Казань. Последний день

Выпуск №6-206 (2018), В России

Казань. Последний день

Прошедший год оказался очень важным и памятным для любителей поэзии. Особенно для почитателей творчества Марины Ивановны Цветаевой, которой в октябре 2017 года отметили 125 лет со дня рождения.

В Национальном музее Республики Татарстан открылась первая выставка, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой. Над созданием экспозиции работали специалисты Национального музея, Елабужского государственного музея-заповедника и Музея имени Горького. Память о ней, запечатленная в картинах и скульптурах. Работы невероятно эмоциональные, выполненные в разных техниках. Книги и воспоминания, прижизненные издания стихов Цветаевой и ее современников - поэтов. Знаменитая записная книжка - одна из немногих оставшихся подлинных вещей. Выставка оказалась замечательной возможностью еще раз прикоснуться к миру Марины Цветаевой и ее семьи.

А на малой сцене Казанского Большого драматического театра им. В.И. Качалова идет моноспектакль «Последний день». Спектакль - признание, спектакль - исповедь. Исповедь поэта, человека, актрисы, играющей эту роль. Рассказ о творчестве, жизни, судьбе. Его автор и исполнительница - народная артистка России и Татарстана Светлана Романова. Своим спектаклем она рассказала, поведала, прокричала зрителям о том, что явилась когда-то в этот мир и жила в нем поэт Марина Ивановна Цветаева. Жила ярко, стремительно и так же внезапно ушла, оставив нам, читателям, целую россыпь драгоценных своих строк... Мне довелось увидеть эту постановку дважды. И были это два совершенно разных взгляда и ощущения.

Небольшой зрительный зал. Из декораций - овальный стол, несколько стульев, аккуратная стопка книг, горшок с цветком, часы, которые стоят. Чемоданы. Вот последнее пристанище, последний угол Марины. Последний день, час, миг...

И действие закружило в воспоминаниях. И вся ее жизнь как будто вихрем пронеслась перед глазами зрителей. Счастливое детство, снег, музыка. Мама и ее ранняя смерть. Встреча с будущим мужем Сергеем Эфроном, чумной и голодный 1919-й. Эмиграция и бесконечная, страшная тоска по родине. «Русской ржи от меня поклон, ниве, где баба застится»...

Наконец, возвращение в Россию, когда уже многое пережито. Когда в душе остались только страх, ужас, одиночество. Война и маленький домик в далекой Елабуге. И воскресный солнечный день, и петля в сенцах, словно жгучий узел всех ее страшных испытаний и страданий. Ее жизнь, словно яркая вспышка, проходит в спектакле через призму стихов, многочисленных писем и воспоминаний, прочитанных актрисой. И снова наступает темнота и пустота...

Черный цвет преобладает во всем: в декорациях, костюме, вещах. Действительно, жалеешь, сочувствуешь героине, осознавая страшную безысходность, запутанность, безумные человеческие страдания. «К имени моему "Марина" - прибавьте: "мученица"», - говорила она о себе.

В какой-то момент начинает даже казаться, что на сцене сама Марина Цветаева. Через эти письма, отрывки биографии рождается ее образ. Она вспоминает о детстве (наверное, единственные светлые и радостные эпизоды), о любви и мечтах. Эти светлые и радостные мгновения сталкиваются с ужасающей и давящей действительностью, где ей как будто бы нет места.

Звенящая тишина стоит в переполненном зале на протяжении всего спектакля. Удивительное ощущение единения зрителей. Голос актрисы то спокойный и тихий, то взволнованный и почти переходящий на крик. И страшно нарушить это откровение аплодисментами. Они, действительно, так ни разу и не зазвучат. Только снова и снова возникает желание кивнуть в ответ на ее вопросы, размышления, монологи. Зритель следит за каждым движением, вздохом и словом неотрывно. Все близко, на расстоянии вытянутой руки, но актриса не боится смотреть зрителям в глаза, долго и внимательно, пронизывающе, не выходя при этом ни на секунду из образа. И вновь пробуждает воспоминания о дочери Ариадне, сыне Муре, об умершей в приюте младшей дочери Ирине. О муже Сергее Эфроне: «Они встретились - 17-летний и 18-летняя - 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой, волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей... Марина загадала: "Если он найдет и подарит сердолик, я выйду за него замуж"». Вышла. И выполнила свое обещание ползти за ним как собака. Ползла. На гибель.

