Осенняя столица Подмосковья / Областной театральный фестиваль "Долгопрудненская Осень"

Выпуск №6-206 (2018), Фестивали

Осенняя столица Подмосковья / Областной театральный фестиваль "Долгопрудненская Осень"

Вот уже 11-й раз подмосковный Долгопрудный на неделю стал настоящей театральной столицей Московской области. Ежегодно здесь собираются самые лучшие театры региона, чтобы принять участие в Областном театральном фестивале «Долгопрудненская Осень». В нынешнем году на сцене театра «Город», традиционной площадке, где проходят показы, выступили 20 театров из 15 городов области - Дмитрова, Ступина, Лобни, Воскресенска, Чехова, Щелкова и других, а также Московский областной государственный театр кукол. Гостями «Долгопрудненской Осени», принявшими участие во внеконкурсной программе фестиваля, стали коллективы Смоленского камерного тетра, Театр Нового Зрителя «Синтез» из Санкт-Петербурга, а также несколько московских театров.

В этом году впервые сцена театра «Город» стала не единственной площадкой, где проходили спектакли. Часть показов перенесли в пространство Долгопрудненской центральной библиотеки. Именно здесь прошли показы моноспектакля «Ночевала тучка золотая» и уникальный мастер-класс по метонике (голосоведению) от заслуженного деятеля искусств РФ Ники Косенковой.

Несколько лет назад фестиваль вырос, причем не только в смысле количества участников. Интерес к нему стали активно проявлять также театры из других регионов. Активно настолько, что для них пришлось создать отдельную внеконкурсную программу. Такой интерес к фестивалю неудивителен - ежегодно в составе жюри здесь участвуют ведущие профессиональные деятели нашей страны, а после каждого спектакля проходит тщательный разбор, на котором члены жюри отмечают сильные и слабые стороны постановки.

В этом году членами жюри стали Лидия Богова и Лев Титов - доцент кафедры режиссуры и мастерства актера Московского Государственного института культуры. Впервые на фестивале учредили «должность» председателя жюри. Им стала Ольга Сенаторова. В обсуждениях принимали участие Лана Гарон, представители отдела образования Генерального Консульства Италии в Москве Екатерина Спирова и Наталия Никишкина, композитор Ирфан Ибраимов, Павел Подкладов, актер, режиссер, драматург Евгений Вильтовский, и режиссер-постановщик театра «Город» Антон Преснов - один из немногих на сегодня в России профессионалов в области мюзиклов, режиссер российских постановок «Призрака Оперы», «CHICAGO», «Бала вампиров» и других.

Весной театр «Город» стал обладателем субсидии от ВПП «Единая Россия» в рамках проекта «Театры малых городов». На выделенные средства театр должен был подготовить три новые постановки к началу сезона.

Первым показом «Долгопрудненской Осени-2017» стал спектакль хозяев фестиваля - театра «Город» - «Веселый Роджер» режиссера Юрия Соловьева по произведению Дамира Салимзянова. Эта пьеса - одна из тех, что были выпущены в рамках проекта «Театры малых городов» и предназначена для подростков - аудитории, на которую современный театр, к сожалению, обращает сегодня довольно мало внимания. Несмотря на действительно короткое время, которое было потрачено на постановку спектакля, он оказался по-настоящему захватывающим, и без сомнения, соответствующим интересам того зрительского контингента, для которого предназначен. В основе сюжета - борьба за клад, который ищут две пиратские группировки: «Морские волки» и «Морские кошки». В ходе перипетий, которые доводится пережить героям, мы понимаем, что главное сокровище в жизни - отнюдь не золото, а дружба, первая любовь, верность и честность. Главные роли сыграли Павел Князьков, Кристина Трофимович, Анна Аристова, Роман Дудич. Именно «Веселый Роджер» был признан лучшим спектаклем для детей по оценке зрителей, а также получил диплом «За творческий азарт в популяризации театрального искусства для детей».

