Всматриваясь в собственную душу / Юбилей у Станислава Любшина

Выпуск №8-208/2018, Юбилей

Всматриваясь в собственную душу / Юбилей у Станислава Любшина

Есть актеры, чья сила личности, безграничность обаяния, органичность сценического существовании таковы, что им не требуется особых ухищрений и приемов для перевоплощения в тот или иной образ. Натуры объемные, с глубоко пережитым, выстраданным жизненным опытом, они словно играют самих себя, каждый раз показывая зрителям ту или иную сторону человеческой природы. Именно к таким - редким, исключительным актерам относится и Станислав Любшин. Он может являть лицо утонченного интеллигента с душой поэтичной и нежной, а может - простого деревенского мужика, вещающего сермяжные истины с проступающей сквозь них вековечной народной мудростью, одухотворенного романтической идеей борца за народное счастье и расчетливого прагматика, в каждом явлении жизни алчущего выгоду. Герой или подлец, человек, мимо которого пройдешь по улице, не заметив, или масштабная фигура, повлиявшая на ход истории - и все - в сложнейших противоречиях личностного «Я», в исповедальной искренности откровения и обобщенного остранения одновременно, он играет, будто всматриваясь в собственную душу и рассказывая - через себя - человечеству - о нем самом через разительные противоречия, парадоксальную контрастность характера.

Разве можно забыть его вкрадчиво-обольстительного и в то же время простодушно-циничного (лови момент удачи!) Тартюфа в легендарной мхатовской постановке Анатолия Эфроса? А героя с крепким стержнем - Александра Белова из не менее знаменитого фильма В. Басова «Щит и меч» - разведчика-интеллектуала, тонкого психолога, способного проникнуть вглубь души своего врага? Или порывистого, импульсивного героя уже советских времен Александра Ильина, ставящего на карту собственную судьбу ради чести, из не менее знаменитого фильма Н. Михалкова «Пять вечеров» по пьесе А. Володина,.

Кажется, сам тембр его голоса - чуть приглушенный, лишенный звучных обертонов, противоречит расхожему представлению о героике. Но как же он им владеет, демонстрируя все богатство интонаций, оттенков, ритмов, характеризующих его персонажей, с каким мастерством, точностью ставит акценты, выделяя суть той или иной сцены. Голос, что всегда и везде узнаваем.

Лаконично-сдержанный в использовании актерских приемов, Станислав Любшин обладает редким даром - проявлять свой темперамент, мощное внутреннее напряжение там, где не проявить его невозможно, где бьет наотмашь, ошарашив, осветив, словно вспышкой молнии, все то, что таилось, крепко запертое от посторонних глаз. Но сколько недовысказанного остается при этом «за кадром», и эта недовысказанность, этот шлейф многоточий делают его незаменимым исполнителем ролей в близких ему по духу произведениях Чехова, Володина, Вампилова. Не случайно же они занимают такое место в его репертуаре.

Он - воистину Народный артист - признанный, востребованный, неоднократно удостоенный звания «Лучший актер года». Он сыграл великое множество ролей как в театре, так и в кино, впитав лучшее из традиций русской режиссуры, поработав с такими разными мэтрами, как Ю. Любимов и А. Эфрос, Г. Волчек и В. Шукшин, М. Хуциев и В. Андреев, О. Ефремов и И. Авербах. Он и сам попробовал себя на поприще кинорежиссуры, первым же своим фильмом - «Позови меня в даль светлую» - снискав успех, славу и признание престижных международных фестивалей. Он имеет то, что для актера, наверное, главное - любовь зрителей - преданных, умных, взыскующих. И огромный талант, который с годами - подобно хорошо выдержанному вину - становится крепче, лучше, наполняясь оттенками аромата и вкуса.

Поздравляя Станислава Андреевича с юбилеем, мы желаем ему здоровья, сил и долгих лет жизни для осуществления всех его творческих замыслов, для которых, наверняка, и ста лет мало!

 

Статья в PDF

Фотогалерея