Театр. Любовь. Голуби / Борис Круглов (Оренбург)

Выпуск №8-208/2018, Лица

Театр. Любовь. Голуби / Борис Круглов (Оренбург)

В Оренбургском драматическом театре имени М. Горького состоялся бенефис заслуженного артиста России Бориса Круглова, посвященный 50-летию со дня его рождения и 25-летию творческой деятельности. Двадцать из них отдано оренбургской сцене.

 

- Борис, вы же только дебютировали на оренбургской сцене в «Капитанской дочке» в роли Петруши Гринева. Неужели 20 лет прошло?

- Сам не верю. Но, действительно, в Оренбурге я уже 20 лет.

- Как же вы променяли Уфу на Оренбург?

- Я учился в Уфимском институте искусств на курсе у Рифката Вакиловича Исрафилова. После окончания год отработал в Русском театре, потом перешел в ТЮЗ. Время было тяжелое. В театре застой: нет режиссеров, нет зрителей, нет зарплаты. Ну, думаю, пора менять профессию. А тут Рифкат Вакилович приехал из Оренбурга. Мы встретились. Я попросил взять меня в труппу. Он взял. Как раз в это время уехал артист Павел Кипнис. Вместо него меня ввели в три спектакля - «Дон Жуан», «Сказка о царе Салтане» и «Капитанская дочка».

-Тогда-то вы впервые и встретились в «Капитанской дочке» со своей будущей женой - актрисой Алсу Шамсутдиновой, которая играла Машу Миронову, возлюбленную Петруши Гринева...

- О, у этой истории интересное продолжение. Когда уехал Анатолий Бледный, я стал играть Пугачева. Как-то закончился спектакль. К Алсу и Саше Федорову, который в то время уже играл Петрушу, подошли молодые ребята и спрашивают у Алсу: у вас такая искренняя любовь на сцене с Гриневым, а в жизни вы тоже любите друг друга? Она говорит: в жизни мой муж - Емельян Пугачев. Они аж рты раскрыли.

- А вы часто встречаетесь с Алсу на сцене?

- Постоянно. В «Вальсе одиноких», в «Белоснежке и семи гномах». В «Грибном царе» мужа и жену играем. И в «Милых людях». Там у нас семейный подряд.

Дочку играла наша дочь Диана. С этого сезона уже нет: вымахала с маму ростом. 14 лет как-никак. А дебютировала в спектакле «Между чашей и губами», когда еще даже в школу не ходила. Можно сказать, ребенок всю жизнь пашет на радость родителям.

Если серьезно, мне ее иногда жалко бывает. У нее с первого класса жизнь расписана по минутам. Гимназия, флейта, бальные танцы, бассейн, театр музыки и танца «Щелкунчик», английский язык, и при этом еще и училась на пятерки. И в театре выступала, с малых лет получала зарплату. Помню, поехал в пенсионный фонд, получать СНИЛс для нее. Сейчас всем детям выдают в обязательном порядке, а тогда этого не было. Там удивились: ребенку пять лет, зачем ей СНИЛс? Я отшутился: должен же в семье кто-то работать. Сейчас у Дианы остались «всего-то»: флейта и саксофон, английский и французский языки да школа танцев «Тодес».

- В свой бенефис вы вышли на сцену в роли Василия Кузякина в спектакле «Любовь и голуби». Сами выбрали эту постановку?

- Да. Мне показалось, что зрителям она будет интересна. Я там чувствую себя уверенно. И тема мне нравится - взаимоотношения людей в зрелом возрасте. Это не просто мелодрама, а мелодрама с комедией. Как в жизни, когда мы смеемся, а через пять минут плачем.

- Не было опасений, что спектакль будут сравнивать с фильмом, который разошелся на цитаты?

- Была такая озабоченность. Фильм, действительно, знают наизусть. Не хотелось быть похожими, хотелось быть правдивыми. Надеюсь, удалось.

- Живые голуби создают в спектакле особую атмосферу...

- У меня с этим спектаклем связаны личные воспоминания. Мой покойный папа до армии держал около ста голубей. Много лет спустя, живя уже в многоквартирном доме, приманил в окно двух голубей. Сделал бордюрчик в ванной. Они там жили всю зиму, а летом их увезли на дачу. У них там птенцы вывелись.

- По фактуре вы, конечно, герой. Но и характерные образы воплощаете с блеском. К какому амплуа больше тяготеете?

- Люблю подурачиться.

- Я слышала, что вы мастер «раскалывать» на сцене. Одна история про пулемет чего стоит. Расскажите, как было дело.

