Городничий начинает и выигрывает... / Игорь Гришалевич (Волгоград)

Выпуск №8-208/2018, Лица

Городничий начинает и выигрывает... / Игорь Гришалевич (Волгоград)

«Ревизор» Н.В Гоголя в Волгоградском ТЮЗе появился аж через три года после начала репетиций. Были разные мешающие обстоятельства - сегодня уже неважные. Существенно лишь то, что столь длительный постановочный срок (нетипичный для провинциального театра) оказался на редкость плодотворным для всех. Режиссер внутренне не «перегорел», наоборот, получил возможность подумать, поискать, опробовать варианты сценического языка, утвердиться в точности актерских назначений... Всё же это особая для России классическая пьеса, имеющая богатейшую постановочную историю. Нашему театру предстояло создать свою.

Зрителей, видевших «Ревизора» в ТЮЗе, прежде всего поражает абсолютно современное его звучание. Дело, разумеется, не только в гениальном тексте. Режиссер Альберт Авходеев, не меняя текста (лишь слегка его сократив), сочинил собственную, оригинальную сценическую версию, которую можно было бы назвать «Городничий». Потому что именно он здесь главный герой. Человек, с которым случилось нечто невероятное, подкосившее морально, потрясшее привычные жизненные установки.

Роль Городничего исполняет Игорь Гришалевич. Он появляется на сцене первым и какое-то время остается на ней один, обращая сообщение о приезде ревизора из столицы публике в зал. Вполне возможно, что там присутствуют и разного рода «служители народа» . Даже если их, настоящих, нет (чиновники редко посещают театральные зрелища в силу занятости более важными делами), с ним в диалог из зала вступают персонажи, члены его «команды» - внешне неотличимые от людей, сидящих в зрительских креслах.

Итак, мы имеем возможность разглядеть Антон Антоныча Сквозник Дмухановского. Сразу удивляет его молодость, на вид лет тридцать-тридцать пять. Красивый, статный, одетый (как и его«чиновники» в зале) в современный деловой костюм. Он в прекрасной физической форме, явно получает удовольствие от своей мужской самости. Нимало не перепуган неприятным обстоятельством, распоряжения отдает уверенно, энергично, с некоторой долей презрения и снисходительности к своим нерадивым подчиненным. Потом они все окажутся на сцене за длинным столом, какие есть в каждом начальственном кабинете (там же присядет с краю девица-референт, записывающая каждое слово шефа).

Актер Игорь Гришалевич (которому вообще-то 24 года) в спектакле чем дальше, тем больше будет убеждать в правильности назначения его на роль Городничего.

- Поначалу просто потерял сон: почему я? Что во мне от гоголевского Городничего? С ужасом приходил на репетиции и не мог избавиться от страха, чувства неудобства перед другими, опытными актерами. В жизни я не командир, не лидер, не умею приказывать или наказывать. Может, покажется нелепым, но, чтобы взрастить в себе недостающие для роли качества, да и актерской технике поучиться, смотрел фильмы с любимыми западными актерами, пытался постичь их «кухню» филигранного преображения, вхождения в иной образ. Для меня такой пример Джим Керри, известный комик, который потрясающе сыграл не похожего на него, загадочного и великого комика Энди Кауфмана в фильме «Человек на луне». Пересматривал сериал «Викинги» о легендарном скандинавском воине Рагнаре Лодброке, молодом кононге (короле), который считал себя «предназначенным для величия». Следил за игрой классного актера Трэвиса Фиммела, за его оценками, реакциями, меняющимся выражением глаз... Короче, перенимал, как мог, мужскую харизму, силу, уверенность. Просил даже отца родного - профессионального военного, почитать вслух текст роли, и в какой-то степени это помогло. Но, конечно, больше всего помогала настойчивая, упрямая вера в меня Альберта Анверовича Авходеева, постановщика спектакля и моего институтского мастера.

