ничего не выйдет из его планов уехать в Неваду и купить там ферму. И в этот момент в молодой актрисе Веронике Кулаковой пробуждается то, чего так не доставало в начале - умение принимать решения, не прячась за спину Тима. И тогда в водевиле начинают отчетливо звучать мотивы лирической комедии - с положенной этому жанру грустинкой.

А потом из громыхающего лифта выйдет молодая женщина, любовница Майкла Ольга (это очень интересная, выразительная работа Елены Троян), и ее появление будет очень громким, смешным и отчего-то немного грустным - особенно, когда она решит покинуть возлюбленного навсегда и принесет свои извинения Дженифер за устроенный скандал.

Вот так и будет вести нас режиссер по причудливой игре жанров, резко меняя наше настроение, заставляя что-то вспомнить, о чем-то задуматься, кому-то из персонажей посочувствовать, над кем-то посмеяться. Ведь жизнь, в сущности, совсем не веселая штука. Хотя и очень увлекательная, потому что полна неожиданностей...

Одним из главных сюрпризов спектакля становится явление то ли слесаря, то ли медвежатника, вызванного Артуром к бывшей жене. Он предупреждает, что гонорар Гринберг получит от «другого мужчины», и старый еврей, польстившийся в ледяную ночь на 150 долларов, сразу предупреждает об этом Майкла. И тут начинается подлинный пир актерского мастерства - дуэт Владимира Ташлыкова и Андрея Троицкого, упоительно играющего Гринберга, невозможно смотреть без смеха, аплодисментов, наслаждаясь их взаимоотношениями, тонко и точно обыгранным каждым моментом существования: Майкл угощает Гринберга коньяком, тот, жалуясь на жену, с которой прожил 35 лет, перебирает инструменты в сумке, натягивает красные перчатки и с помощью кредитки мгновенно открывает дверь Дженифер. Но как же не хочется ему уходить от этих милых людей! Гринберг готов починить старый лифт, еще какую-нибудь дверь, да что угодно, лишь бы побыть с ними еще, мешая Дженифер и Майклу наконец-то остаться наедине.

И они остаются наедине. Может быть, лишь на эти дни. Может быть, навсегда. Суть совсем не в этом, а в том, что очень смешная, абсолютно водевильная ситуация заставила героев на многое взглянуть иначе.

Наверное, и некоторых зрителей тоже. Ведь иногда в самых непритязательных ситуациях скрыто нечто большее. Важно не пропустить. И тогда самый бездумный смех обернется вдруг новым знанием, уроком...

 

Фото предоставлены театром

 

ПДФ статьи 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.