Дети солнца или дети тьмы? / «Homunculus» в Калужском областном драматическом театре

Выпуск №6-206 (2018), 150-летие Максима Горького

Дети солнца или дети тьмы? / «Homunculus» в Калужском областном драматическом театре

Спектакль «Homunculus» по пьесе «Дети солнца» поставлен в Калужском областном драматическом театре к 150-летию со дня рождения Горького. Подготовка премьеры осуществлялась с размахом. В городе даже был проведен «конкурс двойников» Алексея Максимовича - поскольку нашлись люди, неотличимо на него похожие; победителем же стал Владимир Петров (взгляните на снимок - сходство удивительное!) И вот он - Горький среди нас, наш Горький - сидит в фойе на премьере с томом собственных сочинений, и каждый стремится сфотографироваться с ним. Словом, игровой сюжет действия начинается еще за пределами сцены.

Зрителю же, идущему на «Homunculus», неплохо бы иметь представление о самой пьесе, написанной в 1905 году как предчувствие революционных катаклизмов в России. «Дети солнца» - это по сути идейный диспут, в котором каждый пытается прорваться к истине о смысле жизни; здесь острые социальные конфликты, философские рассуждения об обязанности русской интеллигенции с патетическими монологами, обращенными в зал, несколько любовных линий; здесь конфликт интеллигенции и народа, ведущий к социальным и личным катастрофам... Все это надо знать, поскольку в спектакле Владимира Хрущева придуман собственный сюжет по пьесе Горького.

Homunculus, по объяснению режиссера - это человечек, человекоподобное существо, которое можно получить искусственным путем в пробирке. А как раз опытами с живой материей занимается главный герой Павел Протасов. Отъединившись от мира с его живыми людьми и проблемами, он выращивает в стеклянных банках каких-то зеленых чудовищ, меж тем вокруг него, в его собственном доме, обитают такие же чудовища - деградировавшее от скуки, капризное, истеричное сообщество интеллектуалов, проводящих время в диковатых затеях и играх, домашних спектаклях, розыгрышах и всякой ерунде. Они и есть «гомункулы», не замечающие времени, грозно движущегося на них, с его народом, являющим живую революционную угрозу беспечным хозяевам жизни.

Все они обитают в огромном саду, давно превратившемся в пепелище: обгоревшие кроны его деревьев жутковатым покровом переплелись сверху, заслонив обитателей этого пространства от живого присутствия неба, солнца и свежего воздуха. (Автор сценографии Анатолий Шикуля.) Их глаза, как у персонажей Хэллоуина, обведены черным, а светлые одежды к финалу становятся тоже обгоревшими. Они рисуют картину о «детях солнца», пачкая свои лица сажей и тычась ими в белый холст, запечатлевающий страшноватую галерею этих черных масок. Они кривляются, примеряют клоунские носы и шляпки, развлекают друг друга авантюрными эскападами, дурят, скачут по саду и раскатывают на велосипеде.

Один лишь Павел, блаженный трудоголик Павел (Игорь Постнов) занят своими странными химическими опытами, в процессе которых из его стеклянных колб в воздух взлетает пена. Остальные же, словно на параде аттракционов, соревнуются в праздных выдумках, фокусах и сарказме. Объясняясь в любви Лизе, эстет Чепурной (Леонид Клёц) смачно затягивает украинскую песню, а Лиза в ответном жесте выплескивает на него ведро воды. Влюбленная купчиха Мелания (Лариса Фанаскова), эта трагическая клоунесса, устраивает на сцене ветер - дуя на Павла вихрем собственного чувства, полного дензнаков. Художник Вагин (Владимир Прудников) от скуки наряжается в полосатый купальный костюм, демонстрируя свое мускулистое тело в рискованных сальто. И даже вызывая своего соперника, мужа Елены Павла, на дуэль, которую они с удовольствием изображают. Елена же (Ирина Якубенко), кажется, вообще никого не любит, являя себя в отстраненных холодных мизансценах и произнося эффектные умозаключения в микрофон. Ну, а сестра Павла Лиза (Дарья Кузнецова), это растрепанное существо с истероидным расстройством, изображает из себя декадентствующую поэтессу и чревовещательницу. Все это столпотворение мрачных аттракционов проносится в сопровождении домашнего оркестра, расположившегося в глубине сада и принимающего деятельное участие в происходящем.

Да, эти активные, динамичные люди бодро движутся, авантюрно живут, взрывают зал своими внезапными эскападами и неутомимо шутят. Их упругое неунывающее существование - это мир беспечной, бесконечной игры. Они играют, играют! Они не способны к созданию лучшего мира, они - деграданты, и даже все их любовные отношения бестолковы и несчастны. Способны они лишь потешаться, и над другими, и над собою, являя сообщество кривляк и лицедеев. Воплощая перед нами горьковскую мысль о деградации русской интеллигенции начала ХХ века.

Меж тем простой народ, почувствовавший свою революционную силу, настойчиво и грозно наступает. Слесарь Егор (Захар Машненков), словно символ русского бунта, ворвавшись в барский дом, заходится в угрожающей пляске. Разбитная горничная Фима (Татьяна Овсяникова) отчаянно и нагло хамит своим хозяевам. Вокруг тем временем бушует холера. Барский дом окружает агрессивная чернь, начинается холерный бунт и погром. Где-то полыхает грозное зарево пожара. Хозяина дома избивают. Обезумевшая Лиза в алом платье декламирует стихи о «знойном море красного песка». А жалкая кучка «детей солнца», прижавшихся друг к другу, сидит на голой земле, растерянно и беспомощно глядя вдаль.ъ

Статья в PDF

Фотогалерея