Петрозаводск. И будет день

Выпуск №6-206 (2018), В России

Петрозаводск. И будет день

«Валентинов день» Ивана Вырыпаева появился в афише Государственного национального театра Республики Карелия благодаря конкурсу молодой режиссуры «Театральный разъезд». Совместный проект Гильдии театральных режиссеров СТД РФ и Гильдии театральных менеджеров успешно существует с 2013 года и его цель в том, чтобы включить региональные театры в современный театральный контекст, привлечь молодых талантливых режиссеров в провинцию и предоставить им работу в условиях действенного менеджмента и открытого конкурсного отбора.

Условия достаточно жесткие. В прошлом году на конкурс было заявлено 46 проектов, из которых Совет Гильдии театральных режиссеров отобрал всего четыре. Говоря о задачах «Театрального разъезда», председатель режиссерской Гильдии Валерий Фокин выделяет главное: «Театр сегодня находится в критической ситуации: многие художественные критерии разрушены, в кадровой политике масса проблем, отношения режиссеров и директоров крайне конфликтны, репертуарный театр хоронят, не предлагая ничего взамен. В это непростое время для нас принципиально важно найти общий язык и действовать вместе. Мы специально выбрали небольшие театры, которые не известны в Москве. Так мы можем представить их в новом качестве и расширить понятие о режиссерской географии».

При содействии двух театральных гильдий проекты-победители получили грантовую поддержку Министерства культуры РФ, а зримым результатом стали премьеры в Челябинске и Петрозаводске. Евгений Маленчев осуществил на сцене Челябинского государственного академического театра драмы имени Наума Орлова «Алексея Каренина», созданного Василием Сигаревым по мотивам романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Максим Соколов выпустил премьеру «Валентинова дня» в Карелии.

Это уже второй совместный проект Национального театра Республики Карелии и «Театрального разъезда». В 2015 году Станислав Васильев поставил здесь «Дорогу в Небыван» по пьесе Ирины Комиссаровой, и этот спектакль с успехом идет по сей день, собирая полные залы.

На аншлагах играют и недавнюю премьеру, которая по завершении контракта хоть и осталась без режиссерского пригляда, но сохраняет целостность. Возможно потому, что «Валентинов день» рождался в атмосфере сотворчества режиссера и актеров, выстраивался на их внутреннем созвучии с выбранным материалом. Отталкиваясь от «Валентина и Валентины» Михаила Рощина, Вырыпаев написал ее «некое продолжение, а точнее мелодраму с цитатами в направлении примитивизма», что и поясняет в ремарке.

В каноническом сюжете двух молодых влюбленных пытаются разлучить, и финал читается неоднозначно. Новая версия предлагает схему возможных дальнейших событий после того, как Валентин и Валентина расстались. Он женится на безответно влюбленной в него соседке Кате. Она так и живет одна, пока в 35 лет их не соединяет случайная встреча. Возникает треугольник, где все углы острые, ранящие. Трое людей навсегда связаны любовью и ненавистью, между которыми, как известно, всего один шаг. Их жизнь наполнена ссорами и примирениями, счастливыми свиданиями и попытками разрубить гордиев узел, поисками виновных и стремлениями простить, но главное, в ней нет равнодушия. Потому что «если равнодушие, то это уже не любовь». Строка из вырыпаевского текста, пожалуй, одна из самых знаковых, звучит в финальном монологе Валентины. Она набрана разными шрифтами - от меньшего к большему - в макете программки, пульсируя главным словом - любовь.

Время и пространство теряют актуальность. Все в одной плоскости, все перемешано - хронология жизни персонажей, их пересечения, сны, реальность. Словом, метафизика, где важны только глубинные внутренние связи. Показывая их целостность и неразрывность, драматург соединяет персонажей в общем пространстве, но помещает их в разные периоды жизни. Мы наблюдаем за Катей в 18-20 лет, в 35-40, а затем в 60. Валентину отпущено только два первых отрезка, потому что в 40 лет он умрет, выбрав именно такой способ решения всех проблем. Валентине всегда 60, она смотрит картинки из прошлого глазами зрелого человека. Режиссер тоже указывает в программке возрастные отметины, но тут же их перечеркивает, давая понять, что цифры здесь не главное. Он вводит в спектакль Екатерину Первую и Екатерину Вторую, то же проделывает с Валентином, и создает для них разные эмоциональные рисунки.