Лучшей постановкой для взрослых зрители единогласно назвали «Битлз - значит любовь» Смоленского камерного театра. Постановка режиссера Ильи Леонова интересная и современная. Ее главные герои - те самые битлы, которые живут обычной жизнью, общаются друг с другом, с близкими, с поклонниками. Вопрос, почему группа распалась, в пьесе не поднимается. Режиссер отмечает, что спектакль - отнюдь не памятник группе «Битлз», а актеры не изображают реальных Джона Леннона, Пола Маккартни, Джорджа Харрисона и Ринго Старра - они как бы играют в этих героев. Постановка создана на основе реальных документальных материалов, писем участников группы и отчасти дополнена фантазиями режиссера.

В этом году Смоленский камерный театр привез на фестиваль сразу две работы. Вторая постановка - пластический спектакль «12 стульев» режиссера Александры Ивановой, в котором артисты рассказывают историю с помощью движений и жестов. К сожалению, произошло достаточно частое явление в профессиональном театральном мире, когда, увлекшись определенной формой, режиссеру и артистам кажется, что они создали шедевр. Шедевра, увы, не получилось. Получилось органичное, технично выстроенное, отчасти интерактивное сценическое действие. Тем не менее, «12 стульев» получили диплом «За последовательное развитие музыкально-пластического направления в драматическом театре».

Пьеса «Богатые невесты» Лобненского драматического театра «Камерная сцена» оказалась выдержана в безупречном классическом духе, что, впрочем, характерно для работ этого театра, в частности, главного режиссера Николая Круглова. В первую очередь, нужно отметить женские характеры спектакля. Нельзя забывать, что именно в женской сути Александр Островский видел основу мироощущения и мироустойчивости, находил в своих героинях отражение основы человеческой, которая дает надежду на завтрашний день. И Николаю Круглову удалось безупречно сохранить этот мотив, столь важный для автора. Героини спектакля органично соответствуют своим драматическим прообразам, заставляя зрителя возмущаться несправедливости, смеяться над нелепостями и искренне сопереживать Валентине, чья судьба лежит в центре сюжета. Неплохие костюмы, точное следование авторской идее, тонкая игра актеров - все это можно отнести к несомненным удачам спектакля. Одно из немногих замечаний к постановке - упрощенная сценография, которая мало отражает индивидуальность произведения. Впрочем, подобные вопросы есть к большинству спектаклей нынешнего фестиваля.

Спектакль получил диплом «За приобщение зрителя к отечественной театральной культуре - духовному наследию России», а заслуженная артистка РФ Галина Лысенко, сыгравшая Анну Афанасьевну, - диплом за лучшую женскую роль второго плана.

Настоящей сенсацией «Долгопрудненской Осени» стала постановка «Падение в жизнь» московского инклюзивного театра «Резонанс» при КСРК Всероссийского общества слепых. Здесь наравне с обычными артистами играют актеры с ограниченными возможностями по зрению. Драматический сюжет, выстроенный режиссером Ириной Некрасовой (известная актриса перед смертью вспоминает всю свою жизнь), переплетается с романтическими мотивами, а также дает оценку внутренним ценностям, которые есть у каждого человека. Что важнее - главная роль или настоящая любовь? Стоит ли собственная жизнь мимолетной неудачи? На все эти вопросы отвечает умирающая Примадонна и ее собеседница - она же в юности. Спектакль - это рассказ о маленькой человеческой жизни, которая разрастается до большой. Пожилая женщина то с тоской, то со смехом вспоминает свою молодость, успех и разочарования, она вспоминает сыгранные роли: Гертруды из «Гамлета», Нины Заречной из «Чайки», она беседует с собой - юной девушкой - в разные периоды собственной жизни. Юная Примадонна пытается «вытащить» себя из предсмертного состояния, и на какое-то время ей удается отсрочить последний миг. Умирающая женщина переосмысливает прожитые годы и ценности, главными из которых оказываются вовсе не аплодисменты и роли, а любовь и шелест весенних листьев во дворе ее детства. Ей дается возможность взвесить ценность своей жизни и понять, что самое важное из нее она унесет с собой. Главную роль исполнила Ирина Кравченко - актриса не профессиональная, но проведшая на сцене 30 лет. Ирина - незрячая, но при этом она невероятно страстно, ярко доносит жизнь своего персонажа. Она играет, не видя реакцию зрителей, не видя света софитов, не видя сценического пространства, но делает это с такой мощью и самоотдачей, на которые способен не каждый профессиональный артист. Спектакль получил диплом «За самоотверженный сценический труд и утверждение силы человеческого духа».

