Глазов. Урок волшебства

Выпуск №6-206 (2018), В России

Глазов. Урок волшебства

Особенный талант Дамира Салимзянова - превращать обыденное в необыкновенное, заиграл в «Приключениях Супер-Толика» новыми красками. Повесть Юрия Томина, написанная в 1960-х, в сценическом воплощении стала не только захватывающей, но и актуальной, хотя спектакль пронизан атмосферой ностальгии по советским временам.

На первый взгляд, одна из самых скучных вещей на земле - это школьный класс: старые исписанные парты, шаткие стулья, запыленные портреты классиков на стенах, черная доска, перепачканная мелом, глобусы, линейки, тетради. Скучные вещи, скучная одежда - белый верх, черный низ, скучные, бесконечно тянущиеся уроки. Но в сказке про супер-героя, который не менее крут, чем герой популярного комикса, - про самого сильного, ловкого, лучшего в мире хоккеиста-шахматиста-авантюриста - про Толика Рыжкова в такой истории не найдется места скуке! Здесь все переворачивается с ног на голову, и скучное преображается в захватывающее и интереснее. Место действия - школьный класс, становится подобием цирковой арены, скрывающей до поры до времени массу фокусов.

Здесь, в классе советского периода, отвечают урок, а точнее дают настоящий концерт, два бравых пионера. Концерт во славу лучшего дня на земле - сегодняшнего дня. В его честь поются песни и творятся чудеса. Да здравствует дружба, да здравствует волшебство и самые настоящие волшебники! В руки Толику Рыжкову (Константин Цачурин) волею случая попадает коробок с волшебными спичками, исполняющими любые желания. Но мальчику не удается мудро распорядиться нежданным подарком, и вместо чудес он творит одни беды. Наконец, загадочный владелец коробки - мальчик с холодными голубыми глазами, находит Толика и переносит его, а также его друга Мишку и собаку Майду, в созданный им Вчерашний день. Это идеальный мир, где полным-полно магазинов с игрушками и сладостями, где всегда ласковое море и желания исполняются в одно мгновение, но нет людей, нет семьи и человеческого тепла. Друзьям предстоит потрудиться, чтобы вернуться домой.

Простая и строгая обстановка сцены, которая в первые минуты открывается зрителю, обманчива: пара полупустых стеллажей со случайными как будто предметами, широкая черная доска и портреты великих над ней, тряпки и мел, пара стульев и учительский стол. И вот из всего этого возникают самые разнообразные места действия: квартира, улица, двор, проезжая часть, милицейский участок, стадион, а также таинственный и пугающий мир Вчерашнего дня. Это многообразие возникает из массы фантазий, придуманных для спектакля. Написанные мелом на доске кружки и палочки, цифры и слова, закорючки и рожицы переносят зрителей из одного места в другое, из советского двора - в странный, скрытый от глаз мир.

Тут все во что-то превращается! На вешалку для одежды ставится перевернутое ведро - и вот перед нами робот, железный человек (не тот, что из комиксов, а человек, сделанный из железа), череп - наглядный материал из кабинета биологии, становится злодеем-мальчиком, противогаз в фуражке - суровым милиционером, стол - школьной партой, комментаторской будкой на стадионе, катером, несущемся к заветному горизонту.

Рассказчики-пионеры ведут себя дерзко: шайбой беспардонно пуляют в лоб Достоевскому, Пушкина превращают на миг в дворового хулигана по прозвищу Чича, а полководца Суворова - в знаменитого хоккеиста Алтынова, по манере поведения и речи напоминающего большое начальство уже не той, а нынешней эпохи. Так плоские черно-белые портреты оживают. Они то и дело вылетают с грохотом и затем вновь возвращаются на свои места, подыгрывая пионерам. Освободившееся от портретов пространство над доской становится еще одним местом действия. Это и открытое окно, в которое улетает превращенный в голубя задержанный Зайцев (мокрая белая тряпка, привязанная к палке), и своего рода ширма, над которой появляется тот или иной персонаж. Все эти превращения, как мальчишеские забавы: голубь - тряпка, робот - ведро на вешалке, швабра - клюшка. Так веселятся фантазеры-ученики на переменах, внося игру и праздник в школьные будни. Отличный урок на воображение и на смекалку!

Актеры тоже постоянно в кого-нибудь превращаются. Константин Цачурин исполняет роль Толика Рыжкова, в пластике и голосовых интонациях убедительно перевоплощаясь в мальчишку, такого разного - вредного, нахального, смелого, заботливого, решительного. Актер примеряет на себя несколько лиц: пьяницы Зайцева, хоккеиста Алтынова, Мишки Павлова, папы Толика. Каждого из этих героев он наделяет своей неповторимой краской, психологическими чертами, необходимыми в лирические моменты, и пародийными, гротескными - когда важен юмор.

