Памяти великого артиста / XXXVI Kazan-Шаляпин-фест

Выпуск №8-208/2018, Фестивали

Памяти великого артиста / XXXVI Kazan-Шаляпин-фест

Очередной XXXVI Kazan-Шаляпин-фест был посвящен 145-летию со дня рождения великого русского баса. В его честь прошла праздничная служба в старинном Богоявленском соборе, где крестили будущего гения и где пел он в юности в церковном хоре. А рядом с величественным памятником раздавался его дивный завораживающий голос, наполняя собой историческую панораму Казани. Ему же был посвящен новый проект, инициированный Союзом театральных деятелей Татарстана, под названием «Маска и душа» в формате живого общения широкой публики с именитыми гостями: режиссером Ефимом Майзелем, известным певцом Михаилом Светловым-Крутиковым (оба из США), Борисом Стаценко (Германия) и молодыми восходящими звездами татарской оперной труппы Гульнорой Гатиной и Венерой Протасовой. Четыре встречи в Доме актера имени Марселя Салимжанова обнаружили подлинный интерес широкой аудитории к светлой личности великого артиста, его притягательной индивидуальности и непревзойденному вокальному и актерскому мастерству.

XXXVI Международный шаляпинский фестиваль давно признан старейшим оперным форумом в российской провинции и с честью удерживает свой достаточно высокий уровень и художественный формат фестиваля голосов.

Афишу нынешнего украсили десять спектаклей: «Набукко», «Риголетто», «Травиата», «Аида», «Трубадур» из вердиевского репертуара, а также «Севильский цирюльник», «Турандот», «Борис Годунов», «Пиковая дама», концертное исполнение «Порги и Бесс» и завершающие программу два гала-концерта. Главные партии в них исполняли приглашенные солисты шести оперных театров Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, ближнего и дальнего зарубежья, а также из США, Великобритании, Германии, Австрии и Египта. Украшением праздника оперы стали 60 вокалистов и шесть дирижеров из Италии, России и Украины.

По традиции фестиваль открылся премьерой. В последнее время театр осуществляет качественную реставрацию вердиевских шедевров - основу оперного репертуара: «Травиаты», «Риголетто», «Аиды», «Трубадура» и других спектаклей. На последнем фестивале мы увидели «Набукко» в интерпретации режиссера из США, существенно отличающуюся от постановки 2003 года итальянского режиссера Дени Криефа в стиле эпической оперы-оратории. Ефим Майзель на первый план в «Набукко» выводит драматическое противостояние народов Вавилона и Иерусалима - иудеев и вавилонян. Исторические события, относящиеся к VI веку до н.э., описанные в Библии о бедствиях евреев, разрушении храма Соломона, о завоеваниях Навуходоносором новых земель, приобретают современный смысл. По мнению режиссера, одна из важнейших в опере - тема обладания властью и злоупотребление ею. Тема власти и народа, актуальная для всех времен и сообществ, получает глубокое отражение в аспекте темы духовности, истинных человеческих ценностей: любви к Отечеству, уважению к человеку, культа семьи и ответственности за жизнь детей. Режиссеру удалось создать масштабную драматическую захватывающую постановку о жестоком противостоянии древних народов. Действие наполнено экспрессией, где бушуют подлинные страсти: любовь, ненависть, предательство, проклятие завоеванного народа иудеи, трагедии человеческих судеб. Режиссер возвел на сцене реалистичный театр военных действий с кровопролитиями, пленением евреев, впечатляющими массовыми сценами сражений. В результате привнесенной динамики действия и мощного эмоционального воздействия опера освободилась от статики и повествовательного тона, присущего изначально опере, и превратилась в захватывающий спектакль.

Концепция художественного решения (сценография и костюмы) Виктора Герасименко была психологически близка к режиссерским идеям Ефима Майзеля. Мрачный облик королевского дворца Вавилона, объятый огнем Храм Соломона в Иерусалиме, выполненный в форме стеклянного куба с шестиконечными звездами, устрашающие идолы и демоны ассирийцев (демоны - с телом человека и головой льва), убедительные костюмы иудеев и вавилонян в стиле эпохи - во всем ощущалось взаимодействие религий и культур древних народов. Happy еnd «Набукко» трактуется как символ обновления и возрождения цивилизаций, освобождения угнетенных народов. По мысли Е. Майзеля, это надежда на лучшее, что в наши трудные времена очень важно.

«Набукко» обещает быть репертуарным спектаклем, удачным оказался коллектив постановщиков, в котором каждый из них - режиссер, дирижер, художник, хормейстер - играл первую скрипку в решении сложных художественных задач. Музыкальный руководитель постановки - дирижер Стефано Романи из Италии нашел свой подход к оркестру и сумел установить точный звуковой баланс и акустическую ауру спектакля. Исполнительские возможности этого дирижера безграничны, он умеет взять в свой кулак, по выражению Мариса Янсонса, исполнение и повести оркестр за собой. Он мастер глубокого нефорсированного звука и благородной сдержанной манеры дирижирования без показухи и пустых эффектов. Стефано Романи неоднократно приезжал на шаляпинский фестиваль, демонстрируя высокий класс мастерства.