Третье место во внеконкурсной программе постановка «Падение в жизнь» разделила с моноспектаклем в исполнении Тамары Селезневой «Ночевала тучка золотая» театра «НИКИНДОМ» под руководством заслуженного деятеля искусств РФ Ники Косенковой. Она же выступила режиссером-постановщиком. Этот же спектакль удостоен диплома «За утверждение гуманистических ценностей в работе с молодежью».

Еще один спектакль, впечатливший и жюри, и зрителей, и коллег по театральному цеху - «Не бросайте пепел на пол» по рассказу Елены Скороходовой Сергиево-Посадского «Театрального ковчега». История случайной встречи мужчины и женщины. Он - успешный бизнесмен из столицы, случайно оказавшийся в провинциальном поселке, она - уставшая от монотонности жизни уборщица в местном кинотеатре. Комичность начала спектакля дает возможность в дальнейшем глубже проникнуть в проблемы героев, когда выясняется, что у обоих в жизни все далеко не благополучно. На протяжении всего спектакля безупречная игра Геннадия Хасанова и Марины Петуховой удерживает внимание зрителей. Немалый вклад в эту безупречность, без сомнения, внес и режиссер Олег Нагорничный, взявшийся за довольно сложную работу - постановку по произведению современного автора. Очень точно удалось изобразить «эстетику бедного театра», где происходит действие: облезлые стены, пустые дыры, в которых должны быть кинопроекторы. Спектакль выдержан в жанре притчи, его смысл - очищение от всего стороннего, зыбкого, ненужного. Переломным моментом становится сцена из кинофильма Федерико Феллини «Джинджер и Фред», во время просмотра которого герои на время преображаются, забывают о внешнем мире, и все вокруг них и между ними преображается, настолько сюжет фильма заполняет пространство. Она в этот момент даже становится похожа на Джульетту Мазину. В финале спектакля выясняется, что кинотеатр - разрушенный когда-то храм, стены светлеют, и на них проявляются образа. Очень символично, что этот спектакль родился именно в Сергиевом Посаде. Спектакль получил диплом «За сценическое утверждение духовно-нравственных ценностей жизни Человека», а также приз в Специальной номинации-2017 «Современная история любви», включенной в список награждений по инициативе депутата городского Совета депутатов Елены Андреевой.

Совершенно особенное место в фестивальной афише заняло «Щедрое дерево» - постановка Чеховского городского театра по сказке-притче Шэла Сильвертейна. Жанр притчи режиссеру Наталии Лобановой удалось выдержать полностью, на спектакле задумываешься о смысле жизни и всеобъемлющей силе любви - насколько она может быть глубока и... щедра. Дерево воссоздается на сцене силами актерского ансамбля - это сплетение человеческих тел, которых по мере отдачи деревом частиц себя, становится все меньше. Этот эффект живого дерева, которое в течение спектакля проживает свою трагическую жизнь, с невероятной силой передает атмосферу притчи - зритель чувствует и любовь, и тоску, и страдания, и счастье, которые испытывает дерево. Замечательная работа актерского ансамбля была отмечена не только зрителями, но и жюри. «Щедрое дерево» получило специальный приз жюри фестиваля «Лучший спектакль для детей».

