Единство многообразия / Дагестанские театры в современном театральном пространстве

Выпуск №7-207/2018, Взгляд

Единство многообразия / Дагестанские театры в современном театральном пространстве

В Дагестане 12 театров, которые говорят на девяти национальных языках тесно контактируют друг с другом с давних времен. На первой же Олимпиаде театров Северного Кавказа в Ростове-на-Дону в 1931 году только что открывшийся в 1930 году молодой Кумыкский театр выступил со спектаклем «Марьям» Х. Кусова, получил диплом и первое место среди театров северокавказских республик. Эта была первая ласточка знакомства с дагестанским театральным искусством, и в дальнейшем возникло широкое поле деятельности и его взаимодействия с другими театрами страны.

Наш Русский театр на протяжении всей своей творческой жизни продолжал знакомить с дагестанским театральным искусством не только жителей Северокавказских республик, но и городов средней полосы России, Прибалтики, Дальнего Востока, Сибири и Украины. За советский период театр возил туда спектакли по пьесам русской и зарубежной драматургии, дагестанских авторов, рассказывающие об истории, культуре, традициях наших народов, знакомил с нашими песнями, танцами, народными мелодиями. К примеру, такие спектакли как «Мечты перед зеркалом» А. Амаева, «Прости меня, Марьям» и «Итальянская баллада» Н. Алиева, «Крепкий орешек» Ш. Абдуллаева, «Сердца друзей» М. и З. Зульфукаровых, «Горцы» Р. Фатуева, а позже «Горянка» и «Незаконченный концерт» Р. Гамзатова, «Шамиль» Ш. Казиева...

И сегодня продолжают наши театры свою работу по ознакомлению близких и дальних регионов со сценическим искусством Дагестана, видоизменяя и расширяя формы и методы. Эти важнейшие способы взаимовлияния и взаимодействия художественных культур разных народов нашей страны имеют огромное значение в сближении народов, обогащении их художественного творчества сохранении и развитии единого культурного пространства. В XXI веке стали разнообразными формы творческих контактов. Сегодня наши театры возвращаются с дипломами победителей конкурсов, смотров и фестивалей не только из республик Северного Кавказа и крупнейших культурных центров - Москвы, Санкт-Петербурга, Тамбова, Ярославля, Баку или Астаны. Они одерживают победы на престижных фестивалях во Франции, Германии, Финляндии, Македонии, Турции и Болгарии. Это не только подтверждение творческой состоятельности, но и дружеский диалог разных народов и стран мира, знакомство с нашей историей, культурой, этнографией и уровнем художественного состояния театральных коллективов, их творческих возможностей.

Если театры удостаиваются высоких наград на международном уровне, то это признание наших достижений. К примеру, в 2012 году Дагестанский Русский драматический театр им. М. Горького на Международном фестивале в Македонии, опередив театры Англии, Франции, Италии и других западных стран, был удостоен высшей премии фестиваля - Гран-при за спектакль «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя. А коллективу Лакского государственного музыкально-драматического театра им. Э. Капиева в 2011 году на Международном фестивале «Сцена без границ» во Владикавказе за спектакль «Дом Бернарды Альбы» Г. Лорки из пяти номинаций конкурса было присвоено три: «За лучший спектакль», «За лучшую режиссуру», «За лучшую женскую роль». В 2013 году на Международном фестивале в Ярославле Лакскому театру «За вклад в развитие театрального искусства России» была вручена премия им. Ф. Волкова и предложено выступить там на XIV Волковском фестивале среди ведущих театров страны.

Или международные фестивали русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона, которые уже четырежды стартовали в дагестанской столице и на которых выступали каждый раз по 10-12 театров. В их составе и театры ближнего и дальнего зарубежья, как Азербайджана, Казахстана и Грузии, так и Болгарии, Израиля, Франции и Германии. Это не просто знакомство со сценической культурой разных народов, это открытие новых уровней развития театрального процесса, новых театральных форм, поисков решения известных произведений русской и зарубежной классики. Это и мастер-классы, которые проводятся ведущими театральными специалистами. Такие творческие обмены способствуют профессиональному росту, установлению человеческих контактов, межнациональных связей, укреплению международных отношений, культурных взаимоотношений.

Не первый год дагестанские театры участвуют в Международных фестивалях и за рубежом, и в национальных республиках нашей страны. Кумыкский музыкально-драматический театр им. А-П. Салаватова частый гость фестивалей «Навруз» в Татарстане, «Южная сцена» в Кабардино-Балкарии, «Сцена без границ» в Северной Осетии, «Тывганлык»в Башкирии, «Ходжа Насретдин» и «Тысячи дыханий, один голос» в Турции, каждый раз возвращаясь с престижными премиями и дипломами в разных номинациях. Такие встречи родственных народов оставляют яркий след и добрые чувства. И Башкирский, и Кабардино-Балкарский театры наладили творческие контакты и бывают в гостях у Кумыкского театра, выступают со своими лучшими спектаклями перед дагестанскими зрителями, которые узнают много нового об истории и культуре этих народов.

