Фантастический карнавал / "Обручение в монастыре" (Музыкальный театр им.К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Выпуск №5-205/2018, Мир музыки

Фантастический карнавал / "Обручение в монастыре" (Музыкальный театр им.К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Свой новый, 99 сезон Московский Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко открыл премьерой оперы «Обручение в монастыре» («Дуэнья») С. Прокофьева.

«Дуэнья» Ричарда Шеридана - автора одной из лучших английских комедий нравов «Школы злословия» - неоднократно вдохновляла композиторов на создание оригинальных музыкально-театральных опусов. Первым в этом ряду стал Томас Линли-старший, создавший музыку «Дуэньи». Премьера его оперы, состоявшаяся в «Ковент-Гардене» 21 ноября 1775 года, прошла, по свидетельству современников, с огромным успехом.

С. Прокофьев познакомился с пьесой Р. Шеридана в 1940 году. Напомним, что в это время композитор, не так давно вернувшийся в СССР из-за границы, переживает период романтической влюбленности в Миру Мендельсон, ставшую соавтором либретто будущей оперы и его второй женой. В «Дуэнье», по словам самого композитора, его привлекли «тонкий юмор, очаровательная лирика, острые характеристики персонажей, динамика действия, увлекательное построение сюжета, каждый поворот которого заставляет ждать себя с интересом и нетерпением» (из буклета нового спектакля).

На сцене Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко за прошедшие без малого шесть десятилетий «Дуэнья» ставилась трижды. Впервые опера «Обручение в монастыре» С. Прокофьева была поставлена в 1959 году (премьера состоялась 28 декабря) дирижерами В. Дельманом и А. Шавердовым, режиссером П. Златогоровым и художником А. Лушиным при участии испанца В. Гонзалеса, поставившего танцы. 26 мая 1983 года в репертуар вошла комическая опера Т. Хренникова «Доротея», также основанная на пьесе Р. Шеридана. Ее постановку осуществили дирижер В. Кожухарь, режиссер И. Шароев, художник А. Лушин и балетмейстер Д. Брянцев.

В сентябре 2000 года состоялась новая постановка оперы С. Прокофьева, осуществленная музыкальным руководителем В. Гореликом, дирижером-постановщиком А. Карапетяном, режиссерами А. Тителем и Л. Налетовой, художником В. Арефьевым и режиссером по пластике И. Лычагиной. Обновленную версию «Обручения в монастыре» представили на премьерных спектаклях ее музыкальный руководитель и дирижер - народный артист России, лауреат Государственной премии России и премии Москвы Александр Лазарев (для известного дирижера это уже четвертая по счету работа в стенах Музыкального театра), режиссеры - народный артист России, лауреат Государственной премии России и премии Москвы Александр Титель и Людмила Налетова, художник - народный художник России, лауреат премии Москвы Владимир Арефьев.

Когда композитор, по его словам, приступил к работе над «Дуэньей», ему «предстоял выбор двух путей: первый - подчеркнуть в музыке комическую сторону произведения; второй - подчеркнуть лиризм». Из этих двух путей С. Прокофьев предпочел второй, и не ошибся. Как известно, действие оперы происходит в Испании, в Севилье, и поэзия этой удивительной, экстравагантной страны яркого летнего солнца и родины жгучего, захватывающего своими страстными ритмами танца фламенко (а также одноименного музыкального стиля), кровавой корриды и неповторимой кухни словно разлита в музыке Прокофьева и в новом премьерном спектакле.

Богатый севильский дворянин Дон Хером (Валерий Микицкий) мечтает выдать дочь Луизу (Инна Клочко) замуж за богатого рыботорговца Мендозу (Денис Макаров). Однако Луиза любит романтичного, но бедного Дона Антонио (Александр Нестеренко). Брат же Луизы Фердинанд (Петр Соколов) влюблен в ее подругу Клару (Лариса Андреева), отвечающую ему взаимностью, но из гордости боящуюся открыть свое чувство и даже скрывающуюся от него в монастыре. Преодолеть все препятствия на пути к счастливому браку со своим возлюбленным Луизе помогает ее Дуэнья (Елена Манистина). Согласно плану последней, Луиза и Антонио сбегают из дома, а она тем временем прикидывается дочерью Дона Херома и, в конце концов, становится женой Мендозы, тем самым обеспечив себе безбедное будущее. В результате умело закрученной интриги, ни о чем не догадывающийся и ловко одураченный Дон Хером сам благословляет свою дочь Луизу на брак с неугодным ему Антонио. Когда же он понимает, что обманут, быстро утешается. Ведь, потеряв на браке Луизы, Дон Хером выигрывает на браке Фердинанда, выбравшего себе в невесты не только красивую, но и богатую Клару.