Еще более сложная задача стоит перед хрупкой Ксенией Волковой, ведь на ее долю выпало вдвое больше персонажей, из которых женский лишь один - мама Толика. Вот она играет хулигана Чичу - типичного дворового задиру: тут и нарочитая сутулость, и кривая ухмылка, обезьянья походка и грубый голос. Мелом нарисованный силуэт здоровяка-хулигана оживает, когда актриса, как в тантамареске, говорит за нахального мальчишку. Комментатор хоккейного матча, тренер, лучший друг Толика - Мишка, суровый сержант милиции с характерным говором, расхаживающий взад-вперед вразвалочку и допрашивающий Толика, и, конечно, главный злодей этой истории - таинственный мальчик с голубыми глазами. Актриса бережно и торжественно носит в руках череп, ставит на стол и властным жестом поглаживает по нему: сейчас вас ждет страшная сказка, дети.

Используя свои пластические и музыкальные возможности, актеры создают выразительные образы. Они не повторяются, а изобретают все новые и новые приемы, перевоплощаются играючи, не переодеваясь - на них лишь школьная форма советских времен: синий костюм на Константине и коричневое платье с белым фартуком на Ксении. И, конечно, красные галстуки. Самое впечатляющее в игре двух актеров - контакт друг с другом. Весь спектакль, час сорок, они словно перекидывают друг другу мяч и ни разу его не роняют. Словом, настоящие отличники! Обаятельной самоиронией, доброй усмешкой оба актера заряжены, думается, с легкой руки постановщика, поскольку этот прием прослеживается и в других работах Дамира Салимзянова.

Музыкальный мир спектакля - это знакомые и любимые мелодии из фильмов, звучавшие когда-то на пластинках, в телевизионных концертах. Ксения Волкова поет так звонко и чисто, что в памяти невольно возникает голос русского Робертино Лоретти - Сережи Парамонова, певшего в Большом детском хоре СССР. Лишь в мире мальчика с голубыми глазами музыкальный фон становится иным - торжественно-мрачным.

Волшебные спички, исполняющие любые желания, предлагают главному герою соблазнительный побег от реальности: получить супер-силу, супер-способности, стать тем, кто может все и лучше других. И скуки - как ни бывало! Но очень скоро Толик Рыжков понимает, что все обычное и прозаичное (ставшее таковым в силу привычки) - это и есть самое ценное, то, что страшно потерять: лучший друг, строгая мама, честно заработанные двойки. Представь на мгновение, что все исчезло, а взамен - мертвый мир, в котором все дозволено, но ничего не хочется. Обладание никому не нужной силой оборачивается пустотой, ведь бесполезная власть, не приносящая добра - злая власть. Вот так и захочется вернуться обратно в скучный класс.

Так в детской советской книге Юрия Томина и в спектакле, поставленном по ней, возникает тема антиутопии. Как будто случайные параллели и отсылки все-таки совсем не случайны. Спички, обладающие силой и властью, отсылают к вселенной фильма «Кин-дза-дза» с ее пустынной планетой Плюк, где мысль о владении ими становится единственной целью жизни. В фильме Питера Уира «Шоу Трумана» о лживой реальности, в которую с рождения помещен главный герой, Труман в финале сбегает, направляясь на катере к горизонту, - к границе этого мира. Так же, как Толик и Мишка сбегают за линию горизонта из Вчерашнего дня. Нос катера Трумана делает дырку в голубом небесном полотне, как нос Буратино в куске старого холста, и за чертой героя ждет другая реальность - уже живая и настоящая.

О безусловной ценности мира подлинного и его превосходстве над миром ложным говорится и в «Матрице» братьев Вачовски, и во многих других произведениях мировой культуры, где антимир не раз становился объектом изображения. Томин мастерски создал такого же рода реальность, в которой нет места живому свободному человеку. Игра человека в Бога всегда чревата тиранией, ведь единоличный Бог, заботящийся лишь о собственном благе, неизбежно оказывается жесток и одинок. Эти читающиеся между строк мысли уже гораздо шире и воспитательных идей, заложенных в книге, и рамок эпохи, в которую книга была написана.

А спектакль завлекает нас, зрителей, в приятную ностальгию по теплым и уютным советским временам, а меж тем, подспудно звучит мысль о том, что не стоит погружаться в омут прошлого с головой - не нужно нам вчерашнего дня, дайте нам день сегодняшний! Во всей его сложности, драматичности и подлинности. И хотя ностальгия нынче в моде, и так порой приятно и соблазнительно помечтать о минувшем: послушать песни детских лет, вспомнить верных друзей и тот мир, ушедший, но не канувший в Лету - ведь пока есть память, он будет с нами. И все-таки! Славься, сегодняшний день!

Кажется, мудрый учитель дал нам несложное, но важное домашнее задание: в следующий раз, когда окажетесь в школьном классе или в любом другом месте, кажущемся скучным, придумайте как можно больше превращений с простыми вещами, которые вас окружают. И увидите, что будете вознаграждены за это приятное усилие.

Закончились чудеса, начались обыкновенные дни, волшебные настолько, насколько ты сам нафантазируешь.

 

Статья в PDF

Фотогалерея