... Сцена в доме Городничего, когда Хлестаков в своем пьяном безумии «просил руки» дочки, Марьи Антоновны, превращалась в апофеоз жизненного успеха хозяина и отца. Генералом! Из захолустья в столицу! «Да забирайте всё!!!» (Это тут же шустро выполнялось - богатый дом на глазах опустошался, в мешок запихивали даже бюст Гоголя.) Городничий-Гришалевич заходился в сумасшедшем танце, казалось, его разорвет от внутреннего восторга. Тем страшнее было последующее отрезвление. «Какой же я дурак!» - обессилено, опустошенно произносил он - только что поистине прекрасный в своем мощном выбросе счастливой энергии. «А я тебе говорила», - подколодно-змеино откликалась жена. И ясно было, что этот начальник-начальник вообще-то подкаблучник в своей семье.

Главный финальный монолог Игорь Гришалевич, как и в начале спектакля, обращал в зрительный зал - расширяя свой изобличительный посыл. Его подельники толпились «свиными рылами» позади, вживе воплощая гоголевскую метафору. Действительно ли он отделял себя от них, казнокрадов и взяточников? Коррупционеров, как говорят сегодня. Вряд ли... Для нашего молодого, креативного властьимущего то, что произошло, стало неким тяжелым уроком: нельзя быть слишком самонадеянным - опасность может подкараулить нежданно в образе убогого, жалкого «щелкопера» и разрушить привычное, удобное существование. А следом вдруг явится ревизор настоящий (вроде похожий, но другой). Сдержанный, приличный, с какими-то очень знакомыми интонациями тихо и внятно призовет к себе...

Что там будет дальше, нашему молодому Городскому Голове неизвестно (это был, считай, его первый «прокол»). И он, собрав все силы, с прямой спиной (чистый герой!) идет на свет, вослед олицетворенной справедливости... Зал смеется. Знает по жизни: никуда не денется наш красавец-Городничий. Переместят, в крайнем случае, в другое захолустье, а скорее всего, останется на том же месте.

- Для меня роль Городничего на сегодня - самая важная и трудная. В день спектакля я почти не ем, чтобы не расслабляться. Вообще участие в «Ревизоре» - огромный опыт для меня и для всех актеров, все выкладываются по-максимуму.

Серьезное отношение к профессии для Игоря Гришалевича не пустые слова. Уже на втором курсе ВГИКа он полностью «включился» в учебу, не соблазняясь студенческой тусовочной вольницей. Активно спортом занимался, к чему привык с детства. Мог, между прочим, оказаться в основном составе знаменитой в то время футбольной команды «Ротор», поскольку несколько лет успешно тренировался в детско-юношеской школе при ней. Потом «порвал» коленку, с футболом пришлось расстаться, но остаются по сей день другие спортивные увлечения - он понимает их необходимость, в том числе и в актерской профессии. В школе Игорь об актерстве не помышлял, ни в какие такие кружки не ходил. Любил, правда, пародировать всех подряд, развлекая одноклассников и возмущая учителей (порадовать последних, честно признается, было нечем). А после школы вдруг решил поступать в Волгоградский институт искусства и культуры. Попал на курс к заслуженному артисту РФ А. Авходееву и О. Шулепову. Уверен, что ему по-настоящему повезло как с педагогами, так и с театром, в котором его учеба не прекращается.

Игорь Гришалевич переиграл здесь уже множество ролей, маленьких и больших. Начиная с принцев и других романтических сказочных героев. А как же - красив, высок, строен! Их-то как раз он меньше всего ценит, потому что, как говорит, не любит быть на сцене просто идеальным красавчиком. Скучает по первой серьезной роли - Бирона в «Бесплодных усилиях любви» Шекспира. Задачей молодого актера (тогда еще студента) было убедить зрителей в наличии у героя богатого внутреннего мира, его блестящем уме и способности на глубокие чувства. В большой мере это удалось. Жаль только, что спектакль играется крайне редко, и не получается обогатить роль новыми знаниями о жизни, о любви.

Зато огромной популярностью пользуется другой спектакль по классической пьесе - комедия Ж.-Б.Мольера «Шалый, или Всё невпопад». Там Игорю достался персонаж весьма своеобразный, которому сам автор дал ироническое прозвище «Шалый». Юный дворянский отпрыск с нежным именем Лелий, пылко влюбленный в некую Селию, рабыню богатого господина. Весь сюжет строится на попытках освободить девушку от власти хозяина и соединиться с нею в счастливом браке. Ему рвется помогать ловкий слуга, фантанирующий идеями и желанием их осуществить. Если бы... всякий раз не срывал придуманное наш герой.

