ОТТЕНКИ РАДУГИ / ХХII фестиваль театральных коллективов Республики Марий Эл «Йошкар-Ола Театральная–2018»

Выпуск №8-208/2018, Фестивали

ОТТЕНКИ РАДУГИ / ХХII фестиваль театральных коллективов Республики Марий Эл «Йошкар-Ола Театральная–2018»

Творческий смотр «Йошкар-Ола Театральная--2018», уже двадцать второй по счету, приурочен нынче не только к Международному Дню Театра. Он начал серию торжеств и различных культурных акций, посвященных столетию Республики Марий Эл, которое будет отмечаться в 2020 году.

Нынешний фестиваль шел целую неделю на всех сценических площадках города. Театральные коллективы Марийского края показали наиболее значимые премьеры сезона, а жюри, в состав которого вошли эксперты из Москвы, Петербурга, Челябинска и Нижнего Новгорода, не только отсмотрело постановки, отметив лучшие работы по многим номинациям, но подробно обсуждало на труппе каждый спектакль.

Праздник широко освещался в СМИ, вызвав интерес не только завзятых театралов, но также руководства города и республики. Душой фестиваля как всегда был художественный руководитель Марийского государственного театра оперы и балета имени Эрика Сапаева, замечательный танцовщик и незаурядный менеджер Константин Иванов, ставший недавно министром культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.

Его художественное чутье во многом определяет уровень и пафос фестиваля. Новацией, к примеру, было выступление в последний день нынешнего смотра Всемарийского детского хора (450 человек), собранного из всех музыкальных и общеобразовательных школ республики.

Театральная программа фестиваля была по-прежнему обширна. Но результаты оказались разными.

Скромнее других выглядели кукольники. И постановка по мотивам сказок Д. Биссета «Я хочу летать!», показанная артистом Максимом Белецким на площадке Дома Творческих Союзов, и спектакль-игра «Сказка в подарок» по пьесе С.Логиновой, сыгранная для детей от 2-х лет актрисой Сауле Этлис на малой сцене Республиканского Театра кукол, были скучноваты и жанрово невнятны. Особенно не задалась история, которую пыталась якобы «на ходу» сочинить и интерактивно представить некая Тетушка Праздник. Темпераментная Сауле Этлис, незабываемая мудрая и скептичная черепаха Тортилла из прошлогоднего «Буратино», нынче выглядела несколько суетливой. Сочиняя сказку с участием унылых магазинных игрушек, актриса не смогла заинтересовать детей своими манипуляциями и сюжетом, который никак не складывался.

Интереснее получилась сказка «Бамбуковый остров» по пьесе А. Богачевой.

Режиссер Максим Логинов, художник Анна Кривошеева и композитор Григорий Архипов, путешествуя по загадочному миру древнего Китая, искренне увлеклись его красотой и этической спецификой.

Нравственный пафос легенды был в том, что в справедливой борьбе смелая доброта, умение дружить и быть преданным открытому миру, хрупкого, тонко чувствующего юноши Джана - Максима Белецкого, «вооруженного» лишь свирелью, плодотворнее грубой силы его самовлюбленного брата-силача Куна - Романа Дербенева. Прочувствована и разыграна эта история артистами азартно и пластически изысканно.

Спектаклей по русской классике в нынешней афише было немного.

Республиканский театр-центр для детей и молодежи показал сценическую версию повести А.П.Чехова «В овраге». Автор инсценировки и режиссер Эрвина Гордеева решила усилить и развить драматическое напряжение первоисточника, «умножив» его народными песнями и танцами, исполняемыми молодыми артистами с очевидным старанием. Но этот смелый для чеховского текста жанровый контрапункт не всегда помогал проникнуться драматизмом сюжета. Куда сильнее и глубже проявлялись бытийные смыслы темной и безрадостной жизни героев истории в индивидуальных характерах персонажей. Тонко выстроил психологический портрет несчастного, совестливого, но безвольного Анисима молодой артист Алексей Кудрявцев, а Ольга Федотова явила истинно трагическую суть его жены Липы, по чужой злобе лишившейся младенца. В целом же спектакль предстал добротной дипломной работой студентов, принятой театром в репертуар.