Сцены с первыми Екатериной и Валентином (Ксения Ширякина и Андрей Шошкин) построены в большинстве своем на пластических диалогах, придуманных хореографом Екатериной Культиной. Они жесткие, почти безэмоциональные, но именно так видятся давние события, когда чувства растратились, а память сохранила лишь последовательность действий и их значение. Валентин узнает о замужестве Валентины и опускает руки. Это почти медитация, уход в себя, полное остранение. От обреченности ли, усталости или еще по какой причине, он дает Кате шанс и предлагает пожениться. Первый шаг к фальшивому счастью, которое обернется для нее вечным мучением. Острое предчувствие такого будущего - в монологе о купании в пруду, в сцене с подсолнечным маслом, исполненные молодой актрисой очень достоверно.

Жизнь - серая лента, которая движется в монотонном ритме, сменяя события и тут же стирая их. Эту метафору художник Анастасия Юдина вписала в сценографию спектакля в виде транспортера. Максим Соколов расширяет маленькие миры Валентина, Валентины и Кати до вселенского масштаба, и сценограф воплощает эту идею крупными «космическими» мазками. Сцена напоминает поверхность неизвестной планеты в кратерах-«пузырях», где зарождается жизнь, а потом и любовь. Яркая, почти мультяшная планета Юпитер - на нем Валентина парит в густой темноте Вселенной. Серебристый скафандр, в котором Валентин «катапультируется» с Земли, едва перешагнув свое 40-летие.

Эта роль сделана Алексеем Беловым безукоризненно. Он так ясно, используя точные психологические оттенки, показывает путь человека, который способен любить лишь тогда, когда в этом есть вкус страдания. Валентин никогда не уйдет от Кати - он в ответе за ту, кого приручил. Но труднее всего признаться, и, прежде всего, самому себе, что если вдруг расклад изменится и они с Валентиной смогут быть вместе, их любовь в тот же миг закончится. Потому что Валентина должна играть роль мечты. Недостижимой, манящей, ускользающей. Валентина Ольги Портретовой именно такая - женщина со звезды, поп-дива в сверкающем платье, туфлях на немыслимых каблуках, белой роскошной шубе. На этот образ работают фактура актрисы, ее удивительная пластика, умение держать эмоциональный фон и делать его почти бесстрастным - она всего лишь наблюдатель, своего рода скан с придуманного Валентином облика любимой.

Самая трагичная фигура в этом сюжете - Екатерина Первая Натальи Алатало. Вся ее жизненная программа настроена исключительно на мужа, и эти ее вечные поездки по маршруту «Москва-Владивосток» просто возможность дать ему передохнуть от нее, нелюбимой. Чтобы как-то привлечь к себе его внимание, она пытается менять внешность. Например, становится блондинкой с лентой в волосах и в халатике с перламутровыми пуговицами - пародийным слепком с героини Светличной из гайдаевской «Брильянтовой руки». Но когда Валентин умирает, жизнь Екатерины тоже заканчивается. Она надевает камуфляж и высокие бутсы и начинает свое личное мучительное сэппуку - пьет, теряет достоинство, лишается всего имущества. А когда вырывает из стены гвоздь, на котором когда-то висело ружье Валентина, и становится понятно, что это единственное наследство Кати, на физическом уровне ощущается зияющая дыра в ее душе, невыносимый сквозняк. Сильная актерская работа Натальи Алатало.

Чтобы сбить трагический накал, режиссер перемежает действие нарочитыми мелодраматическими вставками и мелодиями разных лет, вкладывает в уста героев легкую иронию, присущую лишь тому, кто уже дошел до края. Но Вселенная бесконечна, так же, как и любовь, пусть даже горькая, украденная, и все же наполняющая жизнь каждого из героев этого сюжета главным смыслом.

Фото Юлии УТЫШЕВОЙ

Статья в PDF

Фотогалерея