Еще раз про "нелюбовь"... / "Мещане" в театре драмы и кукол "Святая крепость" (Выборг)

Выпуск №6-206 (2018), 150-летие Максима Горького

Еще раз про "нелюбовь"... / "Мещане" в театре драмы и кукол "Святая крепость" (Выборг)

Что такое театр в маленьком городе - городе с исторической биографией, находящемся вблизи мегаполиса, насыщенного разнообразными художественными событиями? Прошлое и современный культурный контекст задают систему координат, в которую должен вписаться этот театр, чтобы не затеряться, не оказаться преходящим явлением местного масштаба. Судьба Театра драмы и кукол с романтичным названием «Святая крепость» в Выборге доказывает, что дело не в месте расположения, а в творческом лице, творческой индивидуальности.

Я не раз бывала в Выборге, всякий раз любуясь северной красотой его природы с ее морской свежестью, бульварами и старинным парком, соседством суровой средневековой старины с изящным архитектурным модерном, уютными улочками и площадями. Но на этот раз впервые мне довелось оказаться в этом удивительном театре, который так гармонично вписывается в культурный контекст Выборга, что вполне может считаться одной из его достопримечательностей.

В этом театре многое удивительно - он возник не по высшей административной воле, а из страстного желания основателя театра Юрия Лабецкого и его единомышленников, таких же энтузиастов, как и он, создать «с нуля» в городе театр. Он живет уже 35 лет, собирает зрителей, творчески развивается, расширяет репертуар. Примечательно и само расположение здания театра, буквально вросшего в стандартный пятиэтажный дом, в отдалении от исторического центра. Подходя к этому необычному строению с примостившейся к дому башней, открытым двориком, увитым плющом, сразу же чувствуешь, что вступаешь в особенное пространство. В нем все, начиная с интерьеров фойе, сделанных со вкусом и изяществом, не давящих помпезностью и казенностью стандартных театральных помещений, и заканчивая небольшим - на сто мест, уютным зрительным залом, создает впечатление теплой домашней атмосферы. Все здесь создавалось с душой, с любовью к зрителю. Этому помогает и замечательное свойство камерного зала рождать эффект сопричастности, сгущения эмоций, магнетизма взаимного обмена общими переживаниями.

В немногочисленной труппе - всего 20 человек, как в хорошей дружной семье, нет заменимых. Репертуар рассчитан именно на актерские индивидуальности, которые, как краски в палитре, все на своем месте, и одна дополняет другую. Изначально театр задумывался как детский театр кукол, но вскоре стало ясно, что творческий потенциал труппы позволяет обратиться и к взрослым постановкам драматургической классики. И сегодня в репертуаре, наряду с большим количеством детских спектаклей, есть и пьесы Шекспира, и Чехова, и Островского, и Горького, и современных авторов.

Спектакль, который я увидела в театре «Святая крепость», - «Мещане» М. Горького, семейная драма о конфликте поколений, живущих в общем доме и разрушающих этот дом - тема, остро переживаемая современниками. Дело здесь не только в извечной проблеме «отцов и детей», а в том, что в обществе повышен градус взаимной отчужденности, в человеческих отношениях нарастает агрессивность.

Идея пьесы долгое время воспринималась приговором мещанству как образу жизни людей, целиком погруженных в заботы рутинной частной жизни, неспособных на глубокие чувства, мысли и поступки. В XIX веке мещанами именовалось сословие горожан - ремесленников, лавочников, занятых незаметным каждодневным трудом, преданных монотонному течению бытовой повседневности. Позднее понятием «мещанство» стал обозначаться социально-психологический тип людей, с взглядами, ограниченными частными интересами, с вульгарными вкусами, с моралью, высшей ценностью которой является «добропорядочность», а поведение диктуется приспособлением к жизненным обстоятельствам, страхом перед любыми переменами.

Но в современном обществе негативная оценочная коннотация понятия «мещане» стала меняться. Люди, создающие реальность повседневности, воспринимаются сегодня как ядро социального бытия. Не случайно доминирующую территорию нынешнего социокультурного пространства занимают «массовое общество» и «массовая культура», ориентирующаяся не на программные авангардные идеи и на героев, устремленных к идеалам и радикальным преобразованиям, а на рядовых людей из повседневной жизни. Эти люди составляют сегодня основу социальной материи, они являются той аудиторией, к которой обращаются масс-медиа, их потребности и вкусы влияют на искусство, их настроения определяют социально-психологическую атмосферу. Массовое общество - это уже не сословие, не обособленная малая группа, а в известном смысле гарант устойчивости социального порядка. Ломка основ этого порядка чревата глобальными потрясениями и личностными катастрофами.