Творческое объединение «ВСЁ» на сцене Академического Русского театра драмы имени Г.В.Константинова показало «Грозу» А.Н.Островского, особенно часто ставящуюся нынче. Режиссер Сергей Васин и художник Евгений Терехов вместе с актерами нашли к ней свой ход.

Жизнь города Калинова подневольна и безрадостна. Это четко с первых минут строгим голосом непререкаемо декларирует похожая на боярыню Морозову бывалая странница Феклуша (Наталья Ложкина). Красавец Борис (Дмитрий Шишманов) начинает спектакль жертвой несусветных побоев, но позже успевает оклематься. Марфа Игнатьевна «боковым зрением» видит первую встречу Бориса и Катерины в церкви и для нее в поведении снохи нет ничего неожиданного. Смелая и острая актриса Юлия Охотникова видит в Кабанихе «выжившую» Катерину, которая умело скрывает свое очень похожее прошлое, вовсе не собираясь его забывать. Она, кажется, готова оградить Катерину от соблазна, но та ей не внемлет, пребывая в каком-то заоблачном мире. Марина Созонова свою грешную Катерину любит и понимает. Скорее равнодушный, нежели смирившийся Тихон (Антон Типикин) ее почти не слышит. Рыжая чертовка Варвара (Екатерина Казанцева) и «начинающий мачо» Кудряш (Ярослав Ефремов), полные витальной энергии, тоже заняты собой и никуда из города бежать не намерены. Упрямец Дикой Тимофея Шумаева вовсе не способен воспринять увещевания жизнелюба Кулигина Юрия Синьковского про пользу громоотвода, тем более, если за него надо заплатить целый червонец. Их активная дискуссия долго веселит публику.

На таком фоне духовные метания Катерины особенно нелепы и напрасны. Из этого несоответствия и рождается трагедия никем не понятой души.

Марийский национальный театр драмы имени М.Шкетана показал два спектакля, полярных по художественному смыслу.

Историческая фреска «Эренгер» по роману классика марийской литературы, чье имя носит театр, поставлена режиссером Романом Алексеевым и сценографом Сергеем Таныгиным в строгом соответствии жанровым канонам зрелищ подобного рода. Хотя обилие комментариев к происходящему в форме нейтральных актерских речитативов порой утяжеляло действие. Но когда «включался» сюжет той или иной человеческой судьбы, зрители увлеченно следили за событиями, глубоко сочувствуя героям, оказавшимся со своими страстями в «разломе эпох», где-то между гражданской войной и коллективизацией.

Те же режиссер и сценограф в том же театре показали совсем другое зрелище, к сожалению, более востребованное зрителями, пришедшими в театр, оторвавшись от телевизора. Музыкальную комедию Н.Арбана «Сват и сваха», в которой возобладали приемы комедии положений, усугубленные травестией, когда мужчина переодевается в женщину, а женщина - в мужчину, театр превратил в пеструю фантасмагорию. Главной задачей тут стала необходимость сохранять трюковой ритм, остроту и эксцентричность. Актерам порой удавалось довольно лихо балансировать между яркой клоунадой и бытовой комедией. Особенно виртуозна была Светлана Строганова, превратившаяся из бригадира строителей Полины Витальевны в некоего «прокурора», придуманного ею ради спасения истинно влюбленных героев. Следуя жанровому чутью, актриса играла изящно и остроумно. Точно соответствуя избранному прототипу (примером ей послужил великий клоун Карандаш), ее героиня превратилась в миниатюрного масочного персонажа, наделенного упрямством, загадочностью и неожиданным лиризмом.

Одним из самых ярких событий фестиваля стал спектакль «Савик» по мотивам романа горномарийского писателя Николая Игнатьева.

Инсценировал и поставил эту политическую сатиру на сцене Горномарийского драматического театра из Козьмодемьянска режиссер Олег Иркабаев. Свою лепту внесли художник Сергей Таныгин, хореограф Любовь Иванова и хормейстер Михаил Пекцоркин. Музыкальное оформление придумали Вениамин Захаров и Сергей Коротков.

Получился яркий, динамичный и остроумный трагифарс, аналогий которому немало в мировом фольклоре (истории Ходжи Насретдина или Нестерки) и в советской драматургии («Золотой слон», «Тутейшия» и другие, включая «Бумбараша»).

Сатира перемешана в спектакле с масочной театральностью (забавна настырная Корова Анастасии Тараевой).

