Осенние игры. Международные фестивали любительских театров в Гатчине и Москве

Выпуск №5-205/2018, Любительские театры России

Осенние игры. Международные фестивали любительских театров в Гатчине и Москве

Между Пушкиным и авангардом

Десятый, юбилейный фестиваль «Авангард и традиции» в Гатчине Ленинградской области совпал со 100-летием Октябрьской революции и в этом, пожалуй, есть определенный знак. В 1998 году, когда театр-студия «За углом» и его основатель Тамара Алексеевна Шмакова задумали фестивальный проект, в стране произошел один из самых тяжелых в ее истории экономических кризисов.

Можно рассматривать это как чудо, но вопреки всем обстоятельствам фестиваль состоялся. Благодаря сотрудничеству с Союзом театральных деятелей РФ и Российским центром АИТА удалось найти финансирование, объединить любительские театры, пригласить к участию коллективы из Финляндии и Исландии. Первый шаг был трудным, но умение концентрироваться, идти к цели и работать в самых сложных условиях только прибавляет сил. С той поры театральные встречи в Гатчине стали традиционными, за десять лет фестиваль, помимо российских участников, представил в своей афише коллективы из шестнадцати стран мира - Австрии, Нидерландов, Латвии, Эстонии, Литвы, Украины, Белоруссии, США, Франции, Чехии, Исландии, Германии, Румынии, Хорватии, Италии, Дании...

Пространство «Авангарда и традиций» многомерно. Спектакли отражают особенности сегодняшнего любительского движения в России и за рубежом. Мастер-классы театральных педагогов и режиссеров из Москвы, Санкт-Петербурга, ряда зарубежных стран дают новые знания. В программу десятого фестиваля вошли уроки мастерства от старшего преподавателя кафедры актерского мастерства Российского государственного института сценических искусств, режиссера Алисы Ивановой и режиссера Муниципального театра Йонавы (Литва) Йонаса Андрюлевичуса. Хорошая школа заключается и в подробных разборах спектаклей профессиональным жюри, потому что взгляд со стороны помогает режиссерам увидеть в своих работах слабые и сильные стороны. Жюри фестиваля в Гатчине возглавляет Алла Зорина - заведующая кабинетом любительских театров СТД РФ, ответственный секретарь Российского центра АИТА, президент Центрального Европейского комитета АИТА. По ее мнению, сегодня «Авангард и традиции» в числе лучших российских фестивалей любительских театров и театров-студий, но самое главное заключается в том, что его удалось сохранить благодаря совместным усилиям народного коллектива «За углом», администрации Гатчины и Гатчинского Дома культуры.

Юбилейная встреча любительских театров в Гатчине показала, что они внимательно читают классику, пробуют себя в современной драматургии и, что самое главное, всерьез размышляют о переломных вехах нашей истории. Показательный пример - спектакль «Музей» по пьесе известного российского прозаика и литературоведа Евгения Водолазкина. Первым в России ее поставил режиссер Студенческого народного театра Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Виктор Борисенко (диплом фестиваля «За смелость решения постановки в жанре памфлета»).

Ироничный рассказ о советской власти плюс «музеефикации» всей страны отражает все главные символы той эпохи с ее абстрактным гуманизмом и агрессивной наглядной агитацией. В этом несомненная заслуга художника-постановщика Геннадия Морозова (диплом фестиваля за сценографию) и автора музыкального оформления Александра Яковлева. Действие соткано из множества интриг, идет поиск «исторической жертвы», и выбор в итоге падает на Сергея Мироновича Кирова (эта роль досталась Александру Бухтоярову). И хотя тот еще жив, создание его музея и памятника в самом разгаре, и даже распределяются роли вдовы и экскурсоводов. Драматург, а вслед за ним режиссер и актеры (спектакль получил высокую оценку еще и за актерский ансамбль), весело и непринужденно рассказывают о мифотворчестве эпохи Сталина (образ вождя всех времен и народов удачно воплотил Александр Гошуков), но именно такая манера существования позволяет острее осознать весь ужас происходящего. Ведь именно убийство Кирова положило начало массовому террору в стране, возник так называемый «Кировский поток» высланных из Ленинграда и репрессированных, да и в судьбе самого этого партийного лидера под бронзовым налетом скрылось все человеческое. Молодые петербуржцы, работая над спектаклем, открыли для себя совсем другого Кирова. И, к слову, они побывали в музее его памяти.