Особое внимание хочется обратить на работу Санкт-Петербургского коллектива Театра Нового Зрителя «Синтез» - постановку «Нас осталось совсем немного» по произведению Рэя Брэдбери «Нищий с моста О'Коннелл», которая заняла первое место во внеконкурсной программе. Если рассматривать спектакль как синтез ряда компонентов, то одним из важнейших составляющих остается, конечно, смысловая нагрузка постановки «Нас осталось совсем немного» режиссеров Андрея Лунина и Елены Озирной - идеальный, пожалуй, пример такого спектакля, в котором есть целостность, емкость характеров персонажей, грамотно выстроенное сценическое пространство и, конечно же, смысл - не только внешний, но и, так сказать, закадровый. Это танцевально-пластический эксперимент, спектакль-балет. Герой спектакля всегда подает попрошайкам, лишь мимо одного нищего на мосту он проходит. Почему? Потому что тот не протягивает руку, не склоняет голову, чтобы ему подали монету. В нем есть достоинство человека, который не желает, чтобы его видели униженным. На протяжении спектакля зрители наблюдают, как герои разбираются в своих чувствах, как переплетаются их жизни. Спектакль заставляет задуматься о гордости и предубеждениях, о том, чем просящий отличается от дающего, а также о том, что ждет каждого - ведь судьба непредсказуема, и уже завтра мы можем оказаться на месте того, мимо кого сегодня с презрением проходим. Также спектакль отмечен дипломом «За авторское воплощение философских смыслов современности».

Еще один неожиданный моноспектакль представил московский «Ведогонь-театр». Пьеса «Праздник» была написана покойной актрисой Ленкома Наталией Заякиной специально для своей подруги Лилии Шайхитдиновой, сыгравшей двух бывших одноклассниц из провинциального городка. Накануне 20-летия окончания школы бывшие подруги пишут друг другу письма и созваниваются. Несмотря на разные, казалось бы, судьбы - одна осталась жить на периферии, вторая уехала в Москву и стала актрисой - жизнь обеих оказывается полна одиночества, тоски, но обе стараются не унывать. У первой - рутинная жизнь, у второй - роли Снегурочек, из которых она вот-вот «вырастет». Лилии Шайхитдиновой удается моментальное перевоплощение из провинциалки в столичную артистку. Спектакль смешной и грустный одновременно, это рассказ о маленьких людях большой страны, которые, несмотря на свою «малость», остаются достойными, сильными, собранными, готовыми жить полной жизнью, и в меру своих возможностей ее украшать. «Праздник» занял II место во внеконкурсной программе и был отмечен дипломом «За спектакль, рожденный судьбой и творчеством». Ведь это действительно авторская работа с настоящей историей - дружбы и взаимопонимания.

Гран-при отдали спектаклю «Последняя любовь императрицы» по пьесе Алексея Толстого «Любовь - книга золотая» Дмитровского драматического театра «Большое гнездо». Надо сказать, что режиссер спектакля Дмитрий Юмашев два года назад уже уезжал из Долгопрудного с главным призом - за постановку «Дураков» Нила Саймона. Перед началом фестиваля дмитровский театр решил было заменить «Императрицу» и привезти другой спектакль - «Женитьбу Фигаро». Дело в том, что в сентябре ушел из жизни один из лучших артистов труппы - Тимофей Розуменко, который на протяжении нескольких лет подряд получал на «Долгопрудненской Осени» призы за главную мужскую роль второго плана. Он был занят в спектакле «Последняя любовь императрицы», и на ввод нового актера не оставалось времени. Однако буквально за день до показа режиссер Дмитрий Юмашев принял решение, и спектакль все-таки был показан.

