Когда не знаешь, за что держаться, - держись за спектакль!

Выпуск № 8-118/2009, Событие

Когда не знаешь, за что держаться, - держись за спектакль!

Эпиграф

Мне одна слушательница сказала, что когда не осталось у них в театре никаких красок, они грим мулатки сделали из кофе растворимого.

Наталья Остроумова, художник по гриму, доцент РАТИ, руководитель семинара художников по гриму

В самые морозные февральские дни, когда термометр показывал тридцать и ниже и хотелось отсидеться дома, — в Новосибирске работал III Всероссийский театральный форум «Театр: время перемен». Около 600 участников, 17 секций, от стратегических — для руководителей органов культуры субъектов Российской Федерации – до узкоспециализированных, вроде семинара для конструкторов кукол. Эту махину надо было раскрутить и поддерживать ее движение четыре дня работы форума.

Не стану делать попыток объять форум в целом — слишком различались задачи, стоящие перед каждым из представленных на нем профессиональных сообществ. Предложу несколько фрагментов грандиозного спектакля под названием «Современный Сибирский театр». В сценах заняты московские и новосибирские театральные деятели. Итак…

Картина первая. Таланты и поклонники

Открытие. В нарядном, совсем недавно отреставрированном зале Новосибирского академического театра «Красный факел» выступает Председатель Российского Союза театральных деятелей Александр Калягин. После слов о текущем моменте, о грядущих и насущных трудностях — обращение к губернатору Новосибирской области Виктору Толоконскому с просьбой предоставить-таки Новосибирскому городскому драматическому театру под руководством Сергея Афанасьева помещение, строительство которого все обещают и обещают завершить в каждом следующем году.

День третий. Семинар театральных критиков и журналистов, пишущих о театре. Блистательная Нина Шалимова, поражающая равно широтой охвата того театрального и культурного пространства, на котором произрастает каждый отдельный спектакль, и еще — высотой установленной для нас планки, профессиональной и нравственной, какую надо преодолеть, взлетая над материалом, заявляет: «На весь город — три сестры, на всю губернию — один Иванов. Я говорю про Сергея Николаевича Афанасьева. Это крупный художник, которым может гордиться Новосибирск».

Картина вторая. Первоклассные и первоклассники

Комплексный семинар «Золотое кольцо» для молодых актеров драматических театров.

N — молодая талантливая актриса одного из новосибирских театров. Несмотря на большое количество ролей, на успех, на сложившееся имя, интерес к учебе не пропал. Мягко поясняет: «То, что предлагали на семинаре, в нашем театре нам преподавали не раз. Быть может, мы избалованы общением со знаменитыми педагогами и режиссерами, а семинар рассчитан на актеров маленьких театров из небольших городов, каких приехало очень много».

Актриса Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», заслуженная артистка РФ, преподаватель Новосибирского театрального института Тамара Кочержинская: «Такие форумы театральным людям нужны как кислород. Для молодых актеров из провинциальных театров эти занятия — подарок судьбы. И вообще актеру никогда не вредно поучиться заново. Мы постоянно должны быть в тренинге, иначе — «остываешь». Ничто не должно мешать актеру время от времени становиться учеником первого класса».

Картина третья. Братство договора

Семинары театральных художников и режиссеров

Евгений Лемешонок, художник НАМТ «Глобус»: «Мне бы хотелось услышать, чем живут коллеги других российских театров, поговорить о развитии современной сценографической мысли, о сценическом воздухе нашего времени. Гораздо меньший интерес для меня представляла тема «Договор художника с театром», которой в большей мере и были посвящены занятия. Заключать с театром договор для нас — привычная практика. Хотя для художников маленьких театров эта тема была открытием».

Евгений Рогулькин, режиссер ГДТ под руководством Сергея Афанасьева: «Режиссеры — «одинокие волки». Но существа говорливые. Театральные сборища нам необходимы, чтобы не вариться в собственном соку. Ну и, простите за пафос, должно же оно существовать, театральное братство! А на семинаре мы обсуждали форму договора режиссера с театром. Как ни странно — режиссер до сих пор не является обладателем авторских прав на спектакль. В советское время существовала форма типового договора. Сейчас их едва ли не столько, сколько театров. Разработчики проекта договора собирали замечания и соображения режиссеров — участников каждого из форумов, которые уже состоялись, и будут продолжать эту работу на последующих. И потом, может быть, профессия — режиссер окажется под защитой закона, и мы будем, к примеру, обязательно получать процент от кассового сбора за спектакль и так далее».

Картина четвертая. Ваш паспорт, пожалуйста!