В центре сюжета простодушный, но упрямый Савик, которого народ посылает в столицу за правдой. Молодой артист Николай Марышев внимательно и тонко развивает характер во многом фольклорный, но ясный и простой, близкий по духу всем и каждому, хотя это не уберегает героя от гибели.

Трагические мотивы спектакля воспринимаются особенно остро еще и потому, что режиссер нашел ему, казалось бы, легкую хороводную форму, которая подчеркивает и оттеняет драматизм событий. Исторический хаос, суматошно клубясь на площадке, создает всяческая «нечисть»: чиновники, судьи, исправники, дамочки из Петербурга, купцы, попы и урядники. Но в той же круговерти и сам народ, забитый и темный. А еще сквозь хоровод просвечивает судьба замечательного писателя, который в конце 30-х был репрессирован на десять лет.

Русский театр драмы имени Г.В. Константинова ограничился на сей раз мелодрамой Ивана Вырыпаева «Валентинов день», где модный нынче драматург «продолжает» историю культовых героев драмы Михаила Рощина «Валентин и Валентина». Герой ее, оказывается, умер много лет назад в день рождения Валентины, а теперь его вместе вспоминают сама Валентина и его вдова Катя, связанные сугубо женским нерасторжимым чувством любви-ненависти. Сам же герой, ироничный и обаятельный в исполнении Юрия Синьковского, возникает в их воспоминаниях неким живым укором несбывшихся надежд на счастье.

Режиссер и сценограф спектакля Андрей Ярлыков (Нижний Новгород) тонкости нынешней драматургии, ее иронию и скепсис пытается уловить. Получается нечто хрупкое, вроде авторской песни. Артисты стараются интонацию, в которой иронии не меньше, чем грусти, протянуть через действие, но это удается не всем и выглядит каким-то странным кокетством. Интересно прозвучала, пожалуй, лишь роль Кати, которую блестящая характерная актриса Юлия Охотникова явила женщиной противоречивой и страстной.

Нынешний фестиваль имел довольно обширную «офф-программу», в которой показывались самостоятельные работы. Так, молодые артисты Национального театра имени М. Шкетана выступили со спектаклем по пьесе Дмитрия Данилова «Человек из Подольска». Начав свой показ в десятом часу вечера, они увлеченно разыграли абсурдистский этюд допроса журналиста, случайно попавшего поздним вечером в полицию. В пьесе легко обнаружить реальные и необратимые связи с сюжетом «Полета над гнездом кукушки», отчего становится как-то не по себе.

Режиссер Роман Алексеев и художник Сергей Таныгин создали обезоруживающе простую, что называется, узнаваемую среду и атмосферу, откуда, кажется, вырваться уже невозможно. Тем более, что полицейские, исполненные любви к гражданам, искренне хотят пробудить в «клиенте» патриотические чувства.

Артисты Дмитрий Воронцов, Акпарс Иванов, Алексей Тетерин, Марина Трутникова и Алексей Юнусов этот весьма неоднозначный сюжет сыграли смело, страстно, с истинно гражданским темпераментом, что зрители высоко оценили.

Опытная авторитетная актриса, неоспоримая звезда того же Театра имени М.Шкетана Маргарита Медикова тоже выступила с самостоятельной работой, показав на малой сцене моноспектакль по пьесе М. Апраксиной «Без слез не взглянешь».

Это тоже трагикомедия абсурдистского толка. Но написана она как-то безлико и содержит целую цепь вполне ожидаемых ситуаций и тем. «Поток сознания» одинокой женщины, которая, вернувшись домой с вечеринки, привычно скандалит с соседями, никакой новизны в себе не несет. Сыграно все мастерски, азартно, даже вдохновенно. Но полезнее было бы применить эту актерскую мощь, зоркость и страсть к материалу, более значительному.

Гостевым спектаклем фестиваля стала «Наташина мечта» по давно и активно ставящейся пьесе Ярославы Пулинович. Режиссер Алевтина Подерова поставила ее в Оршанском народном русском драматическом театре имени Н. Лузгинова.

Хотя на сцене появляются три персонажа - Наташа, Охранник и Мечта, по сути это моноспектакль, тоже своего рода поток сознания юной оторвы в ожидании суда, а может быть, и тюрьмы.

