Каждый способен вызвать дождь / "Боровский-Варпаховский" в Творческой мастерской Д.Л.Боровского

Выпуск №8-208/2018, Выставки

Каждый способен вызвать дождь / "Боровский-Варпаховский" в Творческой мастерской Д.Л.Боровского

К 110-летию со дня рождения Леонида Варпаховского в Мемориальном музее «Творческая мастерская театрального художника Д.Л. Боровского» открылась выставка, посвященная сотворчеству двух выдающихся мастеров.

Их имена и в названии экспозиции - «Боровский - Варпаховский», и в представленных здесь документах. В письмах режиссера и художника между деловых строк о планировках и «сочинительстве» спектаклей читаются отношения близких по духу людей, искренних друзей. Их совместные и осуществленные работы уложились в счастливое число семь. Всем, кто пришел в мастерскую Давида Боровского в день открытия выставки, и кто заглянет сюда позднее, предоставлена возможность погрузиться в сложный творческий процесс. Режиссерские эскизы спектаклей, расписанные рукой Варпаховского подобно партитурам музыкальных произведений, соединяются с эскизами костюмов и декораций Боровского и дополняются фотографиями сыгранных позднее премьер. Среди них «На дне» М. Горького в Театре им. Леси Украинки (Киев, 1963), «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского в Малом театре (1967), «Дни Турбиных» М. Булгакова во МХАТе им. М. Горького (1967), «Выбор» А. Арбузова в Театре им. Евг. Вахтангова (1971)... За скобками остались незавершенные спектакли «Дом, где хлопают двери» Ж. Фермо и «Трехгрошовая опера» Б. Брехта (Театр им. Леси Украинки, 1963 и 1964), «Шестое июля» (вторая редакция) М. Шатрова (МХАТ им. М. Горького, 1970).

В диалогах двух постановщиков нет случайных деталей, все выверено и цельно, как в талантливой симфонии. Об этом в записных книжках Давида Львовича: «Л.В. часто сравнивал режиссуру с композиторством. Сочинял драматический спектакль по симфоническим законам. Постановочному плану, остроте формы придавал первостатейное значение. Строил целое и был внимателен к подробностям. При этом уважительно и нежно относился к актерскому цеху. Хороших артистов ценил как композитор классных музыкантов. Нужно ли говорить, как легко было работать художникам с таким режиссером».

И в воспоминаниях Леонида Викторовича: «Мы с Давидом мучились над решением оформления «Оптимистической трагедии» в киевском театре имени Франко. Дни и ночи торчали в мастерской и буквально не ели и не спали. Наконец, что-то пришло на ум, и мы, довольные достигнутыми результатами, вышли из театра. Случайно по дороге встретили молодого режиссера, который спросил, откуда мы, такие измученные. Мы поведали, что работали над макетом «Оптимистической». Ага... Ну, понятно, - сказал молодой режиссер-новатор, - будет вращающийся круг и...» тут он перечислил все, что мы с такими мучениями придумали. Мы с Дэвиком переглянулись и молча, не сговариваясь, повернули обратно в театр. Снова бессонные ночи, но в результате родилось замечательное решение».

Их последней работой стал «Продавец дождя» Р. Нэша на сцене Театра им. К.С. Станиславского в Москве в 1972 году.

Куратор и художник выставки Александр Боровский сделал ее обрамление из грубо сколоченных досок с потрескавшейся белой краской. Это прямой отсыл к спектаклю, о котором на открытии говорили как о событии, не потерявшем почти за полвека яркости и остроты ощущений. Генеральный директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов назвал «Продавца дождя» знаковой работой в творческом союзе Варпаховского и Боровского, где с наибольшей силой проявился дух единения его создателей. Особым знаком постановка стала и для народной артистки России Людмилы Поляковой - исполнительницы роли Лиззи. Она прослужила в Театре им. К.С. Станиславского 17 лет, застала его «золотой» период, работала с выдающимися мастерами сцены, в том числе и с Леонидом Варпаховским. Людмила Петровна считает его своим ангелом-хранителем - он поверил в нее, сделал частью своего замысла, подарил поистине звездную роль.

Встреча в «Творческой мастерской театрального художника Д.Л. Боровского» оказалась по-человечески теплой, без официальных речей. Федор Леонидович Варпаховский - сын Леонида Викторовича - вспоминал о дружбе отца и Давида Львовича, говорил, что она была многогранной, без проявлений лидерства одного творца над другим. На открытие выставки не смогла прилететь из Канады Анна Леонидовна Варпаховская - актриса, основательница и руководитель Русского драматического театра имени Л.В. Варпаховского в Монреале, но она предоставила бесценные материалы из архива отца, написала воспоминания для буклета. В них есть строки о «Продавце дождя: «Я очень хорошо помню выбеленный зноем загон - ферму семьи Карри, простую мебель: плетеные стулья, стол, кресло-качалку, граммофон. Сеновал где-то под колосниками сцены, откуда иногда падала солома. Папа мне говорил, что для него этот спектакль о добре, о вере в человека, о любви. Он считал: если часто повторять человеку, что он талантлив, то он непременно станет талантливым, а если убеждать его, что он красив и хорош, то ему ничего не останется, как стать таковым. Я всегда удивлялась, как сумел мой отец, пройдя все ужасы Колымы, сохранить столько добра и света в своей душе...»

Леонид Варпаховский, выделяя главные смыслы постановки пьесы Нэша, писал, что дождь - это любовь, благо, счастье, которое приходит, если верить в него. И был убежден, что «каждый способен вызвать дождь - надо только обладать большим сердцем».

Статья в PDF

Фото автора

Фотогалерея