Новейшая история, не менее трагическая, отразилась в пьесе Аси Котляр «Мамки». Она рассказывает о сегодняшней войне на Украине через судьбы трех женщин, оказавшихся в эпицентре событий, а конкретно - в подвале дома во время обстрела. Всего за несколько часов они вновь переживают свое детство и юность, отстаивая только свою правду, проявляют агрессию, но в последний момент осознают, что делить им нечего. Сложный материал, требующий эмоциональных затрат и, в то же время, беспристрастия, заинтересовал режиссера Артура Ладысева и народный молодежный театр-студию «Дети понедельника» из города Сортавала Республики Карелия. На фестивале в Гатчине эта постановка оказалась самой пронзительной. В ней звучат русские и украинские народные песни, высокую тональность задает музыка Альфреда Шнитке, а фотографии реальных людей и событий в финале уместны и очень важны. Спектакль «Детей понедельника» награжден диплом «За обращение к теме острых проблем современности», высокой оценки удостоились работы трех исполнительниц - Елены Писаренко (Наталья), Анастасии Сапроновой (Оксана) и Ксении Алешиной (Соня).

Если о других актерских удачах, то в числе лучших дуэт Вайвы Андрюлевичене и Валдаса Антанавичуса в спектакле «Бобы», поставленном на сцене Муниципального театра Йонавы (Литва) Йонасом Андрюлевичусом. Свободно существуя в рамках условного театра, исполнители рассказывают о привычке друг к другу за долгую семейную жизнь и о любви, которая «никогда не перестает». И отсылают тем самым к библейскому сюжету об Адаме и Еве, напоминая о неразрывности двух людей, о значимости каждого дня, прожитого вместе. И те же важные смысловые вопросы звучат в спектакле по пьесе украинского автора Олега Миколайчука-Низовца «Снимите с небес официанта, или Зачем нам прошлогодний снег» Концептуального театра из города Пушкино. У Валерия Кички в этой постановке четыре ипостаси - переводчик, автор сценария, режиссер и актер. За последнюю он отмечен дипломом фестиваля. Так же, как и работы Алексея Имакаева (Михаил Питунин) и Натальи Бологовой (Учительница) в спектакле молодежного театра «Май» из Тюмени «Спасти камер-юнкера Пушкина» по мотивам пьесы М. Хейфеца (режиссер Мария Гущина, художник Мария Грошева).

Встречу с А.С. Пушкиным, живым и не хрестоматийным, как и задумывала режиссер Елена Огнёва, подарил народный самодеятельный коллектива «Белохолуницкий ТЮЗ», приехавший из Кировской области. Спектакль «Барышня-крестьянка», названный Еленой Огнёвой «актерскими этюдами на тему классики», родился после ее участия в региональной лаборатории для режиссеров любительских театров, которая проводилась Союзом театральных деятелей РФ. Прикосновением к высокому стилю Анри Барбюса в его поэтической истории «Нежность» стал спектакль Валкского городского театра (Латвия) в постановке Айварса Икшелиса. Режиссер включил в сюжет «оды о любви в пяти письмах» стихи Марины Цветаевой и Валентины Беляевой, придумал изысканный визуальный рисунок, подчеркивая тем самым неуловимость нашей жизни и драгоценность каждого ее момента.

Язык театра становится единственно возможным, когда нужно открыто сказать о пороках общества. Почти два столетия назад Проспер Мериме опубликовал сборник острых политических пьес «Театр Клары Гасуль», и это принесло ему широкую известность. Режиссер народного театра-студии «За углом» (Гатчина) Юрий Калугин поставил одноименный спектакль на основе двух пьес - «Женщина дьявол» и «Небо и ад». Яркая, игровая, отсылающая к традициям площадного театра постановка стерла границы времен, и стало понятно, что вопросы истинной веры и фарисейства, человеческого достоинства и малодушия актуальны всегда. Так же, как и голос внутренней совести, который живет в глубинах подсознания и в какой-то момент вырывается наружу. Речь идет о почти мистической истории в спектакле «Приставала» народного театра «Фантастическая реальность» из города Сыктывкар Республики Коми. Режиссер Лариса Иванова (она же автор сценографии) предложила сценическую версию романа Амели Нотомб «Косметика врага». Завораживающее, напряженное действо с неожиданной развязкой разрослось до размеров притчи о возмездии благодаря точному режиссерскому прочтению и энергии двух актеров - Евгения Буткина (Жером Ангюст) и Евгения Гаврилова (Текстор Тексель).