Старейший из дагестанских - Русский драматический театр имени М. Горького, которому в 2015 году исполнилось 90 лет. Продолжая свои давние традиции, он и в новом тысячелетии неоднократно побывал на гастролях в Костроме, Астрахани, Тамбове, Саратове, Воронеже, Волгограде, Астане, Владикавказе, Калуге, Грозном. Важное место в творческой жизни театра занимают международные и всероссийские фестивали. Только с 2007 года он был участником 12 таких форумов, проходивших в Москве, Саранске, Харькове, Витало (Македония), Габрово Враца (Болгария), Стамбуле (Турция), Владимире, Владикавказе, Республике Молдова. Имена дагестанских артистов и режиссеров прозвучали на разных языках в заключительных мероприятиях и поздравительных торжествах в честь победителей. После выступлений Русского театра в Москве и в Тамбове, его главный режиссер, заслуженный деятель искусств РФ С. Тулпаров был приглашен на постановку в Московском театре «На Перовской». Опытный режиссер, заслуженный деятель искусств И. Казиев поставил несколько спектаклей в драматическом театре Калининграда.

Добрые соседи и дружественные народы Азербайджана и Дагестана связаны между собой не только географической близостью, но и родством языков, культур, религии и судеб, схожестью характеров, темпераментов и приоритетов. Многие известные деятели азербайджанской и дагестанской культур были связаны взаимными творческими контактами и оказывали благотворное влияние на развитие искусств друг друга. На сценах дагестанских театров с успехом шли и продолжают ставиться на разных языках пьесы классиков азербайджанской драматургии и современных авторов Р. и М. Ибрагимбековых, А. Анара, М. Шамхалова и других. Азербайджанские артисты и режиссеры в свое время сыграли большую роль в становлении дагестанских театров. В Дагестане живет действующий государственный Азербайджанский драматический театр, созданный специальным постановлением Дагестанского правительства. Сегодня это театр, на спектакли которого ходят не только дагестанские азербайджанцы, но и зрители других национальностей республики.

Дагестанский Азербайджанский театр гастролирует по селам и городам Азербайджана. В 2015 году с успехом выступил на театральном фестивале в Баку Аварский музыкально-драматический театр им. Г. Цадасы. А буквально за три года до этого на третий Международный фестиваль в Махачкалу приехал со своим спектаклем театр «Ибрус» под руководством известного писателя, драматурга, автора многих пьес, широко шедших в театрах бывшего Советского Союза, в том числе и в дагестанских театрах, Рустама Ибрагимбекова. Такие встречи не только знакомят с новыми пьесами и новыми артистами, но дают гораздо больше: новые стилистику и почерк, свою манеру актерской игры, свое видение, особый подход к сценическому решению, знакомство с новыми пьесами, которые могут быть включены в репертуар дагестанских театров.

Встреча с новыми творческими коллективами всякий раз подтверждает, как много общего у разных народов в их духовности, гражданских позициях, эстетических оценках. Несмотря на национальное своеобразие, оригинальность проявления или прочтения, в основном и главном, передовое искусство опирается на общечеловеческую мораль, лучшие произведения строятся на принципах высокой художественности, эстетических ценностей. Это роднит и объединяет и творцов, и адресатов их творчества. Особенно показательна творческая практика общения и взаимодействия самого юного театра по назначению, адресату спектаклей, несмотря на солидный жизненный путь, пройденный этим театром. Речь идет о Дагестанском государственном театре кукол, которому в 2016 году исполнилось 75 лет.

Мобильный, легкий на подъем, подвижный и готовый к творческому общению театр представляет свои спектакли детворе дошкольного и младшего школьного возраста от Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Винницы, Белгорода до белорусского Минска, финского Турку, болгарской Софии, подмосковных Мытищ, прикаспийской Астрахани. Театр кукол пользуется заслуженным успехом на таких международных и всероссийских фестивалях, как «Туманяновский день сказки» в древнем Дсехе в Армении, фестиваль театров кукол имени С. Образцова в Москве, «Театр лялек» в Белоруссии. Его спектакли «Тайна персиковой косточки», «Навруз», «Нур-Эддин-золотые руки» с интересом смотрят юные зрители центральной России, ближнего и дальнего зарубежья, театр не раз удостаивался дипломов победителя фестивалей и конкурсов разных уровней и тематик. Спектакли по произведениям писателей республики рассказывают детям разных городов и других национальностей о дагестанских детях, о нашей культуре, этикете, показывают традиционные танцы, песни, обычаи. Дагестанский театр кукол сотрудничает с режиссерами и художниками из Москвы, Петербурга, Болгарии, Украины и других городов и стран.

