Глазами арт-директора

Выпуск №6-206 (2018), Фестивали

Глазами арт-директора

Итоги первого фестиваля «Уроки режиссуры» в рамках Биеннале театрального искусства подводит одна из арт-директоров Ольга Егошина.

 

Фестиваль «Уроки режиссуры» впервые прошел в Москве в рамках Биеннале театрального искусства (с 26 сентября - 14 ноября). Биеннале в этом году включало три основных направления - музыкальный фестиваль «Видеть музыку», который проводит Ассоциация музыкальных театров, музейная программа «Цифровые технологии в пространстве культуры» музея Бахрушина и драматического фестиваля «Уроки режиссуры».

 

Режиссерский театр и его герои

В самом конце ХХ века по итогам юбилея Московского Художественного театра вместе с Анатолием Смелянским мы придумали сборник «Режиссерский театр», который потом разросся до трех томов. В нем мы постарались очертить границы режиссерского театра эпохи слома веков. Посмотреть линейку ведущих режиссеров, собранных под одной обложкой, ощутить пульсацию мысли ведущих практиков, понять их тревоги и надежды. Прошло несколько десятилетий, и стало понятно, что в кризисное время, когда театр переживает нападки и справа, и слева, - необходимо снова понять силовые линии современного профессионального театра, постараться рассмотреть лица новых лидеров отечественной сцены. Понять «кто пришел» и оценить их работы.

Фестиваль «Уроки режиссуры» был создан по инициативе Режиссерской гильдии СТД РФ. В тесном контакте с ее участниками мы вместе с Мариной Токаревой собрали довольно внушительную программу из четырнадцати спектаклей, поставленных за последние два сезона на сценах профессиональных театров режиссерами 40+. Возраст участников обсуждался устроителями особенно бурно, но европейская модель - «молодым считается режиссер до 55 лет» все-таки была заменена на менее толерантную - 40+. География отбора - довольно широкая. Больше всего участников традиционно дали Москва и Питер, но приехали спектакли и из Казани, Архангельска, Новосибирска, Екатеринбурга. Мы сознательно не брали режиссеров, которые уже возглавили театры в качестве худруков или главрежей.

 

Конкурс

Всего в конкурсной программе приняло участие пятнадцать молодых режиссеров. Как прокомментировал в интервью Михаил Патласов, «там была любопытная тема, когда перед выходом всех режиссеров собрали в одной комнате. На той же «Маске» и других фестивалях так не делают никогда. Вообще режиссеров, даже двоих, собрать в одной комнате - это весьма сомнительное занятие. А здесь - все молодые, все конкуренты... И это было интересно, конечно. Думаю, что это очень полезно». Установление связей - внутри нового режиссерского поколения и связей между поколениями - было одной из самых важных и самых амбициозных задач организаторов фестиваля.

В жюри фестиваля «Уроки режиссуры» вошли ведущие мэтры отечественного театра - Валерий Фокин, Римас Туминас, Сергей Женовач, Алексей Бородин, Адольф Шапиро, Дмитрий Крымов, Григорий Козлов. Члены жюри по итогам фестиваля выбирали тройку лучших, которым Министерство культуры гарантировало гранты на новую постановку (сумма до 3 млн.рублей). Ими стали: Егор ПерегудовПоздняя любовь», «Современник»), Егор Равинский («Свои люди - сочтемся!», РАМТ), Денис ХуснияровКамень», Театр на Васильевском, Санкт-Петербург). Приз зрительских симпатий получил Илья Славутский («Женитьба», Казань).

Все конкурсанты могли пообщаться с мэтрами и получить от них непосредственный профессиональный разбор своего спектакля. И эти «общения на полях» были не менее важны, чем строгий суд столичной фестивальной публики.

 

Работяги от «режиссерского цеха»

В фойе четырех московских театров - «Мастерской Петра Фоменко», СТИ, МТЮЗа и Театра им. Вл. Маяковского была открыта фото-выставка портретов пятнадцати молодых режиссеров-конкурсантов: Уланбека Баялиева, Алексея Ермилышева, Дмитрия Зимина, Ирины Керученко, Никиты Кобелева, Натальи Лапиной, Федора Малышева, Михаила Патласова, Егора Перегудова, Егора Равинского, Вари Светловой, Игоря Сергеева, Ильи Славутского, Дениса Хусниярова, Анатолия Шульева.

