Курск

Выпуск №1-111/2008, В России

Курск

Афиша Курского театра кукол: на черном фоне лицо — мудрое, ироничное, расколотое, словно отслужившая свое чашка. Оно кажется странным и неуместным среди веселых и добродушных зайчиков-белочек, ивасиков-дюймовочек. «Король умирает». Мало того, что это — пьеса для взрослых, так еще из разряда тех, за которые и драматические театры берутся нечасто. Эжен Ионеско, король абсурда, очень не прост для постановки. Стоит в малой степени пережать, сфальшивить, и напряженный драматизм пьесы превратится в балаган, дурновкусье, а то и просто в глупость.

Между тем, французский драматург говорит со зрителем о вещах, которые, в общем, касаются каждого, ставит вопросы, которые любой человек рано или поздно вынужден решать. Монологи его героев только на первый взгляд абсурдны. «Пять минут назад я родился, три минуты назад — женился». Но разве не случалось и вам ощутить с легким привкусом ужаса, как невыносимо быстротечна жизнь?! Впрочем, для этого надо все же изрядный ее кусок прожить. В спектакле же заняты по преимуществу актеры молодые. А заглавная роль — короля Беранже Первого досталась Никите Шмитько, шагнувшему всего лишь в третий десяток. Откуда ему знать, как накатывает копившаяся много лет усталость, как отчаянно хочется задержать уносящуюся жизнь? Актерским чутьем постиг он состояние человека, внезапно осознавшего, что отпущенное ему время кончается, что уже невозможно ничего переписать набело. И это внутреннее понимание делает ненужными возрастной грим и нарочито старческую пластику. ...Идею поставить в театре кукол спектакль «Король умирает» главный режиссер Валерий Бугаев вынашивал давно. Но даже верным его соратникам, таким как художник Виктор Никитин из Днепропетровска, поставивший с Бугаевым не один спектакль, она казалась странной: Ионеско? При чем тут куклы? Как можно ввести их в ткань спектакля, не разрушив пьесы? Однако режиссер рискнул и — победил! Теперь, увидев пьесу в его трактовке, его глазами, трудно представить иное решение. Как можно так точно расставить акценты, не прибегая к помощи этих созданных талантом и руками художника Виктора Никитина существ?! Ведь именно они помогают донести до зрителя то, что не вложить в слова и пластику актера. Один финал чего стоит, когда на опустевшей, погрузившейся во мрак сцене остается на ненужно большом троне маленький жалкий король. И становится такой ясной непреложная истина: человек, будь он раб или властелин, шут или пророк, один приходит в этот мир и уходит из него — один. И ему одному держать ответ за все совершенное (и несовершенное) за годы, проведенные на земле.

«Ты умрешь через полтора часа. Ты умрешь в конце спектакля», — произносит королева Маргарита. Ровно 90 минут длится действо на сцене театра кукол. И эти минуты вмещают в себя так много: крах надежд, дуэль двух любящих женщин, протест и смирение. Шесть актеров на сцене. Каждый ведет собственную партию, а все они, подчиняясь режиссерскому замыслу, сливаются в единый ансамбль. Жесткая и властная Маргарита, оказывающаяся на поверку больно раненой предательством (безупречно выверен рисунок роли актрисой Татьяной Быкановой), привыкшая быть любимой и желанной Мария (по-разному трактуют этот образ Елена Печкуренко и Екатерина Белоусова: у первой за внешней слабостью прячется достаточно жесткий характер, вторая — нежна и беспомощна), отгородившийся от жизни и ответственности за свои деяния звучащей в наушниках музыкой доктор (ломкая, танцующая пластика Вадима Козлова тут весьма уместна), послушно готовый к предательству стражник (Сергей Чижов) и сам король появляются на сцене в полумасках. Расколото лицо, расколот их внутренний мир. И только служанка Джульетта глядит на партнеров и в зал, не скрывая своего лица. Не от того ли, что она занята простыми, но необходимыми при всякой власти делами? Не от того ли, что жалость к другим в ней выше жалости к себе, и ценности ее не нуждаются в переоценке? Наталья Бугаева ведет свою партию просто, естественно и оттого особенно убедительно. Ткань спектакля насыщена аллегориями и символами, но при этом он не становится нарочито поучительным и ложно глубокомысленным. Полтора часа без антракта длится действие, и в зале все это время висит напряженная звенящая тишина, в которой так ясно слышны все диалоги, так внезапны и пронзительны музыкальные акценты (творческие находки композитора Александра Москаленко).

«Король умирает» в прочтении Курского театра кукол — не легкое зрелище. Эмоции не отпускают не только после того, как закрылся занавес, но и через день, неделю, заставляя размышлять о себе и об эпохе, о власти и смирении, о ценностях истинных и мнимых.

Валерий Бугаев не в первый раз предпринимает попытку заставить зрителя размышлять об очень непростых вещах. Можно вспомнить спектакли «Наш Пушкин», где действие разворачивается в двух плоскостях: сюжет «Сказки о мертвой царевне» прихотливо и замысловато переплетается с реалиями наших дней; «Терем» — пьеса Александра Лиманова стала поводом для размышления о вечных проблемах человечества. Эти спектакли стали событиями в курской театральной жизни, были замечены на фестивальных показах. Удалась и новая попытка серьезного разговора о серьезных вещах. Это наверняка оценят коллеги. Надо полагать, «Король умирает» станет участником фестивалей (благо, курские кукольники регулярно получают приглашения, и уже нынешней осенью театр покажет свою новую работу в Москве). Но важнее другое: на спектакль приходит публика и реагирует на происходящее так, что напрочь разбивает расхожее мнение о том, что местный зритель ищет в театре только возможность отдохнуть и развлечься.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.