В развитии, совершенствовании и расширении общения и форм взаимодействия важную роль играет сегодня Федеральная целевая программа гастролей (ФЦП) «Культура России», которая проводится вот уже несколько лет между театрами разных республик и городов. Она помогает театрам не в рамках фестивальных и конкурсных показов со своими особенностями и условиями проведения, а в более открытых и непосредственных встречах и общении со зрителем. По этой программе в рамках обменных гастролей почти все дагестанские театры уже выступали в ближних и дальних городах разных регионов. Лакский музыкально-драматический театр гастролировал в Нальчике, Пятигорске, Астрахани и Владикавказе, а Астраханский театр юного зрителя и Осетинский академический театр им. В. Тхапсаева - в Махачкале. «Ромео и Джульетту» и «Гамлета» поставил болгарский режиссер Б. Петканин, а комедию Ж.Б. Мольера «Проделки Скапена» и героическую драму лакского автора Ц. Камалова «Хан Муртазали» - чеченский режиссер, народный артист России Р. Хакишев. Общение не только на уровне театральных показов, но и дружеских бесед, обмена мнениями, обсуждения постановок, творческих планов и репертуарных проблем не только сближает, но и помогает сделать выбор в пользу наиболее перспективного пути, методов работы со зрителями, драматургами. Кумыкский театр, выступив в Кабардино-Балкарии, помог организации гастролей Балкарского театра в Махачкале, которые прошли с большим успехом. Много хороших впечатлений от общения и добрых отзывов зрителей привез Аварский музыкально-драматический театр им. Г. Цадасы из гастролей в города Грозный, Владикавказ, Нальчик, Назрань и Баку.

То, что наши национальные театры стали выезжать за пределы республики и выступать перед зрителями разных городов и регионов, значительно повысило у них ответственность за качество своих работ, потому что это дает им возможность проверить свою творческую состоятельность. Не раз на фестивалях разной тематики выступал Даргинский государственный музыкально-драматический театр им. О. Батырая в Санкт-Петербурге и каждый раз привозил прессу с восторженными отзывами и дипломы победителей в разных номинациях. Его спектакли «Черная бурка» Г. Хугаева и «Мать изменника» Х. Арсланбекова были показаны во Владикавказе на фестивале «Сцена без границ» и на лаборатории режиссеров в Астрахани.

Самый молодой из национальных театров республики Табасаранский драматический, которому отроду всего шестнадцать лет, побывал и на фестивале «Южная сцена» (Нальчик, 2012), гастролировал в Санкт-Петербурге (2016), в Ставрополе и Астрахани (2015, 2017). В октябре-ноябре 2017 года Дагестанский театр кукол побывал на нескольких уже названных выше фестивалях, получив на образцовском диплом победителя с хрустальной кистью С. Образцова за спектакль «Алые паруса» А. Грина. На международном фестивале «Сказочный мир» в Донецке за моноспектакль «Гуси-лебеди» народная артистка Дагестана Екатерина Касабова названа победителем. На фестивале национальной литературы в честь Дня народного единства в Пятигорске Театр кукол показал спектакль «Тайна персиковой косточки» Ш. Маллаевой, который был отмечен как высокохудожественное воплощение национальных традиций. В ноябре же 2017 года Лакский музыкально-драматический театр им. Э. Капиева и Астраханский драматический театр провели обменные гастроли при поддержке Минкультуры РФ.

Лакский театр показал в Астрахани два спектакля «Гамлет» У. Шекспира и «Невыплаканные слезы» по фронтовым дневникам Э. Капиева. Об этом спектакле писала журналист Н. Сапожникова: «Спектакль поставлен по фронтовым записям военного корреспондента и писателя Эфенди Капиева. И какой же талантливый человек открылся! По сути дела, шел диалог со зрителем, потому что в этих коротких, гениально выписанных историях об участниках сражений было все, что и сегодня мучит нас своей неразрешенностью!» Астраханцы привезли в Махачкалу «Анну Каренину» по Л.Н. Толстому и «Огонь страстей желанных» по одноактным пьесам А.П. Чехова. Спектакли прошли с большим успехом, они широко освещались в республиканских средствах массовой информации.

Так разноязыкий, многонациональный дагестанский театр выполняет важную миссию укрепления и дальнейшего развития дружеских связей, взаимовлияния и взаимодействия культур разных народов нашей страны.

 

Статья в PDF

Фотогалерея