Истинное сокровище в казанской опере - это хор (хормейстер - Любовь Дразнина), который легко справляется с шедеврами оперного искусства. В «Набукко» он выполняет сложные художественные смысловые задачи, являясь основной движущей силой спектакля в центральных массовых сценах в обрисовке противоборствующих сил вавилонян и иудеев. В его звучании возникает ощущение пространства, полета звука, убеждает стилистическая точность вердиевского колорита, в хоре, пожалуй, самое главное - это редкое актерское мастерство каждого солиста многочисленного коллектива.

Сложные титульные партии «Набукко» по плечу лишь ярким звездным исполнителям, к примеру, Борису Стаценко, которому досталась центральная роль царя Навуходоносора. «Я счастлив, что участвовал в создании гигантского сценического полотна «Набукко» в Казани», - признался Борис Стаценко на встрече со зрителями в Доме актера. Ему удалось показать духовный рост образа Навуходоносора от властного, непобедимого царя, провозгласившего себя Богом, через страдания, муки и смирение осознавшего истинные ценности человеческого бытия и получившего прощение небес. Солист достигает полной экспрессии чувств, не утрачивая при этом художественной меры. Трактовка Оксаны Крамаревой образа Абигайль (Украина) отличается ясностью, логичностью, а эмоциональная наполненность звучания и блеск вокального мастерства характерны для особенностей ее исполнительства.

Прорывом в завоевании оперного пространства можно считать выступление солистки ТАГТОиБ Зои Церериной в сложнейшей партии Абигайль, в которой певица чувствовала себя свободно и уверенно. Глубокий философский образ иудейского первосвященника Захария представил публике Сергей Ковнер (Украина).

Из двух исполнительниц Фенены, дочери Набукко, Регина Рустамова из Мариинки была ближе по эластичности звука и подлинности чувств. Остальные приглашенные артисты: Геннадий Ващенко - партия Набукко (Украина), Андрей Валентий - Захария (Большой театр Республики Беларусь), Александр Трофимов - Исмаил (Мариинский театр), Дарья Рябинко - Фенена (Красноярский театр оперы и балета), на мой взгляд, не раскрыли полностью свой певческий диапазон и сложную психологическую гамму чувств избранных героев.

Основываясь на личных впечатлениях, позволю себе оценить художественный уровень представленных спектаклей. Наиболее качественные из них - «Набукко», «Риголетто», «Аида», «Борис Годунов», «Пиковая дама» и концертное исполнение «Порги и Бесс». А преображают спектакли фестиваля приглашенные солисты российских и зарубежных театров, именно они вносят атмосферу новизны и удивительного шарма в сценическое действие. Опера «Риголетто» высветилась по-новому благодаря замечательному трио: Борис Стаценко - Риголетто, Алексей Татаринцев - Герцог (Новая опера) и Венера Протасова - Джильда (ТАГТОиБ).

«Аида» засверкала новыми красками за счет привлечения таких дивных голосов, как Лакита Митчелл в партии Аиды и Лестер Линч - Амонасро (оба из США). Кстати, об афроамериканских исполнителях с потрясающими голосами в гершвиновской опере. Смею предположить, что пришло время сценической постановки «Порги и Бесс» на сцене Казанской оперы. Для этого у театра есть все возможности: хор и оркестр давно изучили партитуру и хоровые партии. Интернациональный состав солистов из США, Великобритании и Татарстана блестяще справляется с мелодическим материалом оперы. Найти режиссера и художника-постановщика, художника по костюмам - дело вполне преодолимое! Заманчивая идея, достойная внимания.

На фестивале достойно прозвучали две русские оперы. Новое дыхание приобрел «Борис Годунов» с Михаилом Светловым-Крутиковым, хорошо известным казанской публике. Артист воспринимался удивительно гармоничным в роли царя Бориса, в его мощном голосе нет напряженности, он свободно владеет динамикой. Высокая музыкальная культура и непревзойденное актерское мастерство воспринимаются продолжением шаляпинских традиций оперного пения. Мы наблюдали много артистов в знаменитой роли царя-ирода на казанской сцене, но мне интерпретация Светлова-Крутикова ближе остальных в плане глубокого раскрытия трагедии преступного царя.

Новое дыхание открылось у «Пиковой дамы» в оригинальной постановке Юрия Александрова (премьера 2017 года). Возникло ощущение, что спектакль полностью созрел, и режиссерская концепция приобрела ясность и стала более доходчивой для широкой публики.

Чтобы поддерживать высокий художественный уровень шаляпинского оперного фестиваля, необходим профессиональный, тщательно взвешенный кастинг солистов. Как известно, при случайном кастинге исполнителей о гармоничном певческо-актерском ансамбле говорить не приходится. Зритель ждет новых ярких имен, знакомства с оперными звездами мировой величины, именно это позволит сохранить оригинальный формат фестиваля голосов на долгие годы.

Статья в PDF

Фотографии предоставлены пресс-службой ТАГТОиБ им.М.Джалиля

Фотогалерея