Владикавказ. Приют комедиантов

Выпуск №5-205/2018, В России

Владикавказ. Приют комедиантов

Резюме, итог и вывод, чтобы все сразу стало понятно: этому спектаклю невозможно сопротивляться.

Неприлично как-то режиссеру, работающему в России, хоть раз в жизни не поставить А.Н. Островского. Вот молодой болгарский постановщик Богдан Петканин решил обратиться к этому автору и поставил на сцене Русского академического театра им. Евгения Вахтангова «Лес». И сделал что-то невероятное. Островский на месте, все герои на месте, основные эпизоды известной пьесы тоже никуда не делись, но акценты расставлены неожиданно: все комическое, смешное и жизнерадостное подчеркнуто, а грустное чуть приглушено и растушевано. И общее впечатление - праздничное и светлое, звенящее и радостное.

Наиболее верный признак социального неблагополучия - отсутствие чувства юмора, поэтому появление «Леса» в репертуаре театра говорит о том, что не все еще потеряно. Режиссер будто взял детскую книжку-раскраску и заполнил все рисунки самыми сочными цветами, которые были в его распоряжении. Гармоничное «высказывание» болгарского гостя настолько цельно, что разбирать его на составные части, как это положено в рецензиях, совершенно не хочется. Поэтому просто расставлю акценты, следуя стилистике постановщика.

Спектакль динамичен и визуально интересен - автор сценографии также Богдан Петканин. Действие нашпиговано находками и изобретениями Маэстро, которые, как мне кажется, одобрили бы не только Станиславский с Немировичем-Данченко, но и Островский с «Вильямом нашим Шекспиром». Шекспировский «Гамлет» - одна из самых ярких деталей владикавказского «Леса». Такого игривого, ироничного повествования о принце Датском я еще не видела никогда. Кочан капусты вместо знаменитого черепа, утрированная манера игры, упорядоченная неразбериха на импровизированной сцене на сцене, Полоний с подушкой на голове и сотни других чудесных придумок на каждый сантиметр сценического пространства и на каждую минуту театрального времени повергли зрительный зал в состояние «эсхатологического восторга». Имеется в виду преодоление унылого бытия, которое нужно постараться принять и победить через такие радостные моменты, которые нам подарил болгарский режиссер со своей командой.

Ну, и о комедиантах, конечно. Из каждого актера Петканин сумел вытащить такое, чего прежде театралы, пристрастные и не очень, могли и не заметить. Все исполнители практически безупречны. Все они - команда, если не сказать, банда, потому что на сцене процветает великолепное хулиганство. Счастливцев и Несчастливцев - самая сложная пара, без нее этот спектакль ставить вообще нельзя. И тут можно говорить о везении режиссера: в театре нашлись актеры, которые удивительно точно передали особенности характеров и поведения трагика и комика, единых в своем неумении выходить из собственного амплуа. Антон Тогоев, хоть и Несчастливцев, - счастливчик. Одна из самых желанных ролей Островского «обогатилась» для него еще и Гамлетом. Работа Никиты Верзилина в роли Счастливцева тоже большая актерская удача. Не могу не выделить Юрия Хафизова (Карп) и Людмилу Бритаеву (Улита).

Дуэт Натальи Серегиной (Гурмыжская)и Роберта Кисиева (Буланов) фееричен, заразителен и трогателен. Кисиев в роли мальчика-нюни, попрошайки, подкаблучника - это гротеск, никого не оставивший равнодушным. Комедийный дар этого актера открыл еще Гиви Валиев в спектакле «Бал воров», но Богдан Петканин использовал его в максимальном масштабе. А борьба госпожи Гурмыжской между «хочется» и «колется», закончившаяся в пользу желания любить и быть любимой, которое воплощено в образе свадебного платья (художник по костюмам Светлана Володина), решена постановщиком в ироничном ключе, но очень тактично и деликатно. Когда ирония встречается с нежностью, рождается глубина.

Островский поставил Гурмыжской и Буланову если не низкую, то посредственную оценку, а режиссер вместе с актерами значительно ее повышают, что правильно. Ведь искусство сегодня, как никогда, - попытка талантливых людей восстановить баланс в мире, где все чаще побеждает зло.

Статья в PDF

Фото предоставлены театром

Фотогалерея