Тайна, которую разгадать дано не всем / 25 лет "Мастерской Петра Фоменко"

Выпуск №8-208/2018, Выставки

Тайна, которую разгадать дано не всем / 25 лет "Мастерской Петра Фоменко"

В одном из филиалов Театрального музея имени А.А. Бахрушина в Доме-музее М.С. Щепкина открылась выставка, посвященная 25-летию «Мастерской Петра Фоменко», и стала первой «ласточкой» в череде юбилейных мероприятий.

Свою историю «фоменки» начали на режиссерском факультете ГИТИСа в 1988 году, на пять лет раньше официальной истории. И только в 1993-м на театральной карте Москвы появилась «Мастерская Петра Фоменко», без которой уже невозможно представить современный российский театр и которая по праву является одним из лидеров в театральной России. Репертуар ее отличается индивидуальным воплощением не только классики, но и современной драматургии и литературы.

Здание, которое получили «фоменки» после многих лет мытарств по разным театрам и музеям (к слову, один из первых спектаклей «Волки и овцы», ставший впоследствии известным во многих странах мира, студийцы показывали в Доме-музее М.Н. Ермоловой для полусотни зрителей), - это четыре сцены, большое, в несколько этажей зрительское фойе, закулисные помещения. Но главное, что скрыто от любопытных глаз, - это, конечно же, творческие люди, создающие чудо под названием «спектакль» - режиссеры, актеры, художники, бутафоры, мастера пошивочных цехов и многие-многие другие. Выставка-вернисаж приоткрывает таинственную дверь в закулисье и воссоздает атмосферу внутренней жизни Мастерской.

Дом-музей М.С. Щепкина - очень камерное пространство, «намоленное» выдающимся актером, родоначальником русского психологического театра Михаилом Семеновичем Щепкиным и его многочисленными гостями, которых всегда был полон этот хлебосольный дом. На несколько месяцев Щепкинский дом стал домом «фоменок», которые прекрасно «обжили» новое пространство. Переступая порог, мы попадаем в длинный коридор, в котором на одной стене развешаны классические портреты представителей XIX века, а на противоположной «хулиганят» сегодняшние стажеры Мастерской. «Племя младое незнакомое...» Пока.

Дальше мы заходим в Репертуарную часть или Администраторскую, где можно ознакомиться с полным репертуаром театра, программками, книгами о Фоменко. Если говорить о главных экспонатах в комнате, то это великолепный, совершенно не хрестоматийный фотопортрет Петра Наумовича, печатная машинка и на противоположной стене - огромное фото молодых, тогда еще практически никому не известных актеров-основоположников - Ксения и Полина Кутеповы, Юрий Степанов, Карэн Бадалов, Кирилл Пирогов, Галина Тюнина... А под ним - диванчик, на который можно присесть и на мгновение стать частью этой большой семьи. К слову, о семейственности этого коллектива говорят практически все. Для Мастерской определение «театр-семья» - не пустые слова, а стиль жизни.

Лестница на второй этаж стала своеобразной «картой гастрольных маршрутов». Символически «проехав» по всему миру, мы попадаем в Актерское фойе или Зеленую комнату. Такая комната в Мастерской действительно есть, и она выкрашена в зеленый цвет. И именно здесь актеры ждут выхода на сцену. А еще тут же стоит стол, на котором обычно раскладывается реквизит, необходимый актерам по ходу спектакля. Чести попасть в экспозицию удостоился самовар из «Трех сестер» (спектакль уже снят с репертуара). Рядом бутафорские яства, свечи, связка книг и самые настоящие баранки, которые, между прочим, можно попробовать.

И вот святая святых - Мастерская режиссера и художника. Это самая большая комната в экспозиции. Здесь эскизы, макеты, книги, сценарии... Настольная лампа, надо полагать, Петра Наумовича, остро отточенные карандаши, пепельница, несколько рюмок... По задумке куратора выставки пресс-секретаря театра Анастасии Сергеевой, ко всему, что мы видим, можно прикоснуться, что музейным экспозициям не свойственно. Но, пожалуй, главная составляющая вернисажа - фотографии. Ими заполнено практически все пространство на стенах. Плюс в полный рост фигуры актеров в разных сценических образах, с которыми можно сфотографироваться и которые, когда не будет на выставке представителей театра, будут радушно «встречать» посетителей.

Но не ищите под ними подписей. Ведь мы же дома фотографии на стенах не подписываем? По этой же семейной традиции в Мастерской украшены все стены в зрительском фойе и в закулисной части. Не стали они подписывать фото и на вернисаже...

Как сказал на открытии директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов, «в этом пространстве Щепкин и Фоменко близкородственные, теплые, притягательно-человеческие». Эта выставка не только привнесла яркость, тепло и домашнюю обстановку в Щепкинский дом, но и передала живое дыхание театра Фоменко. Директор Дома-музея М.С. Щепкина Наталья Пивоварова вспомнила, что в в 90-е годы на фоне разрухи «Мастерская Петра Фоменко» была своего рода «духовным и душевным санаторием». А потом Фоменко стал ставить гениальные спектакли и театр зазвучал в полный голос. Но тайну под названием «Мастерская Петра Фоменко» разгадать дано далеко не каждому. Тайна - это свойство настоящего искусства, каким и является этот театр.

После смерти Петра Наумовича в 2012 году художественным руководителем стал Евгений Каменькович. Конечно, многие творческие процессы стали протекать иначе, нежели при Фоменко. Например, по словам Каменьковича, при Петре Наумовиче спектакль рождался постепенно, незаметно. Сегодня, когда в театре четыре сцены, постановки выпускаются одна за другой, что в какой-то степени напоминает конвейер. Поэтому есть мечта немного остановиться, взять в работу пьесу, которую очень сложно поставить в полном объеме и о которой мечтал Петр Наумович, например, «Пер Гюнта».

Сегодня «Мастерская Петра Фоменко» уже не просто театр, а культурно-просветительский центр, в котором постоянно проходят выставки, фортепианные концерты, читаются лекции. И каким бы ни был творческий процесс, главное, что остается неизменным, это Дух театра, заложенный Петром Фоменко. И сохраняется он потому, что здесь служат люди «одной группы крови».

В свое время Петр Наумович очень ревностно относился к съемкам актеров в кино, но тем не менее понимал, что это для них необходимо, поскольку кино - совершенно другой язык. Будучи и кинорежиссером, на репетициях он часто пользовался и кинематографическими терминами и часто просил актеров «дать крупный план». Для Петра Наумовича крупный план персонажа на сцене означал быть не просто увиденным каждым зрителем в зале, но и «прочувствованным», «воспринятым» и «осознанным» каждым зрителем. Задача не из легких. Но выполнимых...

Вглядываясь в сцены из спектаклей или рассматривая репетиционные моменты, и Петр Наумович, и каждый актер без исключений уже представлены крупным планом. А что же мы, зрители? Теперь дело за нами - прочувствовать их, воспринять и осознать.

 

Статья в PDF

Фото автора

Фотогалерея