Пять причин обязательно сходить на спектакль / "Июльансамбль" в Центре имени Вс.Мейерхольда

Выпуск №6-206 (2018), Мастерская

Пять причин обязательно сходить на спектакль / "Июльансамбль" в Центре имени Вс.Мейерхольда

В Центре имени Всеволода Мейерхольда состоялась премьера по пьесе венгерского драматурга Ференца Мольнара «Лилиом», представленная «Июльансамблем» (режиссер Аттила Виднянский-мл.) Есть, как минимум, пять причин, почему этот спектакль обязательно стоит посмотреть.

Малоизвестный в России драматург Ференц Мольнар

Пьеса «Лилиом» впервые поставлена в России. И это действительно событие. Ференц Мольнар (1878-1952) в Венгрии - драматург номер один, но известен и за пределами родины. Фриц Ланг в 1934 году снял по «Лилиому» одноименный фильм во Франции, главную роль в котором исполнил Шарль Буайе. Удивительно, но этот знаменитый американский актер французского происхождения, четырехкратный номинант на премию «Оскар», покончил жизнь самоубийством - точно так же, как и герой пьесы Мольнара Лилиом. Не только Ланга привлек этот материал: в 1945 году на Бродвее был поставлен мюзикл, имевший оглушительный успех. Некоторые пьесы Мольнара переведены на русский, в том числе и «Лилиом», но они давно не переиздавались, в книжных магазинах их не сыскать.

Режиссер Аттила Виднянский-мл. и «Июльансамбль»

На театральной карте Москвы творческие коллективы, созданные на базе выпускных курсов, стали занимать одно из ведущих мест. Чего стоят одни брусникинцы! Каждая работа приоткрывает все новые и новые грани их сценического диапазона и неизменно становится хедлайнером театрального сезона. «Июльансамблю» еще одному такому молодому объединению, очень повезло: руководитель их курса (9-я студия МХТ) Виктор Рыжаков - худрук ЦИМа, так что ребята, покинувшие стены института в 2016 году и решившие не расставаться, сразу же обрели свой дом. Учителя у них были знаменитые. Помимо педагогов Школы-студии, они стажировались у Жозефа Наджа, Петера Гемза и Аттилы Виднянского (с 2013 года руководит Венгерским национальным театром в Будапеште). С Виднянским Рыжаков сотрудничает более 10 лет, а тут его сын Аттила Виднянский-мл. (ему всего 24 года), работающий в Венгрии, на родине автора пьесы «Лилиом», берется ставить ее с актерами «Июльансамбля». Редкое стечение обстоятельств!

Нетривиальный сюжет «Лилиома»

Карусельный зазывала Лилиом, отчаянный хулиган, весельчак и пройдоха неожиданно решает жениться на скромной и тихой девушке Юли, которая полюбила его всем сердцем. То ли эта такая бравада, то ли и правда Юли приглянулась ему. За этот свой поступок он лишается работы зазывалы (хозяйка карусели приревновала к его избраннице), Лилиом продолжает вести разгульный образ жизни, бездельничает и издевается над своей женой: он не просто держит ее в черном теле, хамит и обижает, он даже и руку на нее поднять может. Узнав, что Юли беременна, Лилиом в отчаянии от безденежья идет на преступление: вместе со своим другом они планируют разбойное нападение. Полиция берет их на месте преступления, и Лилиом, не желая сдаваться на милость правосудию, кончает жизнь самоубийством. Правда, суда избежать ему не удается - его ждет Божий суд. На том свете Лилиом держит ответ перед блюстителями нравственности, которые дают ему шанс на исправление - после 16 лет, проведенных в чистилище, ему будет дарован один день на земле. Как распорядится он этим днем, зависит только от него.

Сценическое воплощение спектакля

Справа на сцене установлены музыкальные инструменты («Июльансамбль» сопровождает все действие живой музыкой, что придает ему особый драйв и эмоциональный задор), слева - белая выгородка, имитирующая квартиру, в которой живут герои: тут есть окно и дверь, больше - ничего. В этом белом пространстве (художник-постановщик Кинга Рейта Вечеи) и на авансцене и разыгрывается спектакль. Минимум реквизита и максимум актерской энергии, на которой собственно все и держится. Энергии, бьющей через край и заряжающей весь зрительный зал. От Лилиома (Роман Васильев) просто глаз нельзя оторвать. Проворный, решительный, смелый, находчивый, сильный. Какие только кульбиты в воздухе он ни вытворяет. Ему ничего не стоит встать на голову, чтобы Юли (Варвара Феофанова) сняла с него носки. Но актерский драйв присущ далеко не только главному герою. Тут все демонстрируют актерскую удаль, выкладываются на все сто процентов. Вертящиеся как заводная юла актеры изображают карусель, и, кажется, сейчас весь зал, повинуясь им, закружится в каком-то немыслимо быстром, сумасшедшем танце. Сочетание музыки, задающей бешеный ритм, удивительно красивой пластики, слаженной ансамблевой работы, делают этот спектакль по-настоящему зрелищным.

Оборотная сторона медали

Если бы спектакль Аттилы Виднянского-мл. был просто мастерски сделанным капустником, где молодые актеры демонстрируют все, чему научились за годы учебы, - он вряд ли заслуживал бы особого внимания. «Лилиом» - это философский спектакль о смысле жизни, о раскаянии, покаянии и о любви. Во втором акте, когда герой оказывается на том свете и предстает перед судьей, все происходящее в первом действии как будто переворачивается другой, оборотной стороной. Оказывается, главным для Лилиома была не радость жизни и ее наслаждения, а любовь к Юли. Он не умел выразить свои чувства, они принимали искаженную форму. И сейчас на небесах больше всего волнует героя только один вопрос: кто у него родится - девочка или мальчик. Через 16 лет, проведенных в чистилище, Лилиом на один день окажется на земле и встретит свою дочку. В спектакле ее изображает кукла, как две капли воды похожая на Юли. Те же белые волосы, тот же открытый, немного грустный взгляд. Лилиома спасает любовь. Юли ни разу за эти 16 лет не помянула своего мужа плохим словом, дочь представляет себе отца настоящим героем. Простая, на первый взгляд, истина - любовь перерождает человека - звучит в этом спектакле по-особому пронзительно, а путешествие на тот свет и обратно заставляет задуматься о бренности всего земного и о скоротечности жизни, ведь далеко не каждому дается шанс исправить свои ошибки.

 

Статья в PDF

Фотогалерея