Омск

Выпуск № 8-118/2009, В России

Омск

Театр «Галерка» в Омске уже четвертый год не имеет собственной площадки. Старое обжитое здание поставлено даже не на ремонт, а на грандиозную перестройку. Работа шла резво, но новоселье по вполне объективным причинам пока откладывается. Сроки называются, но загадывать в наше (да, впрочем, в любое) время, разумеется, нельзя. Благодаря усилиям неугомонного директора Владимира Витько труппа полноценно работает. Ежедневно идут репетиции, занятия хореографией и вокалом, выпускаются премьеры. Для игры используются все возможности и по городу, и на всевозможных выездах. Настроение у людей бодрое. Ощущение «бездомности» не угнетает их, судя по всему. Когда я смотрю на Владимира Федоровича, на память приходят строки из пародии Леонида Филатова, написанной к 50-летию Ефремова. Без всякого творческого сравнения, а просто как художественный образ: «Глядит – все артисты при деле. Глядит – все артисты с рублем. Глядит, хорошо ли на теле сидит его ладный дублен». Справный такой директор, ладный. Хороший рачительный хозяин.

На этот раз «Галерка» предложила зрителем проект «Встречи с драматургом Степаном Лобозеровым». Сначала этот проект прошел под гостеприимным кровом нового театра кукол, а потом поехал в небольшой город Тару, где не так давно открылся Театр им. Михаила Ульянова. «Встречи» оказались не только спектаклями, но и действительно встречами, так как из далекого поселка под Улан-Удэ приехал сам Степан Лукич Лобозеров. Известнейший драматург, чьи пьесы с момента написания и по сию пору идут и в Москве, и в Питере, и по всей стране в сотнях театров, можно сказать, в последнее время удалился от мира. Живет отшельником в своем поселке, построил храм, возделывает огород, а соседи называют его «Любин муж», не ведая славы писателя. Не то что интернета или компьютера нет у него, а даже печатной машинки. Он пишет от руки. Говорит, давно никуда не выезжал, ничего про новые постановки своих пьес толком не знает, но тут не удержался – все-таки сразу четыре спектакля.

Как же радовались ему зрители! Какие устраивали овации, когда он, смущаясь, похожий на своих героев, выходил на сцену. Его одолевали всевозможные журналисты, радио и телевидение, а ему было и приятно и неуютно под софитами с букетами в руках. Пьесы Лобозерова, только появившись, сразу стали вроде бы классикой. Ничего в них не было острого, авангардного, никакого протеста, разоблачения, никакого срывания «всех и всяческих масок» или призыва к этому. Небольшие истории одного-двух дней действия на пять-шесть действующих лиц, названные по большей части «комедии». И так они складно и гармонично выстроены, что не предполагают, кажется, никакого режиссерского решения – развести по мизансценам, и само сыграется. Это не в обиду режиссерам, а в похвалу пьесам. Вот уж сколько лет играются и играться будут на радость актерам и зрителям. Есть над чем посмеяться от души, чему посочувствовать, над чем задуматься. Оформления сложного не требуют: ну что сложного в интерьерах деревенских небогатых домов («Семейные портреты», «Маленький спектакль на лоне природы») или такой же небогатой городской квартирки («В ста шагах от праздника»)?

В спектаклях «Галерки», оформленных Ольгой Веревкиной, обязательно присутствует ясное голубое небо на заднике – такой светлый символ. Три спектакля поставлены Владимиром Витько и с успехом идут уже довольно долго. Это два «Семейных портрета» и «В ста шагах от праздника». «Портреты», как известно, повествуют о событиях в семье Тимофея (Павел Кондрашин) и Катерины (Валентина Киселева) и в данном проекте воспринимаются как один спектакль: те же персонажи, те же актеры. Кроме уже названных, неизменны Михаил (Сергей Шоколов) и Бабка (Светлана Гассан). Играют все совершенно замечательно, дружно, «вкусно». Не пропадает впустую ни одного словечка, никакой жест не зря. А про Светлану Гассан Лобозеров сказал, что она играет гораздо лучше, чем он написал. Он и не думал, что это такая интересная роль. И, правда, от нее глаз не оторвать: маленькая, юркая, задиристая, с огромными печальными глазами — как сказочный домовой, оберегающий обжитое пространство. Кондрашин и Шоколов очень точно уловили природу лобозеровского доброго юмора. В «Семейном портрете с дензнаками» в этом же ключе, абсолютно органично и невероятно смешно играет Владимир Грачев (Сват). Очень удачно состоялся ввод на роль Катерины Валентины Киселевой. Я видела прежде актрису в персонаже совершенно полярном, гротесковом, и это было замечательно. В лобозеровский мягкий реализм (таков он в редакции Витько) Киселева вошла как в дом родной. Вошла хозяйкой, матерью, женой, словом — отличной партнершей. Было весело. Несколько скомканными показались финалы этих комедий. Тут, думается, надо было уж окончательно довериться автору и его ремаркам. Лобозеров зря не напишет. Если «поют», то надо петь.

