Не только о любви... / Фестиваль "Свидания на Театральной"

Выпуск №7-207/2018, Фестивали

Не только о любви... / Фестиваль "Свидания на Театральной"

Мне уже приходилось писать в «Страстной бульвар» о первом (дебютном) Рязанском фестивале спектаклей о любви «Свидания на Театральной». Заканчивался он пожеланием сделать программу форума еще интересней и разнообразней и предупреждением, что на это, как правило, уходят долгие годы. И вот уже второй фестиваль скрылся за горизонтом, и остается признать очевидное: культурное начинание Рязанского театра драмы не просто «встало на ноги» - оно заявило о себе в полный голос и обрело собственное «выражение лица».

Начать с того, что форум открывался спектаклем «Сердца и ножи» - совместной постановкой Рязанского театра драмы и Вольфганг Борхерт театра (Мюнстер, Германия), тесные отношения с которым завязались как раз на прошлом фестивале. Режиссер Таня Вайднер поставила с немецкими и рязанскими актерами раннюю пьесу Генриха фон Клейста «Семейство Шроффенштейн», которая и на немецкой-то сцене нечастый гость. Ничего удивительного - на страницах своей ранней романтической драмы юный автор нагромоздил такое количество смертей, заговоров, мистики и роковых случайностей, что в какой-то момент невольно задаешься вопросом: это все еще драма или уже пародия на нее? К тому же, из клейстовского текста чем дальше, тем больше начинают торчать уши шекспировских «Ромео и Джульетты» - с враждующими родителями, юными влюбленными - вот только с явным упором на вражду и без всякого финального примирения.

Прекрасно понимая, что «в чистом виде» современный зритель навряд ли сможет «переварить» этот текст, режиссер решает его в жанре жутковатой клоунады с персонажами-масками, условностью театрального гиньоля и обилием черного юмора. Парадоксальным образом такое решение позволяет протащить главную (отнюдь не комическую) мысль Клейста: человек не управляет собственной судьбой, напротив, сам становится жертвой рокового стечения обстоятельств - зачастую нелепых и всегда разрушительных.

Два враждующих семейства в спектакле изображают русские и немецкие актеры, что становится наглядной метафорой неразрешимости этой вражды - они буквально разговаривают на разных языках, неспособны понять друг друга. Конфликтуют не только языки, но и актерские манеры исполнителей. Так, графа Руперта, одного из враждующих отцов играет премьер рязанской труппы Александр Зайцев - и это (при всей строгости формы) пример невероятно взрывного, насыщенно-эмоционального актерского существования. Роль его оппонента, графа Сильвестра, исполняет актер (и, по совместительству, директор) Вольфганг Борхерт театра Майнхард Цангер, и это, напротив, пример интеллектуального подхода к построению роли - с особым упором на виртуозную разработку речевого рисунка. Жюри не смогло выбрать из этих двух актеров лучшего исполнителя мужской роли, и соответствующий диплом был разделен между ними.

Своеобразным продолжением темы мрачной клоунады и черного юмора стал итальянский спектакль «Король ухмыляется» Театра Луизы Гуарро (Неаполь). Древняя легенда о Короле, пославшем сыновей на поиски волшебной птицы, о братоубийстве за власть и неизбежном возмездии оборачивается в этой постановке притчей об экзистенциальном выборе, который каждый из персонажей совершает индивидуально. Под стать притче выбран и язык спектакля - сдержанный, минималистичный, пунктирный. Пространство образовано всего несколькими скупыми элементами. Лица актеров покрыты белым гримом (а поначалу и вовсе закрыты масками), жесты условны, а в каждый эпизод встроен рисунок той или иной цирковой репризы.

Особенно важной при таком оформлении и режиссерском решении (постановка и сценография - Луиза Гуарро) становится работа художника по свету, позволяющая придать каждому предмету, каждой мизансцене, каждому выходу актера на диалог со зрительным залом характер емкой и неоднозначной театральной метафоры. Жюри отметило работу Паскуале Спаммонте дипломом «Лучшая работа художника по свету». Второй заслуженной наградой для этого спектакля стал диплом «Лучший актерский ансамбль», который поделили между собой Франческо Кампаниле, Лука ди Томмазо и Джорджио Пинто.

Диплом «Лучший актерский дуэт» увез с собой Санкт-Петербургский Театр на Литейном, приехавший в Рязань со спектаклем Сергея Морозова «Отцы и сыновья» Б. Фрила по роману И.С. Тургенева. Приз достался заслуженному артисту России Александру Рязанцеву и заслуженной артистке России Ольге Самошиной, сыгравшим в этой сложной многонаселенной постановке Василия Ивановича и Арину Власьевну - родителей Базарова. Диплом «Лучшая работа режиссера» получил Сергей Федотов - создатель и бессменный руководитель Пермского театра «У Моста». Его «Женитьба» Н.В. Гоголя, выдержавшая за 25 лет не один десяток редакций, возобновлений и вводов, по-прежнему поражает нетривиальностью и целостностью режиссерского подхода к одной из самых хрестоматийных пьес российского репертуара.

И, наконец, гран-при фестиваля - диплом с названием «Лучшая история любви» - получил Санкт-Петербургский театр «Суббота» с постановкой Андрея Сидельникова «#ПрощайИюнь». В основе спектакля, как нетрудно догадаться, пьеса Александра Вампилова «Прощание в июне», но хэштег и слитное написание в заглавии неслучайны - нам представлен принципиально современный и принципиально молодежный (в чем-то даже хулиганский) взгляд на одну из классических пьес советского репертуара. Именно отсюда форма спектакля - ностальгический «концерт по заявкам», когда каждый герой приносит с собой не столько собственную драму, сколько собственную музыкальную «тему», в значительной степени маркирующую и его характер, и линию его поведения в пьесе. Особое обаяние этому режиссерскому ходу придает присутствие на сцене живого оркестра, исполняющего классические мелодии в неожиданных, зачастую - весьма парадоксальных аранжировках.

Отсюда и взгляд на происходящие в пьесе события как на цветные стеклышки в калейдоскопе студенческой жизни - веселую пирушку и непрекращающийся карнавал, где даже лица на надгробиях - лишь забавные смайлики на кусках фанеры, а подстреленная во время нелепой дуэли сорока просто нарисована на картоне. Конечно, такой подход несколько сглаживает присущий автору драматизм - особенно в том, что касается линии главных героев. Но у молодости свои права - помнить лишь те моменты, в которые был счастлив, и не слишком задерживаться на тех, где проявил себя не лучшим образом. Можно сказать, что сложность в этом спектакле оставлена возрастным персонажам второго плана - тем, чьи истории на момент начала пьесы уже подходят к концу. Так, еще одним дипломом, доставшимся театру «Суббота», стал приз «Лучшая роль второго плана», полученный Мариной Конюшко за роль Репниковой, матери главной героини.

 

Статья в PDF

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея