Волгоград. Донской театр под руководством В. Ляпичева

Выпуск №1-111/2008, В России

Волгоград. Донской театр под руководством В. Ляпичева

В минувшем сезоне 15 лет исполнилось Государственному Донскому казачьему театру под руководством Владимира Ляпичева. За эти годы зрители полюбили театр, и дело не только в интересе к казачьему фольклору, талантливо воплощенному в его творчестве. Донской театр — особое место, куда можно прийти всей семьей, привести детей. Все спектакли театра несут некую нравственную идею, мысль о том, что каждый из нас должен бороться с человеческими пороками, в первую очередь в себе.

В юбилейном сезоне Донской казачий театр представил три премьеры. Первая из них — трагикомедия о малороссийском казачестве «От любви до ненависти...» по пьесе Н. Старицкого «Ой, не ходил бы ты, Грицю, да на вечерницы». Эта любовная драма давно не появлялась на театральных подмостках. В. Ляпичеву удалось поставить спектакль о том, что если в сердце нет любви, то там неизбежно поселяются недоверие к людям, злоба, ревность, ненависть.

Действие происходит в небольшом казачьем хуторе накануне Рождества. Безудержное веселье молодых парней и девчат, их песни, шутки, колядки напоминают гоголевскую «Ночь перед Рождеством». Молодые герои сталкиваются с проблемой выбора между Добром и Злом. И тогда понимаешь, что название спектакля неоднозначно: сколько шагов от добра до зла, от веры до безверия? Невольно вспоминаются слова Достоевского о том, что сердце человеческое — это поле битвы между Богом и Дьяволом.

Любовь юных сердец оказывается абсолютно беззащитной. Юная Маруся Шурай (Юлия Добронравова), наделенная красотой, веселым и смелым нравом, впервые сталкивается с подлостью. Ее оклеветали перед любимым Григорием (Вадим Мирошников). Влюбленные стараются досадить друг другу, вызвать ревность, что лишь усугубляет ситуацию: всем известно, как опасна такая «игра» — в ней можно только проиграть. А когда корыстные «доброжелатели», среди которых особенно выделяется хуторская сплетница Степанида (яркий образ, созданный Любовью Данилиной), подливают масла в огонь, дело доходит до поножовщины.

Коварный злодей Фома (Юрий Никифоров), тайно влюбленный в Марусю, плетет интриги, умело играя на человеческих страстях и пороках. Фома — поистине демоническая личность, одно его присутствие пробуждает в героях все самое плохое. Уговаривая сгорающую от ревности Марусю напоить Григория «приворотным зельем», он надеется, что после смерти соперника девушка достанется ему. Как будто ангелы-хранители отвернулись от Маруси и Григория. «Уж если меня не полюбит, так лучше ему не жить», — твердит она, обезумев от любви. Но так ли уж от любви? Ею движет эгоизм, который, по словам Льва Толстого, «и есть настоящее безумие».

Зло побеждает в душе юной героини, но наказание не заставляет себя долго ждать.

Этот спектакль учит доверять тем, кого мы любим, а главное — помнить, что выбор всегда в руках человека.

Вторая премьера — рождественская сказка «Ночь, когда поют ангелы...» по пьесе Л. Стародонской развивает тему Веры в спектакле для детей (см. «СБ, 10» № 10-110, рубрика «Гости Москвы»).

Итогом напряженной работы всего театра в течение года стала постановка В. Ляпичевым рок-оперы «Пугачев» по драматической поэме Сергея Есенина (в авторском определении — трагедия в стихах), которая была написана в 1921 году и изначально рассчитана на постановку в театре. Музыкальная форма подчеркивает дух героизма, казачьей вольницы, огромной жажды свободы, присущих этому произведению.

Постановка поэмы «Пугачев» в жанре рок-оперы — давняя мечта режиссера, который к тому же исполнил в спектакле заглавную роль.

Музыку написал волгоградский композитор Сергей Балакин, сумевший передать уникальный есенинский стиль, особую ритмику поэмы. Наравне с опытными драматическими актерами в спектакле занято много выпускников и студентов двух волгоградских институтов культуры, все исполнители поют вживую.

Образ Емельяна Пугачева привлекает внимание буквально с первой арии. На протяжении спектакля зрители наблюдают раскрытие внутреннего мира героя в самые драматические моменты крестьянского восстания, размышляют о роли личности в истории. Сегодня народных героев, таких, как Емельян Пугачев, Кондрат Булавин, Степан Разин зачастую причисляют к банальным разбойникам. Но ведь будь это только так, о них не слагали бы легенды, их судьбы не волновали бы людей. Эти исторические личности «тем любезны народу», что давали людям надежду на свободу, на другую жизнь...

Одна из главных тем спектакля — предательство. Почему так получилось, что те люди, которые призвали Пугачева, делили с ним радость побед и горечь поражений, в самый тяжелый момент сообща передали его правительственным войскам?

 Судя по реакции зрителей, спектакль получился и театр не зря решился на творческий эксперимент.

А буквально через день после премьеры началась работа над новой постановкой — «Человек из шкафа» Алексея Винокурова.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.