Между мирами / Эпическая опера "Тюляк" на Новой сцене факультета музыкального театра ГИТИСа

Выпуск №7-207/2018, Мастерская

Между мирами / Эпическая опера "Тюляк" на Новой сцене факультета музыкального театра ГИТИСа

С творчеством композитора Назиба Жиганова, одного из основоположников современной национальной музыкальной культуры Татарстана, сегодняшний столичный зритель почти не соприкасается. Постановка его оперы «Джалиль» на сцене ГАБТ СССР, получившая мощный резонанс, где пели Павел Лисициан и Ирина Архипова, датирована 1959 годом. Между тем, значение творчества Назиба Жиганова в становлении национальной музыкальной культуры татарского народа трудно переоценить. Он написал восемь опер, три балета, семнадцать симфоний и множество других произведений. Кроме того, в 1945 году Н.Г. Жиганов создал Казанскую консерваторию, которую возглавлял 44 года.

Стремление вернуть на сцену самобытные творения выдающегося музыканта - порыв благой и очень ценный. В 2017 году постановку эпической оперы «Тюляк», посвященной борьбе волжских булгар с Монгольским ханством, совместно осуществили Музыкальный факультет ГИТИСа (Мастерская Владимира Мирзоева) и Казанская консерватория имени Н.Г. Жиганова. Редко какое театральное событие становится значительной социокультурной акцией. Именно это произошло в данном случае. Дирижер Ринат Халитов сделал новую редакцию партитуры, созданной автором еще в 1944 году. Исполнили эту музыку оркестр «Tatarica», группа Симфонического оркестра Казанской консерватории, смешанный хор Музыкального колледжа им. И.В. Аухадеева, артисты Музыкального театра, а также танцовщики Театра танца «Сайдаш» и студенты первого и второго курсов Казанской консерватории.

Музыканты, расположившись в глубине сцены, ведут мелодические темы исторического полотна без пафосного нажима на этнографию. Звучание оркестра плотно, но легко. Музыка развивается пластично и многообразно, не утяжеляя действие, не иллюстрируя его, а раскрывая драматическую суть событий (оркестровка Альберта Шарафутдинова).

За оркестром расположен экран, на котором возникают пейзажи, динамичные панорамы боев, фрагменты древней архитектуры (видеоряд Вячеслава Гладких). Хореограф Лаура Хасаншина, балетмейстеры Тахир Латифуллин и Ольга Зарипова вместе с режиссером по пластике Рустамом Фатхуллиным постарались создать эффектную пластическую партитуру действия, внятную и живую, несмотря на то, что на узкой полосе сценического планшета большинство мизансцен режиссеру приходится строить фронтально.

Идея «исторической фрески» доминирует в спектакле. Действие начинается в музее, где нынешняя пытливая молодежь бродит среди застывших фигур древних воинов, облаченных в боевые доспехи (костюмы Булата Ибрагимова). Молодой режиссер-постановщик Евгений Артамонов старается смягчить признаки «концертного стиля». Немногочисленный хор живо откликается на происходящее точными оценками и выраженным соучастием (хормейстер Дина Венедиктова).

Получилось увлекательное действо, в котором есть энергия неведомой эпохи и романтическая гамма переживаний главных героев. В сюжете, который стоит кратко пересказать, переплетены события исторические с легендарными, даже сказочными. В своем дворце хан Алимбек назначает состязание лучших воинов ханства. Наградой победителю станет женитьба на его дочери, красавице Аембике и власть в государстве булгар. О желании вступить в борьбу заявляет юноша Тюляк, брат по отцу военачальнику Сартлану и его сокольничему Солтану. Хан этим раздражен, ибо сделал ставку на победу Сартлана. Но Аембике, связанная с Тюляком нежными чувствами, вступается за юношу. Тюляк побеждает, но Сартлан намерен ему мстить. Девушка уговаривает любимого бежать, и ему удается скрыться от преследователей.

Ночью на берегу озера Асылкуль возле горы Алман-Тау Тюляк тоскует о любимой. Завороженные его песней, на берегу распускаются цветы. Один из них превращается в русалку Су-Слу, которая завлекает юношу в подводный мир. Аембике, придя в воинских доспехах на берег и поняв, что любимый утонул, приходит в отчаяние. От слез Тюляка, тоскующего по Родине и по любимой, воды озера становятся солеными. Этим недоволен владыка озера, а его дочь-русалка просит женить на себе Тюляка, чтобы тот забыл родину и земную любовь.

В разгар свадьбы вода в озере закипает: вероломный Сартлан привел отряды монгол на булгарский народ. В патриотическом порыве Тюляк облачается в воинские доспехи и выходит из озера. Су-Слу следует за ним. Владыка озера проклинает дочь. Выйдя на солнечный свет, она превращается в облако тумана. Появляются послы Великого Монгольского Хана и предатель Сартлан, вновь домогающийся Аембике. Смертельно раненная, она зовет на помощь любимого. Тюляк убивает изменника, спасая народ булгар от завоевателей.

Легенда о спасителе народа сопряжена со сказкой. Подводные странствия юного романтика Тюляка, его отношения с русалкой Су-Слу вторят теме жертвенной любви речной царевны Волховы к Садко. Нежные арии Су-Слу, их дуэты с Тюляком подробно разработаны композитором, лирично и проникновенно спеты молодыми артистами. Недаром некоторые сценические версии этой легенды назывались «Су-Слу и Тюляк». Столь же очевидно и значимо в поэме патриотическое начало, присущее большинству произведений писателя Наки Исанбета. Режиссера и актеров это в равной степени вдохновляет.

Романтик Тюляк - Ильгиз Мухутдинов, чей прозрачный высокий тенор способен оживить прибрежные цветы, разумеется, похож на Орфея. Но он еще и воин, защитник отечества. Избранница его души красавица Аембике-Айгуль Гардисламова предстает самоотверженной воительницей, а вовсе не безропотной голубой героиней.

Замечательно сыгран хорошим певцом и актером Русланом Закировым военачальник Сартлан, чье противоборство с главным героем крепко держит внимание зрителей. Характер получился яркий, страстный и противоречивый, родственный пушкинскому хану Гирею. Драматически цельные образы хана Алимбека и Солтана воплотили Ильнар Давлетшин и Айрат Ганиев. Трогателен в своей любви к дочери-русалке обаятельный Владыка подводного царства - Ирек Фаттахов.

Легенда о Тюляке, простая, но исполненная художественной мощи, открывает что-то новое в нашем знании истории древних волжских племен. Каждый, кому доведется соприкоснуться с этим творением или его сценической версией, обязательно найдет что-то интересное и поучительное для себя.

 

Статья в PDF

Фотогалерея