Таких «прилипал» нынче много видишь возле звезд шоубизнеса и театра, знаменитых теле- или просто журналистов. Эти фанаты нагло предъявляют объектам обожания свои на них права, что нередко чревато уголовщиной и кровью. Девической мечтою о любви в данном случае всего не объяснишь и не оправдаешь.

Режиссер вслед за драматургом пытается определить природу этого нравственного феномена, доверяя искренности духовно незрелой и нравственно неразвитой героини. Юная актриса Мария Ефремова с ее уникальной «пацанской» фактурой, острыми реакциями и специфической лексикой заставляет этой странной девице сочувствовать.

Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева выступил с двумя недавними премьерами. Оперу Ж.Бизе «Кармен» здесь поставил известный хореограф Николай Маркелов, успешно работающий в Ижевске и упрямо взращивающий в себе оперного режиссера (его постановка «Турандот» Пуччини, показанная на фестивале прежде, многим понравилась).

Радикализм режиссерского решения оперы «Кармен» в том, что действие происходит в театре, который солдаты вынуждены охранять, потому что в его репертуаре много «перченых» номеров.

Кармен (Любовь Добрынина) своевольная звезда этого кабаре, а Микаэла (Валерия Баландина) юная актриса, наивная, но стойкая, явившаяся на кастинг. Их конфликт - вечная борьба света и тьмы.

Существенно и то, что эта Кармен - женщина и актриса сугубо европейского типа, цыгано-испанскому имиджу она следует, подчиняясь контракту.

Такие квази-испанки в мантилье и с розой в волосах случались в творчестве ранней Марлен Дитрих, на которую Кармен Любови Добрыниной очень похожа. Актриса увлеченно следует этой аналогии. Ее Кармен загадочна и обжигающе холодна. Она живет в искусстве эгоистично. Вместе с несостоявшейся карьерой рушится и ее жизнь.

Хозе, замечательно спетый и сыгранный Дмитрием Сёмкиным, здесь остается солдатом, простодушным и страстным. Его чувство открыто и беззащитно, а жизнь в новом сюжете никак не меняется относительно традиции. Зато Эскамильо Ивана Шонина (по новой концепции он кинозвезда) самовлюблен, как нарцисс, но неожиданно проникается истинной страстью к Кармен, для которой он лишь шанс выйти на новый уровень карьеры. Недаром трагический финал происходит на красной дорожке некоего Аннского (!) фестиваля, где Кармен никто не замечает. Смерть для нее становится спасением. «Какое благодеяние!» -- последняя фраза убитой героини другой трагедии.

Хотя музыкальный мир наслаждается рок-оперой Э.Л.Уэббера и Т.Райса «Иисус Христос - суперзвезда» почти полвека (1970), премьера в Йошкар-Оле состоялась лишь год назад. Творение, давно признанное классическим, кажется, само себя оберегает от какого бы то ни было радикализма.

Версия режиссеров Константина Иванова и Надежды Репьевой, хореографа Дениса Фейзова, сценографа Бориса Голодницкого и художника по костюмам Татьяны Изычевой крайне бережна к первоисточнику. Авторы спектакля воплощают не просто историческую фреску, хотя и это важно для настроения действия, его интонации, но прежде всего некую нетленную картину мира, спасение которого акт героический, но сугубо индивидуальный и добровольный. Вместе с тем, свидетелями его становятся тысячи и тысячи людей, а Он потом, после всего, взирает на них с небес. Масштабность зрелища, его многогранная красота завораживают. А глубина и насыщенность музыкальной драматургии восхищают.

Библейский дух властно управляет восприятием зрителей. Погружаясь в атмосферу, когда основы нравственности еще только формировались, они аплодируют, узнавая мизансцену «Тайной вечери».

Если само присутствие Христа (Рушан Шайбеков) многое объясняет, а Магдалина Анны Фомичевой своей лиричностью бережет героя от подозрений чувственного толка, то яркие характерные актеры Сергей Гарашкин (Ирод), Иван Шонин (Понтий Пилат), Алексей Чистяков (Иуда Искариот) обеспечивают не только шлягерную подачу знаменитых номеров, но и конфликтное напряжение этого вечного сюжета. Так рождается особая цельность всего происходящего на подмостках и в мировой Истории.

Спектакль по праву получил Гран При фестиваля «Йошкар-Ола театральная-2018».

 

Статья в PDF

Фотогалерея