Постановка оказалась яркой, свежей, интересной зрителю, абсолютно не банальной, как это часто случается с пьесами, поставленными по историческому материалу. Надо сказать, что «Последняя любовь императрицы», как и долгопрудненский спектакль, создавалась в рамках субсидии по проекту «Театры малых городов», и, разумеется, также в очень сжатые сроки. Что никак не повлияло на масштаб постановки и ее качество. Дмитровский театр представил действительно качественный спектакль большой формы - с потрясающими костюмами, продуманными декорациями, оригинальными режиссерскими решениями и хорошими актерскими работами. Реальный исторический момент, заложенный в сюжет, режиссер Дмитрий Юмашев вынес в своей постановке не первым планом. Главная идея, прослеживающаяся в его работе, - очень современна и несет в себе мораль довольно рационального свойства. Есть любовь, а есть чувство долга - перед страной, перед традициями Отечества, перед подданными, есть ответственность, которая существеннее всех сиюминутных увлечений. Ведь далеко не каждый способен устоять перед искушением и выбрать для себя приоритетом сверхчеловеческую мотивацию. Кроме Гран-при спектакль увез также диплом «За лучшую женскую роль», которую присудили Марии Вавилонской, сыгравшей Екатерину, и диплом «За художественную целостность и яркий актерский ансамбль».

Впервые на фестивале не стали присуждать приз за лучшую мужскую роль, не обнаружив достойного кандидата. Еще одной отличительной особенностью награждения этого года стали специальные номинации, учрежденные долгопрудненской общественной организацией «Клуб любителей театра «Театральный дом» под руководством Татьяны Афониной. Городские театралы сами выбрали «Самый уютный спектакль» и вручили награду Театрально-концертному центру «Щелковский театр» за спектакль «ЛяЛьКи» режиссера Светланы Погодиной. Эта пьеса была выпущена к 70-летию Великой Победы, она рассказывает о любви, верности, о женщинах и судьбах, которые были сломаны войной, о жизни на пределе человеческих возможностей, когда чувства, нервы - все обострено, обнажено, когда ты знаешь, что завтра может не наступить никогда.
Актер спектакля Андрей Трубин получил диплом «За лучшую мужскую роль второго плана», а также «ЛяЛьКи» удостоились диплома «За трепетное и убедительное раскрытие духовно-нравственных ценностей народа в Великую Отечественную войну».
Без внимания не остался ни один из спектаклей - все получили не просто дипломы за участие, - жюри, присуждая призы, отметило особенность каждой работы. К примеру, долгопрудненский любительский театр «Конфетти» за спектакль «Ленточка судьбы» получил диплом «За последовательное развитие любительского театра и вовлечение в творческий процесс новых талантов», спектакль «Большое сердце маленького Хрю» театра «Зазеркалье из Серпухова» - диплом «За яркую театральность и умный диалог с детской аудиторией», а Московский областной государственный театр кукол - диплом «За экспериментальный поиск новых средств выразительности в современном театре кукол». Пушкинский музыкальный театр за «Ледяную сказку» удостоен диплома «За поиск новых сказочных сюжетов и выразительных средств», «Проделки вредной вороны» воскресенского театра ростовых кукол «Софит» заслужили диплом «За подвижничество, за стихию радости и вдохновения в работе с детской аудиторией». Спектакль «Дюймовочка» химкинского театра «Наш дом» не только разделил звание лучшего спектакля для детей по оценке зрителей с долгопрудненским «Веселым Роджером», но и заслужил диплом «За яркое сценическое воплощение сказки Ганса-Христиана Андерсена». В свою очередь коллектив Ступинского муниципального театра МАУК «Ступинская филармония» уехал с дипломом «За поиск новых сценических средств в интерпретации классики» за спектакль «Медведь» по одноименному водевилю А.П. Чехова, а Студенческий театр МГОУ за постановку «Мышеловка» отмечен дипломом «За смелость в сценическом освоении сложных поворотов сюжета в жанре детектива».

Директор театра «Город» и один из организаторов «Долгопрудненской Осени» Жаннета Арутюнян отметила, что несмотря на многие трудности «Областной театральный фестиваль «Долгопрудненская Осень» - 2017», безусловно, удался».

 

Фото предоставлено оргкомитетом фестиваля

Статья в PDF

Фотогалерея