Невозможность выйти за пределы себя./ «Золотая Маска плюс»

Выпуск № 8-118/2009, Фестивали

Невозможность выйти за пределы себя./ «Золотая Маска плюс»

Среди спектаклей, показанных во внеконкурсной программе «Золотой Маски», были представлены балеты молодых эстонских хореографов – «Гамлет» Оксаны Титовой и «Оборотень» Марины Кеслер.

Поставленные в Национальной опере двумя сезонами раньше и удостоенные премии СТД Эстонии, обе постановки неизменно идут в один вечер. Так они и были показаны на сцене Новой оперы, вызвав в равной степени зрительское недоумение и восторг. После первого спектакля в амфитеатре стало намного просторнее. Но терпеливые были вознаграждены (или, наоборот, разочарованы): «Оборотень» оказался гораздо менее авангардным и более традиционно-балетным, нежели «Гамлет».

Впрочем, по порядку. «Гамлет» – спектакль экспериментальный, имеющий весьма отдаленное отношение как к классическому балету, так и к Шекспиру. Он начинается видеоинсталляцией Андреса Тенусаара, на которой копошатся (танцуют?)... опарыши. Или гусеницы. Поэтому первая ассоциация, которую вызывают две возникшие на сцене танцовщицы: они – родившиеся бабочки. Но очень скоро бабочки оказываются все-таки героинями Шекспира, а гусеницы (кто бы мог подумать!) – могильными червями.

Шекспировское название, несомненно, обязывало постановщика к более драматичной тематике. Обязывало оно и еще к очень многому, но Оксана Титова показала «своего» «Гамлета». Показала субъективно, минималистично и дерзко – как часто делают многие ее коллеги-экспериментаторы в области современного танца. Спектакль получился по-западнически красивым, элегантным, но холодным, вопреки своему, сходу заявленному, натурализму. Из всех шекспировских мотивов и тем постановщик выбрал одну – одиночество человека и его невозможность выйти за пределы себя. Больше всего впечатляют монологи и диалоги героев, каждый из которых заключен в свой прозрачный стеклянный короб. Этот образ великолепно дополняется электронными импровизациями Таави Керикмяэ, имитирующими прорывающиеся сквозь «заглушку» сигналы радиостанций, скрежеты и скрипы дверей, а также монологом «Быть или не быть» на языке оригинала.

В перформансе Оксаны Титовой, как и в постановке Марины Кеслер, большую роль сыграли сценография (Эло Соде – «Гамлет», Сирли Одер – «Оборотень») и мастерство всех без исключения молодых исполнителей, среди которых необходимо отметить Артема Максакова (Гамлет), Анатолия Архангельского (Клавдий; Волк), Марику Муйсте (Офелия), Галину Лауш (Гертруда), Эве Андре (Тийна), Александра Пригоровского (Маргус).

«Оборотень» Марии Кеслер поставлен по мотивам одноименной эстонской классической драмы Аугуста Кицберга и основан на эклектичной партитуре, состоящей из произведений Лепо Сумера, Арво Пярта и Лидии Аустер. Собственно, сама драма полвека назад уже появлялась на балетной сцене, правда, под другим названием: в 1955 году Борис Фенстер поставил в театре оперы и балета «Эстония» балет «Тийна» на музыку Аустер.

В новом «Оборотне» все иначе. И хотя эта постановка в отличие от своей предшественницы бесконечно далека от традиций хореодрамы, ее сюжет прочитывается так же легко. По словам постановщицы, сюжет – лишь повод, чтобы обратиться «к людям найти в себе тепло, терпимость по отношению к другим и чистоту мыслей и поступков».

История сводится к тому, что дочь убитой ведьмы, не принятая деревенскими жителями, то есть людьми, находит приют среди волков. Сценически все это изложено просто: возвышенные герои – звери – танцуют в спектакле на пуантах, а люди приземленно – на каблуках. Этот типичный прием классического балета, использованный Мариной Кеслер, выдает в ней приверженца традиций. И это действительно так. Солистка театра «Эстония», педагог характерного танца в Таллиннском хореографическом училище, она окончила хореографическое отделение РАТИ как балетмейстер и в 2005-м уже стала лауреатом X Международного конкурса артистов балета и балетмейстеров в Москве. «Оборотень» – ее второй большой спектакль, который вопреки отдельным сценам (свет четырех фонарей, направленных в глаза зрителей, возникший в сцене инициации героини, а также пламя, периодически возникающее на видеоэкране), может быть отмечен как спектакль с удачной композицией, выразительным соединением классического танца и модерна, а также вполне достойный войти в репертуар театра «Эстония» как национальная классика.

Фото предоставлены пресс-центром фестиваля  «Золотая Маска»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.