Специальный гость фестиваля, студенческий коллектив кафедры театрального искусства Санкт-Петербургского государственного университета (мастерская А.Ю. Пузырева), представил спектакль «Мученик» по пьесе Мариуса фон Майенбурга в постановке Семена Фридлянда. А главным событием, без сомнения, стала встреча с «Безусловным театром» - студией первого в России профессионального театра, где служат люди с ограниченными физическими возможностями. Всего за два с половиной года театр стал лауреатом многих международных фестивалей и форумов, награжден «Премией МИРа» в номинации «Искусство во имя мира».

Для всех участников «Авангарда и традиций» общение с талантливыми и жизнерадостными артистами стало настоящей удачей. Под занавес фестиваля они блистательно разыграли два свадебных сюжета - «Свадьбу» Михаила Зощенко (режиссеры Евгений Царев и Артемий Миллер) и сказку «Волшебное кольцо» Бориса Шергина (режиссер Майя Королева). И хорошо, что юбилейная встреча в Гатчине завершилась на такой ноте. Это дает надежду, что театральная традиция, заложенная много лет назад Тамарой Алексеевной Шмаковой (несколько лет назад за идею создания фестиваля она была удостоена премии «Признание» СТД РФ), не прервется.



Пусть птичка вылетает

Международный фестиваль любительских театров «Молодые - молодым» - тоже традиция осени. В Центре культуры «Сцена», расположенном в московском районе Коньково, он прошел в четырнадцатый раз. Это большой смотр детских и взрослых коллективов, многие из которых стали уже постоянными участниками творческих встреч на московской площадке. Например, детский эстрадный театр «Мюзикл» из города Химки (музыкальный спектакль «Волк и семеро козлят» В. Дабужского), учебный театр-студия «Маски» Детской школы искусств им. Ю.С. Саульского из Москвы (спектакль «Маски»), драматический театр-студия «Артель» из Подольска (спектакль «Корабельные байки» А.С. Пушкина).

Творческий коллектив «Аван-сцена» создан при Центре культуры «Сцена» в Конькове, ему и довелось играть в день открытия фестиваля. «Ретро» Александра Галина поставила Ирина Пулина, а пьесу предложили сами актеры, потому что в истории, где грустное соседствует с комичным, много живого и настоящего. Одна из исполнительниц - Алена Корсунова - отмечена дипломом фестиваля за роль Дины Владимировны Барабановой.

Вновь в рамках фестиваля зритель встретился с театром-студией «Наш дом» из подмосковного Одинцова. Премьерный спектакль «Необъяснимая любовь» по мотивам пьесы Александра Дударева «Люти» идет под авторской ремаркой драматурга - мелодрама в стиле детектива. В одновременно простом и запутанном сюжете, где случайная встреча становится знаком для двух одиноких людей, режиссер Алла Зорина обостряет тему надежды. Именно она и ведет по жизни, дает силы, чтобы однажды обрести того единственного, ради которого стоило пройти весь этот долгий путь. Ничто не отвлекает от главного в аскетичной сценографии, позволяя во всем объеме увидеть характеры персонажей. Из колючей и замкнутой Люти Александры Шмелевой прорастает нежная любящая женщина. Заблудившийся в лабиринтах неудач Капитан Олега Говтваня принимает самое важное решение в своей жизни и, наконец, становится победителем. Грубоватый Вован Андрея Ганущака снимает привычную маску, и мы видим великодушного человека с тонкой душой. Равноправным соавтором спектакля, получившего диплом за лучшую режиссуру, можно назвать и музыку Антона Шмелева, с точными интонациями, созвучную заданной теме.

