Озаряющее слово / Домашний театр Михаила Литвинова (Ставропольский край)

Выпуск №8-208/2018, Взгляд

Озаряющее слово / Домашний театр Михаила Литвинова (Ставропольский край)

Михаил Данилович Литвинов - режиссер Народного домашнего театра-студии «Оптимисты». В станице Старомарьевской Грачевского района Ставропольского края он, пожалуй, человек самый известный. Приезжему достаточно назвать фамилию, и каждый местный житель расскажет, а то и сам приведет к небольшому дому, утопающему в весенней зелени. Да еще и с гордостью добавят: «Здесь наш театр».

Музыка с перезвоном колокольцев, затем протяжный, будто уводящий в другое время и место хор голосов. Темноту зала разрезает пучок света, выхватывающий из мрака фигуру человека в инвалидном кресле. На заднике сцены экран, на котором мелькают кадры далекого прошлого.

- Я вам немного почитаю, но это не проповедь, а текст, написанный режиссером. И прочту я его как режиссер, актер и прихожанин своего храма, - так Литвинов начинает свой моноспектакль «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, приуроченный к 1000-летию Крещения Руси.

В разное время я отсматривала в маленьком зале домашнего театра три моноспектакля из Духовного цикла. Михаил Данилович начинал говорить, и ты оказывался будто под гипнозом. Вот уж не ожидала, что буду затаив дыхание ловить каждое слово первопамятника древнерусской литературы XI века - произведения, не имеющего никаких театральных истоков и традиций. Во время премьеры «Божественных од» Г. Державина пережила примерно те же ощущения. Заключительный спектакль цикла «Молитва» вышел накануне праздника Рождества Христова. В его основу были положены лучшие духовные стихи русских поэтов XVIII-XXI столетий. Когда вслушивалась в строки классиков А. Фета, П. Вяземского, Ф. Глинки, К. Романова, В. Жуковского, Д. Мережковского, к горлу то и дело подступал комок.

В свои далеко не юные годы Литвинов читает тексты наизусть, не пытаясь подстраховаться шпаргалками («Стыдно! Дело-то святое!»). Еще не «остывших» от театральных впечатлений гостей Михаил Данилович приглашает пройти в дом.

- Устал, Данилыч? - спрашивает режиссера председатель Общественного совета при министерстве культуры Ставропольского края В. Лычагин, которого Литвинов называет еще и своим продюсером (это Владимир Маркович подсказал Литвинову темы Духовного цикла). Для Михаила Даниловича он не просто гость, а друг, советчик и критик.

- В цикле моноспектаклей, есть своя логика и последовательность. Режиссер начал со «Слова о Законе и Благодати», где речь идет о Ветхозаветной традиции и Новом Завете. Затем перешел к фундаментальной проблеме - Бог в жизни человека («Божественные оды»). В «Молитве» вышел на то, как побудить к духовной работе самые тонкие струны нашей души, - размышляет Лычагин.

Действительно, почему сидя в темном зале, мы чувствуем, как сжимается сердце? Да потому что не просто становимся свидетелями исторических событий. Вопросы добра и зла, поиски идеала и своего места в жизни - это ведь то, что волнует нас сегодня. Как сказал после просмотра заключительного спектакля профессор филологии В. Головко, «через Крещение Россия приобщилась к великой духовности, к объединяющей людей идее Любви. Для нашего времени она ничуть не менее значима, чем духовное просветление каждого отдельного человека. В век бездуховности, прагматизма, бесчеловечности Слово - оно такое... озаряющее».


Виртуальные дети «NETа»

Михаил Данилович хлебосольный хозяин. Быстро пресекает поток разговоров:

- Пойдемте в дом, там все и обсудим.

«Пойти» можем только мы. Литвинов же должен вначале выехать из «театрального зала». Все наперебой предлагают хозяину помощь. Но не тут-то было. Ответ, словно приказ:

- Я сам!

Не успели расступиться, как, включив моторчик электроколяски, он лихо развернулся, взлетел вверх по пандусу и первым оказался в доме. Пока рассаживаемся, идет стихийный обмен мнениями.

- Как ты, Данилыч, все запоминаешь? - подступает к другу Михаил Якимов, председатель Совета стариков Грачевского хуторского казачьего общества. - Я с внуком простенькое стихотворение учу по два часа.