- Я и сам не мог его понять. Кто он - дурак, тупой? По поступкам - таков и есть. Но это играть неинтересно. Долго мучился, даже семь килограммов веса на репетициях потерял. А потом понял: он же просто очень наивный, простодушный человек. Его физические реакции быстрее умственных, он всегда хочет, как лучше, а получается «невпопад». Да я сам такой! Вот и пошел от себя, теперь играю с удовольствием.

Зрители успевают полюбить этого обаятельного недотепу. Они чувствуют его добрую душу и всячески сопереживают неудачам. Зная, что всё закончится хорошо - как и дОлжно в комедии.

Именно на этом спектакле сложился замечательный партнерский тандем Игоря Гришалевича с Альбертом Шайдулловым (здесь он слуга Маскариль). Разные по фактуре, по темпераменту, два молодых актера на сцене удивительно чувствуют и понимают друг друга. И это большое везение, радость для обоих.

Есть у Игоря Гришалевича роль, которую он особо выделяет среди других как одну из любимых. Она далеко не главная, а самая что ни на есть эпизодическая. В спектакле «Фронтовичка» А. Батуриной. Героиню, фронтовичку, бывшую балерину, живущую после войны в рабочем общежитии, домогается вечно пьяненький работяга Игорек (одетый по-домашнему: в вытянутых трениках и майке-«алкоголичке»). Он выражает свои чувства, как умеет: табуретку смастерит и принесет в подарок, сияя от возможности услужить, водочки ей нальет, чтоб порадовать и облегчить общение, от гостя случайного кулаком защитит, да сам окажется побитым... Он хороший человек, тоскующий по красивой любви. А где-то за стенкой всё время слышится раздраженный голос жены... В этой маленькой роли артист играет судьбу.

Да, ему нравится спрятать себя, свою внешность за яркой характерностью, возможностью даже просто подурачиться в образе. Например, играя Гремучего Змея в детской сказке. Сам персонаж располагает к неожиданным, смешным реакциям, импровизации, актерской свободе. Как, к примеру, в странноватой роли «жениха» Пэйна, брутального мужчины, обаятельного и наглого, в пьесе братьев Пресняковых «Как выдать маму замуж». Здесь его главные актерские «фишки»: почти клоунский вид и страстное танго в паре с «мамой».

Всё равно Игорь Гришалевич более всего котируется в амплуа «героя-любовника» (пусть условном). Он ярко, темпераментно играет центральную роль - пылко влюбленного юношу Джейка в молодежной пьесе М. Равенхилла «С тобой всё кончено навсегда!». Спектакль получил серебряный приз на Дельфийских играх, проходивших в Волгограде несколько лет назад. Группа актеров ТЮЗа, в том числе Игорь Гришалевич, стали лауреатами волгоградской Государственной премии в области театрального искусства за участие в первых больших гастролях театра в Москве.

Одна из последних значительных ролей артиста - молодой человек, офисный сотрудник Том в спектакле «Неформат» по пьесе «Жирная свинья» современного американского драматурга Нила Лабюта. Том неожиданно для себя влюбляется в очень милую, веселую, умную, но очень полную девушку («неформат»), а потом отказывается от нее, не выдержав насмешек друзей, предает свою любовь. Так что оказывается, к сожалению, НЕ героем.

Артист тонко и подробно передает все душевные переливы, страсти и борения, порывы и сомнения парня доброго, умного, но - слабака.

Хочется здесь заметить, что сам-то Игорь Гришалевич - человек очень цельный, и в любви очень верный. Свою красавицу Олю он любит со школы и считает лучшей девушкой на Земле. Они, кстати, родились в один день - в день любви, семьи и верности.

И пусть гармония сохраняется в его душе на всю оставшуюся жизнь. Как в театре, так и вне его.

 

Статья в PDF

Фотогалерея