Действие новой версии «Обручения в монастыре» (художник - народный художник России, лауреат премии Москвы Владимир Арефьев, художник по свету Ильдар Бедердинов, режиссер по пластике и хореограф Ирина Лычагина) переносит зрителей в 1930-1940-е годы, в эпоху социалистической модернизации и «воспитания нового человека». Это было время великих строек и достижений, в том числе, создания Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (сокращенно ОСОАВИАХИМ, предшественника ДОСААФ) - советской общественно-политической оборонной организации, существовавшей в СССР в 1927-1948 годах. Поэтому одним из главных элементов сценографии спектакля становятся большие постоянно движущиеся и вращающиеся вертушки, без которых невозможно представить себе также и вертолет. Тем самым постановщиками создается удивительное ощущение полета. И разве любовь, буквально «витающая здесь в воздухе» и являющаяся главным действующим лицом, не дарит нам такое же ощущение полета, подобного завораживающему кружению пар во время карнавала? В этом фантастическом карнавале кружатся физкультурники и пожарные, чешуйчатые рыбы и повара, доктора и почтальоны с сумками на ремне, гимнастка с ленточкой и персонажи комедии дель арте. В итоге, на сцене возникает действо, захватывающее своей динамикой и энергетикой, постановочной красотой и актерской игрой, великолепным юмором и пластической гибкостью. Всему этому в немалой степени способствуют также и занимательная фабула, и яркие характеры, и, наконец, те самые маски комедии дель арте, которые идеально связывают броскость формы с тонкой лирикой и психологизмом.

Не секрет, что эта прокофьевская опера (как и все другие оперные шедевры композитора) знаменита своими виртуозными вокальными партиями и непростыми актерскими задачами и потому требует блестящего состава исполнителей. Занятый в спектакле актерский состав справляется с поставленными задачами изобретательно и артистично. Прежде всего, это относится к исполнителям главных партий - Валерию Микицкому (Дон Хером), Инне Клочко (Луиза), Александру Нестеренко (Дон Антонио) и Ларисе Андреевой (Клара), создавшим ярко индивидуальные и запоминающиеся сценические образы.

«Музыку Прокофьева нельзя не узнать и не отличить среди других музык... Она - острая, терпкая, интенсивно стремительная, мужественно порывистая. Это музыка движения», - писал академик Б. Асафьев. Действительно, в своем творчестве Сергей Прокофьев - «солнечный гений» музыки ХХ столетия - созидает новый мир, увлекающий своими стремительными ритмами, динамикой, силой, яркой изобразительностью и удивительной изобретательностью, и вместе с тем поразительным совершенством и классической выверенностью формы.

Музыкальным руководителем и дирижером нового спектакля стал Александр Лазарев, в чьих дирижерских трактовках есть такая же стройность и выверенность формы. Для его исполнительской манеры характерны также яркая эмоциональность, темперамент, артистизм в сочетании с глубоким проникновением в авторский замысел и всегда убедительным раскрытием музыкальной драматургии.

Спектакль динамичен по темпоритму и необычен по форме. Впечатление от него остается мощное - и от изобретательно придуманной сценографии, и от верно найденных режиссером ходов, и от создаваемых ведущими артистами образов, и от игры оркестра и звучания хора (главный хормейстер - народный артист России, лауреат премии Москвы Станислав Лыков).

Остается добавить, что обращение Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко к «Обручению в монастыре» стало первым этапом подготовки к фестивалю сочинений Сергея Прокофьева. В следующем сезоне театр представит свои лучшие спектакли по произведениям этого композитора. В его афише уже заявлены оперы «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», балеты «Золушка» и «Каменный цветок». И не случайно старт к большому фестивалю музыки композитора начался с «Обручения в монастыре» - самой светлой, самой лирической и самой жизнерадостной оперы Прокофьева.

 

Статья в PDF

 

Фото Сергея РОДИОНОВА предоставлены пресс-службой театра

Фотогалерея