Вселенная бесконечна / Выставка Татьяны Швец в Бахрушинском музее

Выпуск №7-197/2017, Выставки

Вселенная бесконечна / Выставка Татьяны Швец в Бахрушинском музее

Персональная выставка заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР Татьяны Маркияновны Швец в Бахрушинском музее приоткрыла мир большого художника. Пространство выставочного зала ограничено, но тщательно отобранные экспонаты позволили увидеть и понять, как рождается визуальный образ спектакля от первоначального замысла до завершающих деталей. Здесь эскизы декораций и костюмов, макеты, подробные проекционные чертежи. И небольшой личный штрих - видавший виды чемоданчик, сопровождавший художника во многих странствиях, и небольшой плетеный табурет.

Театральные работы Татьяны Швец, как созвездия, осветили многие российские города и особенно Ригу, где почти 20 лет она служила художником-постановщиком, а затем главным художником в Театре русской драмы. В Музее театра Латвийской ССР 33 года назад прошла ее первая и единственная персональная выставка «Сценография». Нынешняя - «Пустое пространство и "вся Вселенная"» - тоже первая в биографии Швец. Первая в России. При этом ее работы хранятся в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина, мемориальном музее «Ясная Поляна», литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге, Литературном музее Латвии в Риге. Швец делала эскизы костюмов к фильму Ю. Кары «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову (Москва, киностудия им. М. Горького, 1991), участвовала в международных и всесоюзных выставках сценографии, в Прибалтийских Квадриеннале.

Путь художника вместил более 170 постановок в театрах России, Литвы, Латвии, Украины, Белоруссии, Болгарии, Польши, Японии, США, но за столь внушительным числом скрыты сотни альтернативных вариантов, отработанных «от» и «до», а в итоге отвергнутых самим же автором. В этом заключается стиль работы Татьяны Швец: в долгих и порой мучительных поисках рождается единственно верное решение, выкристаллизовывается главное, отсекая все лишнее и незначительное. Вот отчего ее сценография немногословна, точна в деталях, почти всегда метафорична.

Переходя от экспоната к экспонату, интересно наблюдать, как со временем меняется палитра художника, как все более символичными, основанными на сложных инженерных расчетах становятся макеты. От сочных красок лермонтовского «Маскарада» в дипломном проекте и «Камень-птицы» П. Маляревского в Государственном русском драматическом театре Удмуртии (Ижевск, 1959) до сдержанной гаммы и лаконичного решения «Утиной охоты» А. Вампилова (1976), «Короля Лира» У. Шекспира (1977) и «Заката» И. Бабеля (1989), осуществленных на сцене Рижского театра русской драмы, «Земляничной поляны» И. Бергмана в Национальном театре им. М. Горького в Минске (1978), «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского в Челябинском академическим театре драмы (1995), чеховских «Трех сестрах» в Ульяновском драматическом театре им. И.А. Гончарова (2005), «Пигмалионе» Б. Шоу в Тамбовском государственном драматическом театре (2016).

Можно предположить, что максимальная сосредоточенность, умение всматриваться в суть предметов, чувствовать различные фактуры, которые всегда работают на образ спектакля, у Татьяны Маркияновны сформировались еще в детстве. Она родилась в Вологодской области в семье метеорологов, вместе с родителями подолгу жила на отдаленных метеостанциях на Севере, за Полярным кругом, в Коми АССР, подолгу смотрела в небо и хорошо знала его звездную карту, испытывала восторг от северного сияния. Еще в школе заболела театром и живописью, готовилась поступать в Ленинградский университет на искусствоведческое отделение истфака, но на экзаменах не добрала одного балла. И к лучшему, наверное. Потому что в Ленинградском театральном институте им. А.Н. Островского тогда же объявили набор, Швец подала документы и в 1955 году поступила на постановочный факультет. Но главная удача заключалась в том, что она попала на курс выдающегося театрального режиссера, художника и педагога Николая Павловича Акимова.