Они родились в один день с разницей в один год, а погибли в один год с разницей в месяц. Пройдя вместе «пыльные дороги, шалаши на час и звериные берлоги и старинные чертоги...». Как писала Марина Цветаева, они «вечно были в плену друг у друга», но, что бы ни случалось, до конца оставались преданными, навсегда вместе. Актриса держит в руках тот самый маленький желтый сердолик - прямое напоминание о Сергее. Она подолгу пристально всматривается в него.

В этом спектакле каждая вещь кажется удивительно символичной. Часы, как будто отбивающие ход последнего дня. Но они неподвижно стоят, словно символ оконченной жизни, судьбы. Стол, о котором Марина так мечтала, посвятив ему стихи, но, к сожалению, не имела даже своего собственного. А этот стол чужой, она не пишет за ним стихов, он так и останется пустым, покрытым вязаной скатертью. Стулья, на которые актриса присядет всего несколько раз за весь спектакль, как будто передохнет немного и тут же снова погрузится в бесконечные метания, воспоминания и внутренние монологи.

Цветаева все время спешит, действие разворачивается стремительно. Актриса переносит с места на место вещи, вспоминает вереницы людей. Как будто пытается на что-то решиться. Как будто хочет на ходу прыгнуть в последний поезд и вырваться из этого страшного одиночества. Но: « Поезд трогается, - минутное облегчение, - слава тебе, Господи! - но вдруг узнаешь и со смертным ужасом осознаешь, что в роковой суете попал - впрочем, вместе со многими! - не в тот поезд, что твой состав ушел с другого пути, что обратного хода нет - рельсы разобраны».

Комок в горле от осознания всего, что происходит с Мариной. В какой-то момент хочется встать и прекратить все ее мучения, бесконечные метания и попытки спасти себя, свою семью. Наконец, принимает для себя это страшное решение.

Ход спектакля изменялся, углублялся, обогащался. В самом начале театральной жизни моноспектакля на сцене даже сама главная героиня была несколько иной. Задумчивая, неторопливая и тихая, актриса выходила в очках и с листами бумаги. А в этих листочках - отрывки воспоминаний, писем. Она казалась далекой, очень строгой, непонятной. Теперь же на сцене героиня со своим характером и сложившимся образом. Пройдя через все трудности и испытания, она обращается с негодованием ко всем, кто оказался виноват в том, что ее судьба сложилась так трагично.

Иногда может меняться и финал. Когда я смотрела постановку в первый раз, актриса закончила свой последний монолог и ушла, закрыв за собой дверь. Через какое-то время, посмотрев «Последний день» снова, я увидела совсем иное решение. Светлана Романова не просто молча вышла на поклон, она обратилась к зрителю и предложила вместе вслух почитать стихи Марины Цветаевой. И люди откликнулись! И еще какое-то время в зале звучали знакомые строки: «Моим стихам, написанным так рано, что и не знала я, что я - поэт...».

Этот жест, сиюминутный, непредсказуемый, вероятно, зависит от того, кто пришел в этот вечер на спектакль, с какими ожиданиями, что пережил вместе с актрисой. И возникает такой порыв выйти к зрителю, наверное, не всегда. Но с чем бы это ни было связано, такой финал объединил всех пришедших в едином порыве узнать о поэте, вспомнить и запомнить ее.

Музыка, которая звучит в этом спектакле единой связующей нитью, не меняется по ходу действия, а только замолкает иногда, чтобы потом зазвучать снова. Это удивительно красивая и психологически сложная композиция Альфреда Шнитке. Она создает особый эмоциональный фон и строй всего спектакля. Колокольчики, звучащие, словно осколки разбитой жизни Марины Цветаевой. В этой мелодии есть как спокойные и ровные ноты, так и безумно тревожные, настоящие эмоциональные музыкальные взрывы.

Спустя какое-то время, возникло желание поделиться увиденным с другими. Поэтому я сделала со школьниками литературно-музыкальную гостиную - свой маленький рассказ о судьбе и творчестве поэта. Ребята читали ее стихи, отрывки из воспоминаний. Они запомнили этот вечер, и так хочется верить, что еще не один раз кто-то из них откроет томик стихов Марины Цветаевой и, может быть, посмотрит спектакль «Последний день».

За эту работу Светлана Романова удостоена литературной премии имени Марины Цветаевой.

Фото из архива БДТ им. В.И. Качалова

Статья в PDF

Фотогалерея