Что их всех объединяет? Григорий Козлов с некоторой гордостью сказал: «Они такие же сумасшедшие как мы. Занимаются театром по 24 часа в сутки. И собственно творчество им интереснее, чем все сопутствующие аксессуары - успех, известность...» А Михаил Патласов заметил по поводу одного из лауреатов, отмеченных жюри: «Вот я знаю, что делает Денис Хуснияров. И это правильно - поощрять таких людей, потому что они не случайны. Они не едут на теме, они не фишкуют, они не пытаются находиться на какой-то волне поисков новых форм, и так далее, и так далее. Они все-таки очень вдумчиво работают, они как-то разбираются с собой, что мне очень понравилось. Потому что, когда обычно я сталкиваюсь со своими коллегами, мне кажется, что они все время в поиске чего-то нового, новых форм... И я, когда приезжаю в Москву, тоже попадаю в эту историю: а этот это придумал, а этот - это. И думаешь: я тоже хочу что-нибудь придумать. Но потом думаешь: «Ты-то про что? тебе-то что надо? тебя что мучает?» И вот тогда ты просто работаешь над этим «мучает», без оглядки на то, у кого что получилось, не получилось - просто работаешь. Мне кажется, вот эти люди, большей частью, и были именно такими. Именно «работяги от режиссерского цеха».

Работают много, не боятся больших сцен (в программе четыре спектакля на больших сценах - «Бешеные деньги» Анатолия Шульева в Маяковке, «Поздняя любовь» Егора Перегудова в «Современнике», «Свои люди - сочтемся» Егора Равинского в РАМТе и «Отцы и дети» Дмитрия Зимина в Екатеринбургском театре драмы).

Выбор авторов предельно широк. Неожиданно много классики - четыре спектакля по Островскому (кроме перечисленных - «Гроза» Уланбека Баялиева в Театре им. Евг. Вахтангова), два по Тургеневу (кроме перечисленного выше - «Первая любовь» Ирины Керученко в новосибирском «Глобусе»), один по Гоголю («Женитьба» Ильи Славутского в казанском БДТ им. В.И. Качалова). Современные западные пьесы представлены в афише «Камнем» Мариуса фон Майенбурга в постановке Дениса Хусниярова в Театре на Васильевском. А российская проза - «Письмовником» по Михаилу Шишкину в постановке Натальи Лапиной в питерской «Мастерской». Никита Кобелев обратился к книге известного психолога Оливера Сакса и создал спектакль «Человек, который принял свою жену за шляпу», Игорь Сергеев и Варя Светлова написали собственную пьесу по истории Билли Миллигана, первого серийного убийцы Америки, оправданного судом по результатам психологической экспертизы, доказавшей синдром «множественных личностей». А Михаил Патласов сплел «Чука и Гека» Аркадия Гайдара с письмами, дневниками, речами и документами эпохи ГУЛАГа и вывел на сцену автора-рассказчика.

 

Спектакли-гости

Настоящими «Уроками режиссуры», демонстрацией постановочной маэстрии стали два спектакля-гостя: «Три сестры» Льва Додина и «Дядя Ваня» Юрия Бутусова. Кантиленный шедевр Малого Драматического театра - с одной стороны. И - джазовый, отчаянный, дисгармоничный Чехов пост-беккетовской эпохи - с другой. Там и там - выстраданное высказывание постановщика о судьбах родины, о времени и о себе. Там и там - изумительные актерские работы, тот ансамбль индивидуальностей, который Станиславский считал необходимым условием постановки чеховских пьес.


Музейные человечки

Название фестиваля «Уроки режиссуры» придумал Сергей Женовач, а Александр Боровский создал логотип Биеннале театрального искусства, взяв для него «бумажного Арлекина» своего великого отца - Давида Боровского.

Выбор оказался пророческим. Одним из главных партнеров «Уроков режиссуры» стал Музей Бахрушина. В рамках фестиваля в пространстве музея было показано две масштабных выставки. Первая - «Владимир Пахомов - неистовый сочинитель театра», была посвящена памяти художественного руководителя Липецкого театра драмы. Вторая - «От К.С. Станиславского до Л.А. Додина. Уроки режиссуры» включала 16 разделов, посвященных крупнейшим режиссерам страны, начиная с основателей МХТ. Устроители выставки поставили перед собой амбициозную задачу персонализировать «ВЕК РЕЖИССУРЫ», показать его важнейшие фигуры, определившие и до сих пор определяющие движение и развитие отечественной сцены.

Прошедший век с небольшим режиссерского отечественного театра необыкновенно богат на творцов, чьи идеи, деятельность, постановки имели долгое эхо, меняли и преобразовывали театральное пространство. Поэтому организаторы не столько выискивали своих героев, сколько старались остановить собственное стремление расширить пространство «Уроков режиссуры» до бесконечности. Название «От К.С. Станиславского до Л.А. Додина» подчеркивает временные границы - от основателя Художественного театра, автора идеи Художественного театра - до поколения режиссеров, мощно осуществившихся в профессии и продолжающих в ней плодотворно работать. В экспозиции «От К.С. Станиславского до Л.А. Додина. Уроки режиссуры» были использованы уникальные экспонаты видео-архива музея, эскизы и макеты художников-соавторов.