Несомненная удача фестиваля - трагикомедия «Амазония, или Караул № 8» Дмитрия Гласса. Режиссер Александр Таттари показывает перевернутый мир Великой Амазонии, где все задачи, включая охрану государства, выполняют исключительно женщины, и говорит о нем ярким театральным языком. Семеро молодых актрис из студии актерского мастерства «Crazy mom's club» при Московском Лианозовском театре создают абсолютно реальное пространство несуществующего острова в Эвксинском море. В череде армейских будней в воинах-женщинах проявляется светлое и темное, обостряются до предела вопросы долга перед Родиной и земного счастья. Для кого-то становится невозможным выдерживать жесткий милитаристский прессинг, и спасают только мечты о фантастических берегах, где есть люди другого пола - их «половинки». Воительницы одеты в гимнастерки и грубые кирзачи, но безликая униформа лишь оттеняет индивидуальность и неоднозначность каждого характера. Агрессивная ефрейтор Швыдтке (Екатерина Шевченко) способна на подлинную доброту и сострадание, лишенная каких-либо эмоций сержант Хвец (Лада Лазарева) в финале обретает человеческое лицо, тишайшая рядовая Цигерман (Фарида Кольцова) вдруг раскрывается, искрит эмоциями рядовая Сун Ю (Нино Гегечкори) ради любви может предать, а ефрейтор Лампито (Мария Прохорова) из тех пассионариев, которые всегда идут до конца и ломают существующий расклад. Внутренняя драматургия каждого персонажа выстроена Александром Таттари безукоризненно, поэтому спектакль получился таким цельный, волнующим. На фестивале «Молодые - молодым» он назван лучшим, а постановщик удостоен еще и диплома за лучшую работу режиссера-педагога.

Героическая комедия Эдмона Ростана тоже заставляет задуматься о воинской чести и жертвенной любви. Театр-студия «Рампа» (Центр детского и юношеского творчества «Бибирево») выбрала для своей постановки «Сирано де Бержерака» поэтическую версию ростановского произведения, предложенную Ханной Дарзи. Спектакль Любови Павловой создан в соавторстве со сценографами Алексеем Викентьевым и Евгением Сидоровым, художником по костюмам Екатериной Булановой. Острые диалоги главного персонажа (Андрей Горбунов получил за эту роль диплом фестиваля), звон скрещенных шпаг (педагоги по фехтованию - Алексей Викентьев и Андрей Горбунов), хитросплетения сюжета и хороший актерский ансамбль - из всего этого сложилась динамичная и по-настоящему творческая работа. К слову, «Рампа» первой воплотила на сцене перевод-версию комедии Ростана, сделанную питерским поэтом и драматургом Ханной Дарзи для пяти актеров.

Международная страница «Молодые - молодым» подарила встречи с любительскими театрами Эстонии и Италии. Театр «Другое небо» из эстонского города Силламяэ предложил спектакль «Бред вдвоем» по абсурдистской драме Эжена Ионеско. Жизнь двух людей стала абсолютно бессмысленной - начиная со странных игр и заканчивая неуютным бытом, который захламлен бесчисленными коробками со шляпами, пледами, светильниками и разной мелочью. Муж (Геннадий Тюлюков) и Жена (Наталья Борисова) беспрестанно ссорятся, предъявляя друг к другу немыслимые претензии. Словом, несут бред. Но на самом деле просто пытаются отгородиться от войны, которая уже давно стучится к ним в дверь, выбивает окна, пролезает в щели. Супруги делают вид, что не замечают вторжения, и, что самое страшное, их больше не трогает смерть других людей, словно речь идет о сломанных манекенах. Постановка Владимира Вайкерта, получившая на фестивале диплом за лучшее раскрытие темы, бьет в самую точку острых проблем современного мира, в котором терроризм стал уже почти привычен.

Финальный росчерк фестиваля оказался трогательным и светлым. Ироничную фантазию Ольги Мельник «И птичка вылетает» (награда фестиваля - приз жюри) сыграли артисты Центра интернационального театра из Флоренции. Замечательно придуманный пластический рисунок спектакля позволил считывать сюжет без перевода и окунуться в жизнь курортного городка. От одного персонажа к другому следовать по их историям, радоваться вместе с ними или огорчаться и с замиранием сердца ждать, когда же вылетит птичка из объектива фотографа.

 

Статья в PDF

Фотогалерея