Нестареющая классика / "Васса Железнова" в МХАТе имени М.Горького

Выпуск №6-206 (2018), 150-летие Максима Горького

Нестареющая классика / "Васса Железнова" в МХАТе имени М.Горького

Спектакль «Васса Железнова» был поставлен режиссером Борисом Щедриным на сцене МХАТа им М. Горького 14 лет назад к юбилею художественного руководителя театра Татьяны Васильевны Дорониной. В нынешнем театральном сезоне эту пьесу можно увидеть в нескольких московских театрах, не обделены вниманием и другие произведения классика, но в начале 2000-х годов Максим Горький был не самым популярным автором.

Режиссеров по-прежнему больше интересует первая редакция «Вассы Железновой». Легендарный спектакль Анатолия Васильева так и назывался «Первый вариант «Вассы Железновой», хотя не забудем, что другой знаменитый спектакль - в Малом театре с Верой Пашенной был поставлен по второму - «советскому» варианту пьесы.

Первая редакция пьесы - история вырождения души, драма, практически лишенная социального пафоса. Во второй судьба главной героини, внутрисемейный конфликт - становятся отражением распада существующего политического уклада, гибели мира. Именно к этому варианту и обратился в свое время Борис Щедрин. Для театра, в котором он осуществил свою постановку, социальный подтекст произведения почти всегда играет весьма важную роль, а роль Вассы, воистину шекспировского масштаба, под стать зрелому мастерству и профессиональному опыту Татьяны Дорониной.

Художник спектакля Владимир Серебровский (чей недавний уход из жизни весьма ощутим для МХАТа имени М. Горького) точно и до мельчайших подробностей выстраивает место действия своих спектаклей. Не исключение и «Васса Железнова». Комнаты, обставленные старинной мебелью, кабинет, гостиная с живописным видом на Волгу. Никакой условности даже в элементах бутафории - старинный телефон и сейф со штурвалом на крышке, натуральный граммофон - все это часть эстетики прошлой жизни, зримые приметы ушедшей эпохи и культуры. Если 14 лет назад подобная сценография и воспринималась как наивная архаика, то уже в сегодняшнем театре такое тщательное отношение к воссозданию элементов быта - почти театральный авангард.

Открывается занавес. Из граммофона льются звуки из оперы Делиба «Лакмэ» - «В молчанье ночи чудной тебя я увидел». Вспомним предысторию жизни капитана Железнова и юной девушки Вассы Храповой, и сравним с нынешней жизнью семьи Железновых, в которой уже нет места грезам и сантиментам. Через полчаса Васса будет уговаривать опустившегося деградирующего мужа принять яд в интересах спасения репутации семьи и дела.

Появление Вассы - Татьяны Дорониной всегда сопровождается продолжительными аплодисментами. И если в начале спектакля - это дань уважения замечательной актрисе, талант которой является культурным достоянием нации, то в дальнейшем мощная актерская энергетика подключает зал к сопереживанию страданиям и страстям героини. Васса в исполнении актрисы - «железная леди» начала прошлого века, неоднозначная и противоречивая натура, «воительница» на страже жизни и интересов своего дома, семьи, семейного дела. Ставшая волей обстоятельств главой дома, она берет в руки бразды правления в трагических обстоятельствах. А за плечами и личная драма, и трагедия матери, теряющей сына, и одиночество человека, который не видит рядом никого, кому можно передать дело всей своей жизни.

С годами спектакль обрел глубину и мудрость. Смена психологических состояний дается нелегко и не всегда проходит ровно - в сценах с погрязшим в пороке мужем (Юрий Горобец), бездельником братом Прохором (Александр Самойлов), дочерьми - озлобленной Натальей (Юлия Зыкова) и блаженной Людочкой (Елена Коробейникова), женой сына Рашелью (Лидия Матасова), служащими и прислугой. Чувствуется нарастание трагедии человека, который давит не только других, но, совершенно беспощадно - саму себя. Ключевой сценой спектакля становится конфликт Вассы с ее невесткой. Этот конфликт глубже, чем «каноническое» противостояние представителя отживающего консерватизма в лице его наиболее яркой представительницы Вассы Железновой и революционерки Рашели. Невестка, скитающаяся по заграницам, не имеющая собственного дома, человек без корней и привязанностей, увлеченная делом не созидания, а разрушения. В исполнении Лидии Матасовой - человек пустой фразы, слова, неподкрепленного делом. Борьба за внука и сына - борьба за будущее дома Железновых, за того, кому можно будет передать семейное дело.

Знаменательна сцена, предшествующая смерти Вассы, когда она просит горячего чая и никак не может согреться. Холод в душе, мрак и пустота вокруг Вассы. И это несмотря на беззаветно любящую ее младшую дочь Людочку. Пронзительно и тонко играет Елена Коробейникова роль почти юродивой блаженной Людочки. Ее криком в пустую мрачную темноту после ухода Вассы и заканчивается этот спектакль - нестареющий и важный для МХАТа имени М. Горького.

Статья в PDF

Фотогалерея