70 тысяч он-лайн просмотров

Символично, что «Уроки режиссуры» начались не с показа спектакля, но мастер-классом Валерия Фокина. И именно там, в Каретном сарае музея Бахрушина, собственно, и произошло то, что физики называют теорией Большого взрыва. Сложились какие-то химические элементы и родился новый фестиваль. Поскольку любой фестиваль - это не только названия в афише, а, прежде всего, - публика в зале. Так давно на самых разных столичных фестивалях из зала в зал перемещаются одни и те же персоны, друг другу слегка поднадоевшие. И уже кажется, что в Москве идет один бесконечный фестиваль... В залах «Уроков режиссуры» - новые лица. «Здравствуй, племя младое, незнакомое». Режиссеры, актеры, студенты-театроведы, студенты-журналисты. Это новая публика - интеллигентная, умная, профессиональная. 

На все спектакли фестиваля (в том числе по договоренности с театрами и на московские спектакли афиши) по записи пускали студентов профильных вузов. И именно публика ступенек и дополнительных стульев определяла атмосферу фестивального зала.

Многие перемещались с мастер-класса на спектакль. После осмотра выставки «От К.С.  Станиславского до Л.А. Додина. Уроки режиссуры», которую подготовил к фестивалю Музей Бахрушина, - на мастер-класс. В рамках фестиваля на площадке Музея им. Бахрушина прошли пять мастер-классов - Льва Додина, Валерия Фокина, Сергея Женовача, Дмитрия Крымова и Алексея Бородина.

В зал, рассчитанный на 100 человек, набивалось до 200. Студенты штурмовали ворота, прорывались через охрану, уверяли, что речь идет «о жизни и смерти!» («И как было не пустить девушку, если для нее это жизненно-необходимо! - оправдывался охранник). А он-лайн трансляции мастер-классов посмотрело свыше 70 тысяч человек.


Театр на экране

«Цифровые технологии в культуре» - так назывался довольно насыщенный ученый марафон лекций, семинаров и круглых столов, который проходил в Музее Бахрушина в рамках Биеннале театрального искусства. А в кинотеатрах восьми регионов России шли трансляции спектаклей конкурсной программы фестиваля «Уроки режиссуры». Программа он-лайн показов «Театральной России» стартовала 12 октября в кинотеатре «Октябрь», где был показан спектакль «...Души» по Гоголю в постановке Федора Малышева. По окончании спектакля его участники вместе с постановщиками приехали в «Октябрь», чтобы пообщаться со зрителями трансляции. И, надо сказать, - историкам театра и теоретикам театра еще предстоит осмыслить феномен «большого экрана» и феномен он-лайн трансляции камерной постановки на большой зал кинотеатра. Уже по окончании фестиваля в сети кинотеатров «Кванториум» в целом ряде российских городов была проведена акция-просмотр школьниками спектакля Алексея Ермилышева «Василий Теркин». После просмотра школьники писали сочинение на увиденную постановку. И выигравшие конкурс лауреаты будут вывезены в Архангельск для просмотра спектакля на сцене театра.


Библиотека Биеннале

В рамках «Уроков режиссуры» состоялись презентации двух книг. Одна из них - книга-альбом «Театр начинается с афиши. История театральных афиш в России от истоков до 1917 года» Ксении Лапиной, научного сотрудника музея Бахрушина, которая исследовала и систематизировала огромный массив театральных афиш российских театров эпохи империи. Вторая книга - «Алексей Суворин: портрет на фоне «Нового времени» Инны Соловьевой и Веры Шитовой была издана в издательстве «Навона» и стала «первой книгой Библиотеки Биеннале театрального искусства». История появления этого издания - вполне детективная. В начале августа Инна Соловьева, разбирая шкаф, случайно слишком сильно дернула дверцу и открыла пространство под нижним ящиком, в котором и обнаружилась рукопись книги, написанной в начале 60-х годов... По цензурным соображениям она не была тогда напечатана в «Новом мире». Последний же раз автор видела рукопись в начале 80-х, когда ею интересовался журнал «Огонек».

Прочтя на моей страничке в фейсбуке эту красочную историю обретения утраченного, Елена Эрикcсен - глава издательства «Навона», - буквально на следующее утро предложила отдать рукопись ее сотрудникам. И - за два месяца отсканирована, вычитана, сверстана, полностью подготовлена к печати и образцово издана!

Таких историй не бывает! - говорили нам опытные издательские акулы. Такого не бывает! - говорили нам опытные арт-директора давно существующих фестивалей. Такого жюри не бывает! - сообщили нам представители театральной общественности. Не бывает, конечно! Но вот так все сложилось и произошло.

 

Статья в PDF

Фотогалерея