Новосибирск

Выпуск № 8-118/2009, В России

Новосибирск

Ректор НГТИ Сергей Афанасьев сказал: «Я не мог допустить, чтобы первый выпуск театрального института оказался болтуном». «Пустозвоном», — поправили из зала.

Мы только что посмотрели «Калеку с острова Инишмаан» Макдонаха, где Пустозвон был одним из центральных персонажей, и думали, что Афанасьев об этом.

«Да нет, я имею в виду яйцо, из которого не вылупится цыпленок», — поправил Афанасьев. Создатель и главный режиссер театра, куда вот уже 15 лет билеты надо покупать за месяц вперед, прошлой зимой заявил, что в Новосибирске скоро появится молодежный театр — и обещание сдержал. Свой первый спектакль новый театр (под названием тоже — Первый) играл в том же зале ДК Октябрьской революции, где начинал когда-то Городской драматический театр, в народе — «театр Афанасьева». Тогда, кстати, театр Афанасьева тоже назывался — молодежный. И состоял из однокашников по театральному училищу, в возрасте чуть за двадцать. Мест в зале — 28. Представлять публике «Калеку…» будут несколько раз в месяц. И, тем не менее, художественный руководитель настойчиво повторял, что мы присутствуем при рождении нового репертуарного театра. Мало того, скоро он станет государственным театром в статусе автономного учреждения. Областная администрация пообещала за годик подыскать Первому театру достойное помещение.

Зачем Афанасьеву третья нагрузка, когда любому вполне хватило бы и первых двух — вопрос в случае Сергея Николаевича риторический. Отшутится и станет продолжать в том же духе. Однажды он сказал, что ежели мы сейчас не научим молодежь тому, что театр — явление для жизни необходимое, то вскорости потеряем все сразу — и поколение, и искусство. Первый театр — абсолютно молодое образование. Главный режиссер — Павел Южаков уже поставил несколько спектаклей и в театре Афанасьева, и в институте, где он еще и мастер курса, хотя его собственная дипломная постановка увидела свет всего четыре года назад. Художник театра, соорудивший из картонных ящиков чудесные бесхитростные декорации — макеты домиков, нависших над морем, лодки и даже морские волны, тоже вырезанные из картона и раскрашенные в голубое, — недавний выпускник СПбГАТИ Николай Чернышев. Актеры — прошлогодние студенты НГТИ.

От дипломных спектаклей молодых актеров отделяет полгода. Но «Калека с острова Инишмаан» отличается от выпускных работ разительно. Робкие шаги очень быстро сменились радостным полетом. В спектакле дышит свобода и живет азарт. В пьесе Макдонаха всего лишь три молодых персонажа. Остальные роли — возрастные. В «Калеке…» Первого театра прожитые годы героев только чуть обозначены — например, длинными юбками и сдержанными движениями у старушек Кейт и Эйлин (Елена Вахрамеева и Ольга Епанчинцева), воспитавших брошенного родителями Калеку Билли. Получилось удивительно: не заморачиваясь на жизнеподобии, молодые актеры легко добрались до потаенных глубин каждой роли. Словно играли они не персонажа с его историей и телесной оболочкой, а сразу — душу. И вот у хлопотливых, недалеких, но себе на уме Кейт (или Эйлин) открылось благородное сердце. И печаль одиночества. У истеричного наглеца Пустозвона (Артем Находкин), суетливого, беспардонного, с новостями наперевес, — тоска хронического неудачника и тоже благородное сердце, да еще какое. Сам же Калека Билли (Виталий Гудков) — существо, спасенное жителями Инишмаана, — словно дух острова, при встрече с которым каждый становится тем, кто он есть, какую бы личину прежде на себя ни надевал. Билли режиссер наградил небольшой хромотой и приподнятым плечом. Конечно, эти уловки не лишают Билли притягательности. И буйная рыжая Хелен (Ксения Хорошилова), которая словами и делами сокрушает мир и порядок на Инишмаане, на самом деле любит Билли и оттого превращается в гибельный ураган. Хелен готова наподдать брату так, что тот будет долго корчиться на земле, а драгоценные на острове яйца она может под настроение переколотить о голову все того же бедняги брата (Егор Овечкин), даром, что продукт чужой, из лавочки Кейт и Эйлин. Когда Хелен появляется на сцене, всех остальных словно прижимает к полу ударной волной — у нее бешеная энергия, горящие глаза, она смачно выговаривает ненормативные слова — даже объясняется с Билли в несколько приемов, убегая и возвращаясь вновь, — в общем, у Хелен доброе сердце. Ну а Билли говорит спокойно и с достоинством. Никаких взрывов эмоций, жалоб, слез почти нет. Он самый закрытый из всех героев. Посмотришь в его глаза — вроде все поймешь: и кротость его, и твердость в решениях, и отвагу. А вот то, каким Билли вернется из Голливуда — победителем после поражения, — этого не предугадаешь. И вот ходишь потом, ходишь — и ведь думаешь про Билли. Ну и про спектакль в целом. Нет, еще шире — про Первый театр. Про то, как доверчивое прочтение пьесы сделало историю о жизни на маленьком острове (или в большом сибирском городе?) живой и будоражащей, а молодость участников подарила ей непредвзятость и ту энергию, которая сама по себе — смысл.

Ректор НГТИ Сергей Афанасьев сказал так: «Когда совсем юные художники, чей талант только начинает раскрываться, становятся соавторами настоящего культурного процесса — хочется жить». И как тут не вспомнить, что прежде Афанасьев говорил: в Новосибирске, дескать, должны открываться (и закрываться, куда ж без этого) по несколько театров в год. И безработные режиссеры в количестве 500, хорошо бы, бродили по городу в поисках площадки для постановки. Вот что такое нормальная театральная жизнь. Начало положено. За последние двадцать лет Первый театр — первый.

Фото Виктора Дмитриева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.