Распределилась Татьяна Швец в Ижевск, где с 1959 по 1963 год работала художником-постановщиком Государственного русского драматического театра Удмуртской АССР, создавала сценографические портреты к спектаклям «Остров Афродиты» А. Парниса, «История одной любви» К. Симонова, «Дамоклов меч» Н. Хикмета, «Живой труп» Л.Н. Толстого. Затем был Калининградский областной драматический театр, а с 1966 года - Рижский театр русской драмы, где она продолжила работать в тандеме с главным режиссером театра Аркадием Фридриховичем Кацем, и это время считают периодом расцвета в ее творчестве. Среди работ, которые можно отнести к лучшим образцам сценографического искусства, «На дне» М. Горького, «Телевизионные помехи» К. Сакони, «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Король Лир» У. Шекспира, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Беседы с Сократом» Э. Радзинского.

«Сценография Татьяны Швец рождается в глубоком изучении и понимании основных идей и целей постановки, в совместной работе с режиссером, - писала в буклете к первой персональной выставке художника в Риге искусствовед Расма Лаце. - Поэтому ее конструкции не только ритмическая и пространственная основа сценического действия, они содержат также яркий идейно-образный смысл, часто становясь пространственными и пластическими символами. В них отражается стиль Рижского театра русской драмы - лаконично-емкий, публицистически страстный, театра, в котором развивался талант Татьяны Швец, рос ее авторитет как художника».

За всем этим стоит огромная работоспособность настоящего мастера, несуетность в подходах к тому или иному проекту, умение зачеркнуть готовое решение и начать все заново. Говоря о Татьяне Швец, Аркадий Фридрихович Кац вывел очень точную формулу: «Талант не бывает ленив». Он это точно знает, потому что режиссера и художника связывают долгие годы сотворчества, которое началось в 1960-х и продолжается по сей день. В своей книге «Похвала бессоннице» Аркадий Кац посвятил Татьяне Маркияновне небольшую главу, и в каждой строке высвечиваются сила и глубина ее характера, высочайший уровень профессионализма.

«Уже с первых дней работать с ней было непросто. Если я пытался предложить что-то, связанное с конкретными сценографическими решениями, она просила этого не делать. Предпочитала, чтобы я говорил об авторе, о пьесе, о том, что волнует меня, что задело, кто будет играть в спектакле. Она бывала разной. Это проявлялось даже в подходах к сценографии и костюмам. Чувственное, женское, тонкое, воздушное - все отдавалось костюму. Но в сценографии у нее мужская рука.

Худенькая, в больших очках, она напоминала девочку. Глядя на нее, было трудно представить всю мощь ее фантазии, жесткий, почти математический расчет. Для нее нет тайн в технологии, в выполнении задуманного. Если она предлагает, на первый взгляд, невыполнимое, она знает, как это сделать. Татьяна Швец талантлива. Без преувеличений. Она всегда видела и видит то, мимо чего проходят другие. Вот почему ее предложения уникальны. С ней работать не просто, но увлекательно. Наверное поэтому ее приглашают в крупнейшие театры страны».

В 1989 году, когда в Латвии жить и работать стало очень трудно, Татьяна Маркияновна переехала в Москву. Вместе с Аркадием Кацем она создавала спектакли в Театре им. Евг. Вахтангова, МХТ им. А.П. Чехова, «У Никитских ворот», в театрах Омска, Екатеринбурга, Иркутска, Челябинска, Нижнего Новгорода, Ульяновска. Сейчас готовится очередная премьера в Тамбовском драматическом.

Каждая встреча с Татьяной Маркияновной драгоценна. Поэтому на открытие выставки в Бахрушинский музей пришли не только москвичи, работавшие со Швец и в Рижском театре, и на столичных подмостках, но и гости из Челябинска, Тамбова. Драгоценна и возможность хотя бы раз побывать в ее мастерской в Мытищах, где на втором этаже хранится более 50 макетов к постановкам разных лет. Сотни деталей и целая вселенная, где каждый спектакль как отдельная планета.

 

P.S. Для Татьяны Швец каждый осуществленный спектакль - серьезная часть жизни. Но «Король Лир», поставленный Аркадием Кацем в 1977 году на сцене Рижского театра русской драмы, занимает особое место. Премьера прошла тогда с огромным успехом, а Татьяна Маркияновна решила заказать для себя точно такой же свитер, напоминающий кольчугу, который придумала для исполнителя роли Лира. И вот, спустя 40 лет, нашелся повод его надеть.

 

 ПДФ статьи 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.