Если посмотреть на пьесу Горького под этим углом зрения, то вырисовываются новые смыслы конфликта, положенного в ее основу. Эти смыслы увидены, прочувствованы и выразительно прозвучали в спектакле «Мещане» в театре «Святая крепость».

Если в 1960-70-е годы, например, в знаменитом спектакле Георгия Товстоногова в БДТ было важно подчеркнуть неизбежность разрыва поколений из-за несовместимости старых жизненных устоев с новыми настроениями и стремлениями, то сегодня настали другие времена, востребовавшие новое прочтение драмы Горького. Режиссер и актеры «Святой крепости» хотят сказать, прежде всего, о том, что семейный дом с его взаимной заботой и любовью, чувством преданности, ожиданием помощи и защиты, которые связывают отцов и детей, в наше время, может быть, главная ценность. А независимость и отрыв от корней оборачиваются распадом связей между людьми, отчуждением личности, утратой ею своей идентичности, а главное, потерей самой человечности, как способности к добру, сочувствию и любви.

Спектакль Юрия Лабецкого ставит вопрос: во имя чего разгорается этот ломающий души близких людей конфликт? Да, конечно, родители не желают менять традиционные семейные устои, привычные формы уклада жизни, кажущиеся им надежными, ибо «это правильно, потому что так было всегда». Поэтому отец Бессеменов в исполнении заслуженного артиста РФ Евгения Никитина, исступленно требует подчинения заведенному порядку, не сомневаясь в своей правоте.

Но чего хотят дети? Оказывается, что их жизненные устремления весьма туманны. Татьяна, тонко сыгранная заслуженной артисткой РФ Татьяной Тушиной, - потерянная и несчастная жертва, безразличная ко всему, кроме своего томления от неразделенной любви. Слабый неврастеничный Петр (Михаил Никулин), не имея никаких собственных убеждений и целей, изнемогает в призрачности своих желаний и нуждается в сильном поводыре. Оба не знают и не понимают, во имя чего и против чего они протестуют в отчем доме. Скорей всего, их протест столь же формален, сколь неопределенны их желания - в своем отрицании устоев жизни родителей они так же, как и те, упрямы и формальны.

Да и другие герои драмы, населяющие дом Бессеменовых, тоже являются персонажами, жизнь которых протекает в неопределенности, в отсутствии каких-либо ориентиров. Нил, являвший в постановках 1960-70-х годов образ нового социального героя, здесь, в исполнении Антона Косолапова, предстает как самодостаточный жизнерадостный молодой человек, желающий только одного - жить независимо и по своему разумению. Но в своем эгоизме он бесчувствен и даже жесток по отношению и к родителям, и к сестре. Обаятельная в своей легкости Елена (Светлана Баева) тоже хочет лишь беззаботной веселой жизни, а пьянствующий мизантроп певчий (Волли Хаммер), презирая и обличая старые обычаи, на деле их обслуживает. Только бродяжка Перчихин (Николай Устинов-Лещинский), подобно траве «перекати-поле», живет, как придется, без корней и привязанностей, словно пародируя саму жизнь. А потому он - единственный, кто не испытывает ни к кому ни враждебности, ни любви.

Что же получается? Драма каких жизненных принципов здесь разыгрывается? Какое новое противостоит старому? Оказывается, сталкиваются лишь формы жизни, а не осмысленные позиции, которых, по сути, и нет. Однако общий дом героев пропитан враждой, и все они страдают, но не умеют и не хотят пожалеть, посочувствовать, простить и понять друг друга. Значит, они страдают, прежде всего, от своей нелюбви и от упрямого нежелания сделать шаг навстречу друг к другу, чтобы выйти из порочного круга своей жизни. В этом конфликте нет правых - все виноваты в своей бескомпромиссности и бесчувствии.

Спектакль Юрия Лабецкого обнажает страшную угрозу существованию самого Дома, который должен защищать, оберегать, связывать людей в месте, где протекает и их общая жизнь, и жизнь каждого из них. А это значит, что не различие интересов и желаний, а разрыв человеческих привязанностей, умирание искренних чувств и способности к состраданию - это самая страшная разрушительная сила, удушающая саму жизнь, лишающая ее будущего. Мне кажется, что этим спектаклем театр «Святая крепость» подтвердил верность главной ценности, которой он служит, - быть домом, где отогреваются, а не разбиваются сердца.

Теперь в Выборге для меня появился еще один центр притяжения - театр «Святая крепость» - дом, который дарит тепло, надежду и радость общения. Жаль, что расстояние, разделяющее Санкт-Петербург и Выборг, не позволяет приходить сюда так часто, как хотелось бы. Но можно порадоваться за выборжан, у которых такая возможность есть.

 

Фото Юлии БАСЫРОВОЙ

Статья в PDF

Фотогалерея