- Привычка, - смеется Литвинов. - А если всерьез, то шло все тяжело. «Слово о Законе и Благодати» я прочитал двадцать семь раз, чтобы просто понять, о чем это. Чтобы хоть немного приблизиться к сути, перечитал Ветхий Завет. Пока сокращал текст, еще семнадцать раз прочел его. А потом очень трудно было соединить чтение и видео. Потратил на это почти месяц, но теперь эта работа стала для меня как молитва. Каждое утро с ней встаю и живу.

Режиссер из Москвы, который приезжает сюда во второй раз (один его телефильм о Литвинове уже прошел по центральному телевидению), затронул вопрос, подспудно волновавший всех.

- У меня сыну семь лет. Это время, когда формируется характер и определяются ценности. Три года пытаюсь найти книжки, которые на понятном языке рассказывали бы детям о первоосновах родной культуры. Те, что встречал, примитивны или чересчур сложны. А что вы, Михаил Данилович, собираетесь делать дальше? Ваши духовные спектакли хорошо слушают и принимают, но все это - для взрослых. Почему бы не поискать дорогу к детям?

Интересное предложение. Тему подхватил директор Регентской школы Ставропольской духовной семинарии, настоятель ставропольского храма Преображения Господня отец Владимир, который давно следит за работой Литвинова. По его словам, сегодня в школе родителям четвероклассников предлагают выбрать одно из двух: модульный предмет «Основы православной культуры» или «Светскую этику». Родители выбирают «этику» и говорят: «Наши дети вырастут, и сами решат, как жить и во что верить. А сейчас не трогайте их души».

Такая вот дилемма... То, что помогло бы подрастающему поколению узнать духовную историю культуры своей Родины, решительно отвергается. А ведь Россия взрастала именно на Православии. Отказываясь от изучения его основ, папы и мамы прежде всего лишают детей знаний о собственных корнях. Чтобы приходя в музеи, театры, филармонии, видя евангельские сюжеты, они понимали, о чем это и не были «иванами, не помнящими родства». Увы, дети быстро вырастают, у них появляются свои приоритеты. Не те ли, о которых в своих песнях напоминает известный в стране шансонье С. Трофимов: «...Виртуальные дети NETа - у которых уже нет прошлого. И России, похоже, - нету». Хорошо, что пока - не у всех. У учеников Литвинова есть сегодняшний день, а также Родина, большая и малая. Домашний театр ставит разные спектакли. В том числе о драматичной истории страны, судьбах людей, проблемах молодежи.


Путь к себе

Есть люди, которые с детства чувствуют призвание к профессии. Михаил Данилович рассказал, что в школе, ничего еще толком не зная о театре, он сочинил и «поставил» с дворовыми ребятишками сказку. Уже тогда твердо решил, что станет артистом. Но не все было в его власти.

- В детстве я переболел корью, осложнение пошло на вестибулярный аппарат, появилась шаткость в походке. Особенно сильно болезнь проявлялась, когда начинал волноваться, но до последнего момента надеялся на чудо. После школы поступил в театральную студию при краевом драматическом театре. Не трудно было ввести в заблуждение педагогов в день сдачи экзаменов, но когда начались занятия, тайна его хвори открылась, и после первого курса Литвинова отчислили «за профнепригодность». Это был приговор. Дело близилось к вечеру, Михаил «на автомате» собрал вещи и выбежал из общежития. Не помнит, как оказался за городом и почему не дождался автобуса. Ночью он бежал по степи домой: падал на землю, давая волю слезам, вставал и снова бежал... Так одолел путь до Старомарьевки без малого 30 километров. Утром замертво упал в неразобранную постель и заснул.

Отошел от этого удара не скоро. Однажды, как озарение, вспомнил, что любимый педагог курса советовал выбрать не актерское, а режиссерское отделение. И адрес назвал: студия при Симферопольском драмтеатре. Сразу скажем, что Литвинов благополучно поступил и с успехом закончил вначале студию, а в 1972 году еще и филиал Московского института культуры в Тамбове. Вернулся в родные места, устроился на работу в местном Доме культуры и сразу же объявил набор в театральную студию. Его первый спектакль «Солдатская вдова» по пьесе Н. Анкилова был задуман как гимн русской женщине во время Великой Отечественной войны. Режиссер оснастил его узнаваемыми деталями (декорации, костюмы, южный выговор), которые не могли не напоминать зрителям родное село. Не стесняясь слез, люди плакали, а в конце аплодировали так, что ладони отбили.