- Я еще в Уфе работал. Поехали мы в Йошкар-Олу на фестиваль со спектаклем «Любовью не шутят». Время действия XVII век. Я играю в нем не пойми кого. Должен был играть старую деву - наставницу героини. Стали репетировать, режиссер говорит: «Наставница из тебя никакая, слишком много мужского начала. Но играть в спектакле будешь, потому что платье уже сшили и парик с косой ниже пояса подобрали». - «А кого я буду играть?» - «Еще не знаю». - «А что мне делать?» - «Делай что хочешь». Короче, я выходил на сцену и мешал партнерам. У них монолог, а я перебиваю, задаю наводящие вопросы. Они шипели: иди отсюда. А режиссеру нравилось. Какие-то моменты закрепили, где-то я импровизировал. И вот в Йошкар-Оле мы с товарищем нашли за кулисами макет пулемета «Максим». Прям, как настоящий. И решили в спектакле использовать находку. И вот заканчивается сцена, я в платье и с косой выхожу на авансцену, и молча прохожу от кулисы к кулисе. Таща за собой пулемет. Следом выходит партнер и, провожая меня взглядом, говорит точно по тексту: «В замке творится что-то ужасное». Зал лег. Артисты тоже «раскололись».

- Но вернемся к нынешним ролям. Кто еще, кроме Василия Кузякина, греет душу?

- Мне нравится мой персонаж Билл Старбак в спектакле «Продавец дождя». Да каждый герой, каждый персонаж, которому отдаешь частичку себя.

- А кто для вас Старбак? Кто-то видит в нем мессию. Кто-то авантюриста...

- Человек, который помогает людям обрести себя. «Напомните слабым, что они сильны и они будут сильны!» Он видит состояние Лиззи и Джима. Они на грани отчаянья.

- В замке творится что-то ужасное...

- Ну да. Назрели перемены. Нужен толчок. Иначе все кончится плохо.

- Вы сыграли таких разных героев - атамана Грициана Таврического из «Свадьбы в Малиновке», Андрея Ерина в спектакле «Милые люди», графа Юбера де Бревиля в «Пышке», старшего брата Тома в «Братишках», Антона в «Вальсе одиноких», Михаила Свирельникова в «Грибном царе». Список можно продолжить. Но кого в этом списке нет из тех, кого хотелось бы сыграть?

- Не задумывался. Вот мой коллега мечтает сыграть Гамлета. А по мне - был бы хороший материал и хороший режиссер.

- Есть в вашем послужном списке роль, которую играете много лет, - Дед Мороз. Сколько лет «морозите»?

- С самодеятельности. Но там я был ...Снегурочкой.

- Любите вы подурачиться.

- А вы знаете, что Дед Мороз родился 18 ноября - в мой день рождения?

- Нынешние дети верят в Деда Мороза?

- Разные есть дети. Если родители закладывают эту сказку в ребенка, значит, он будет верить в чудо. Дети, которые приходят в театр, верят в меня.

- А дочка?

- Когда ей было два года, увидев меня, она испугалась и заплакала. Голос папин, а не папа. Пришлось снять бороду. А когда ей было четыре года, она увидела меня на фото в образе Пугачева и спросила: папа, ты бог?

- Вы преподаете на театральном отделении Оренбургского института искусств имени Л. и М. Ростроповичей 18 лет. Сначала сценическое движение, сценический бой, фехтование. Теперь - актерское мастерство. Студентам это дает профессиональные навыки. А вам что?

- Я всегда готовлюсь к занятиям, иначе студенты могут поставить тебя в тупик так, что не выберешься. Поэтому и Станиславского, и Чехова, и Шукшина перечитываешь. И показываешь, когда репетируешь. Должен быть готов ко всему. Постоянно в тонусе. Это и хорошо. Потому что наша профессия такая - три дня на площадку не выходишь, начинаешь ее бояться.

- Кем вы собирались стать в школьные годы?

- Хотел поступать в училище нефтяников, потом в институт. Одно время из актеров чуть не ушел в военные. Предложили должность начальника клуба в Уфимском УВД. И инструктора политчасти. Майорская, кстати, должность. Жилье обещали. Пришел устраиваться, но не взяли, потому что не был комсомольцем.

- В каком спектакле вышли впервые на сцену в драмкружке?

- «Северо-западнее Берлина».

- Про войну? Играли нашего?

- Нашего. Если все удастся, на следующий год сделаю со студентами дипломный спектакль по этой пьесе.

- Привыкли к Оренбургу? Нашли здесь свои преимущества?

- Уфа большущая. Оренбург поменьше. Это плюс для меня. Я привык к оренбургскому ритму. Утром встал, ребенка в школу отвез. Потом репетиция, студенты, спектакль, дом. И так каждый день. На днях ездили с театром на гастроли в Йошкар-Олу. Выдалось два свободных дня. Сходили с женой в кино. И сумел выкроить время, чтобы послушать оперу «Кармен».

 

Статья в PDF

Фото автора и из архива театра

Фотогалерея