Семинар для заведующих постановочных цехов. Виктор Гофф, завпост НАМТ «Глобус»: «В нашей профессии творчества очень много. Но всего важнее — правильно составленная документация. Это нам и преподавали на семинаре. Известно, работа в машинно-декорационных цехах — тяжелая, люди приходят в театр рано утром, а домой идут после десяти. Не каждый выдержит такой режим, состав цехов меняется часто. А иной раз и старые кадры забывают нюансы технического оснащения спектакля — тоже неудивительно, при их нагрузке держать в голове столько подробностей невозможно. Спасение одно — хорошо составленный технический паспорт спектакля. Если паспорт грамотно подготовлен, а мы теперь знаем, как это сделать, — то можно хоть полностью сменить художественно-постановочную часть, — новые люди посмотрят в паспорт и сделают для спектакля все, что требуется. То же с гастрольным райдером. Бывает, что приходится заранее выезжать в тот театр, куда мы собираемся на гастроли, чтобы на месте выяснить все вопросы по нашей части. Правильно написанный райдер исключает все нежелательные технические сюрпризы. А когда с документацией все в порядке, начинается творчество».

Картина пятая. Вы пишите, а мы не поставим

Семинар театральных критиков. Нина Шалимова, член комиссии по критике и театроведению СТД РФ, доктор искусствоведения, профессор: «Мне не кажется странным обилие классики в репертуаре наших театров. Попытки объяснить это отсутствием современной драматургии или обиды наших драматургов на то, что их не ставят, а выбирают классику, мне кажется, это не тот уровень понимания и обсуждения проблемы. «Сейчас у нас в России, когда все переворотилось и только начинает укладываться, самый важный и самый интересный вопрос — каким образом это все уложится». Я процитировала слова Левина из «Анны Карениной».

Мы находимся в ситуации гуманитарной катастрофы, и это не паника, не депрессия — осознание трагизма времени, в которое нам довелось жить. Выстраивание взаимоотношений с собственным прошлым, куда включается и русский Шекспир, и русский Шиллер, Гюго, Сервантес, не говоря уж о Пушкине, Островском или Чехове, стремление найти опору, которая выскользнула в «большом пространстве времени», и поиск ее в мировой и отечественной классике — естественный для нашей логоцентричной культуры процесс. Без опоры — нельзя!».

Семинар драматургов. Екатерина Галямова, драматург: «Странно, что меня вообще кто-то помнит в Новосибирске как драматурга, я сейчас редко принимаю участие в конкурсах, а если и присутствую на лабораториях – то в Омске, Москве. В результате оказалось, что я – самая молодая и «зеленая» среди тех, кто собрался. Нас в 2001 и 2002 годах было значительно больше, когда Виктория Холодова, недавно уехавшая в Москву, организовывала фестивали и конкурсы, встречи с режиссерами. Общее мнение всех участников о сегодняшнем нашем положении – театры боятся рисковать. Необходимо или громкое имя автора, или не менее громкое имя режиссера. Постановка должна иметь коммерческий успех, информационный резонанс. И если автор не может получить какой-нибудь грант или выступить продюсером своего текста – дорога в репертуарный театр ему перекрыта. Иногда движение автора начинается из Москвы, когда известный театр берет пьесу, позднее она может «пустить корни» по всей стране. Драматургия как основной источник доходов для автора – это сейчас для многих из нас только мечта. Мы пишем или вопреки тому, что видим в репертуарном театре, или «на потребу», но нет гарантии, что кто-то это купит. У меня был забавный случай: мою лирическую комедию «До мурашек» критики разбили в пух и прах, однако несколько актеров из Питерского БДТ, видимо, устав от масштабной классики, хотели попробовать поиграть ее на малой сцене. Но проблема поиска гонорара для режиссера и денег на постановку быстро отбила у них охоту творить и делать что-то для души.

Руководитель семинара Римма Павловна Кречетова, театральный критик, член комиссии СТД РФ по драматургии, очень мудрый человек, она успела провести большую работу не только с нами, но и с режиссерами – рекламировала наши пьесы. А когда твою работу рекомендует такой человек – это дорогого стоит. В последний день за обедом мы сидели за одним столом с Риммой Павловной, и к ней подсел приезжий режиссер. «Я хочу спросить совета, ищу современные пьесы», – сказал он. Кречетова ответила: «Так вот же они перед вами сидят!» И не выпустила его из-за стола, пока мы все не передали ему свои координаты и тексты.

Было бы идеально вдобавок к такому творческому общению формировать базу пьес, рекомендованных для постановки специалистами СТД и просто известными авторами и критиками. И потом делать рассылку по театрам. Режиссеры не всегда покупают журналы, где публикуются современные пьесы. Да что говорить, не в каждом театре есть возможность получать электронную почту. Вот так мы и сидим – драматурги ждут, что их начнут искать и ставить их пьесы, а режиссеры ждут, когда новые пьесы станут классикой, чтобы начать их ставить».

Эпилог

Нина Шалимова: «В театре все непросто. И нет рецептов. И в каждой сложной ситуации ты мучаешься — что правильно и как нужно. Честность еще не есть нравственность. Иногда бывает, что правду надо закинуть подальше — именно это будет правильно. Но, когда не знаешь порой, за что держаться, — держись за спектакль!».

Занавес.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.