Пьеса «В ста шагах от праздника» написана про городских жителей и заявлена автором уже не комедией, а трагикомедией. Герой потерял жену, живет с сыном и родителями жены в утлой городской квартирке. Героиня брошена мужем и мыкается с дочкой в совершенно неблагоустроенном домишке в глуши. С помощью не совсем правдивых рекламных объявлений они хотят поменять свое жилье. Хотя, конечно, не столько в перемене жилья дело, а в необходимости поменять жизнь. Смешного мало. Комическую нагрузку берут на себя второстепенные персонажи в исполнении Сергея Шоколова, Валентины Киселевой и Владимира Грачева. Комикуют они отменно, только разве что Шоколов несколько перегибает палку, из-за чего получается этакое «весь вечер на манеже!». Режиссер, полагаю, сознательно не внес в спектакль еще один мотив, по которому из дома надо бы уехать обязательно. В пьесе Игорь (Антон Зольников) серьезно поссорился с местной шпаной, и ему угрожают серьезные неприятности. Без этого мотива остается в чистом виде надежда на новую жизнь в новом месте. И всякие смешные несуразицы, когда бабка, саботируя обмен, рассказывает разные ужасы про клопов и соседей-уголовников, аварийная труба декорируется цветами и бантиками, героиня не слишком выдает себя за жену олигарха и т.д. В финале звучит благовест — в ста шагах находится церковь — и все будет хорошо. Очень порадовал Александр Карпов в роли вдовца. Он не участвовал в общем веселье, нес истинную глубокую печаль и растерянность и не дал трагикомедии стать комедией в чистом виде. Могу отметить очевидный рост актера с тех пор, как я видела его в спектакле «Прощание в июне». Наличие такого героя в труппе — большая удача для театра.

Спектакль «Маленький спектакль на лоне природы» - премьера, поставленная приглашенным из Питера Андреем Максимовым. Другой почерк, конечно, виден. Режиссер питерской школы привносит в свой спектакль некоторую нервность, стараясь углубить и усложнить простую историю, создать и комедию положений, но и характеров в полной мере. Здесь снова солирует Сергей Шоколов в роли Никанора. Смотреть на Сергея можно бесконечно, удивляясь его темпераменту, органичности, множеству собственных приемов и красок. Как говорят, мхатовские старики признавались, что используют штампы, но только свои собственные! Шутка, конечно. Очень ярко сыграла Вику Светлана Бондарева. Городская богемная красотка в деревне, конечно, выглядит диковинным цветком, но у Светланы, помимо лексикона и вызывающей одежды, и пластика особая, нездешняя. В ней есть не только внешняя, но внутренняя свобода, которую дает образование, привычка мыслить и умение мысли свои излагать (Вика — филолог). Все вышеперечисленное не делает ее, впрочем, счастливей деревенской женщины Агриппины (Татьяна Гриднева), угловатой, резкой, почти грубой, но лишенной интеллигентских сомнений и уверенной в собственной правоте и правильности своей жизни. Сомнениями полон Владимир (Александр Карпов). Я вижу и его сомнения, смятение даже, но не очень понимаю причину этого. То ли творческий кризис, то ли любовные переживания, то ли он просто пессимист по жизни. Хорошо и очень по-человечески понятно сделана роль Варвары (Светлана Крюкова). Когда-то Агриппина увела у нее Никанора. Другой любви не встретилось. Так и живет по соседству, греясь у чужого тепла. Замечательна сцена, когда жена и бывшая невеста снаряжают Никанора в гости к «городским». Одна волосы приглаживает, другая пиджак поправляет — притерпелись как-то. А Никанору все нипочем — эх, мужики! Последний персонаж Станислав (Александр Никулин) странен. Странен как внешне (с невнятной бородкой, в странной одежде и шапочке), так и по поведению. Периодически прикидывается полной деревенщиной, язык ломает. Не поняла я его, каюсь. Вот такие разные люди встретились в этом спектакле. Ходили друг к другу в гости, ссорились, потом помирились, так ничего толком и не выяснили: будет ли одаренная девочка учиться в городе рисованию, наладится ли жизнь у четы Старковых, найдет ли Варвара спутника? Все вопросы остались открытыми, но главное, что они были заданы.

Хорошо, что так интенсивно живет и не падает духом бездомный театр. Хорошо, что есть надежда скоро домом обзавестись. В скорейшей вероятности этого нас заверил министр культуры омской области Владимир Телевной, посещавший все спектакли. Хорошо, что выбрался из «башни слоновой кости» Степан Лобозеров. Хорошо, что собирается написать новую пьесу. Желаю всем всего хорошего.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.