В исполнении студийцев односельчане увидели много спектаклей. Музыка и слово органично слились в отрывках из «Тихого Дона» М. Шолохова и остроумной сказке Л. Филатова «Про Федота стрельца - удалого молодца»; в работах по рассказам В. Шукшина. Зрителям запомнились «Порядочная женщина» В. Крепса, «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина, «Медведь» А.П. Чехова... За последние годы этапными для коллектива постановками стали «Каменный гость» А.С. Пушкина и «Живи и помни» В. Распутина.

Он делал любимое дело. Казалось, ничего не предвещало беды, но она снова явилась. Накануне Пасхи Михаил отправился в церковь. Уступая дорогу старушке, встал на бордюр и не удержался. Все было как страшный сон: травма, сложная операция, и намеки врачей, что теперь уже он вряд ли сможет самостоятельно передвигаться. И снова взрыв отчаяния: какой теперь театр!.. Но не зря, видно, говорится: Бог спасает через испытания. Однажды, навещая руководителя, студийцы со свойственной молодости бесшабашностью предложили возобновить репетиции. Нельзя делать это в ДК, давайте репетировать на дому. Первая реакция была острая: чушь! Но идея эта не давала покоя, и, как в омут головой, он решился: «А попробуем!» И повод подоспел: 200-летие Пушкина. Спектакль по мотивам произведений великого поэта репетировали прямо в доме Литвинова. Ребята в полном смысле слова приносили его на руках. «Так и режиссировал, лежа на полу», - смеется Михаил Данилович. Спектаклем, поставленным «лежа», в 1999 году открылся Домашний театр Литвинова. На премьере в комнату, рассчитанную от силы на пятнадцать мест, людей набилось втрое больше.


Хата Мельпомены

Так между собой ученики Михаила Даниловича в шутку называют свой театр. Если кто-то думает, что он начинается «с вешалки», то ошибаются. Театр Литвинова начинается... с тапочек. Здесь принято разуваться у порога. Так что при большом скоплении народа маленькая прихожая буквально расцветает разноцветно-разнокалиберной обувкой. Зрители входили не в комнату, а в зрительный зал, где на окнах - театральные шторы, а сцена оснащена занавесом. Вход принципиально бесплатный. Даже когда речь зашла о том, чтобы во время туристических поездок привозить сюда «платные» группы, Литвинов наотрез отказался: «Денег брать не буду!». Впрочем, самая большая проблема не в деньгах - в кадрах. Единственный ее резерв - средняя школа. Спрашиваю:

- И сейчас ученики есть?

- А как же? Семь человек, пятиклассники. Я полгода с ними занимаюсь основами театрального мастерства. Иногда слышу, шепчут: «Надоело. Только на него и смотри!». Это потому, что я с первого дня учу их сценическому общению: не просто слова текста проговаривать, а общаться: глаза в глаза, душа в душу, как с партнерами, так и со зрителями.

- И какая «ступенька» актерского мастерства самая сложная?

- Дисциплина. Все мои указания, просьбы, задания должны выполняться неукоснительно. Ну, а потом - учеба. Приходят ребята, я сразу им говорю: телефоны и дневники - на стол. Проверяю. Если вижу двойки, принимаю меры. Они в этом доме и едят, и пьют, и уроки делают, и репетируют. Возмущаются: «он» (я значит) на репетиции требует по 50 раз одну фразу повторять. Я-то знаю, что пройдет время, и они поймут: я не из вредности придираюсь, а чтобы получилось все, как надо.

Литвинов - режиссер-педагог, он давно понял: во время репетиции нельзя быть снисходительным. «Снисходить», значит смотреть на ученика сверху вниз, а он должен быть рядом. «Я артист, и он артист; мера ответственности у нас одна. И полная взаимозаменяемость».


Воспоминания и сюжеты

Л. Заводнова: «Повезли мы как-то спектакль Литвинова на конкурс в Санкт-Петербург. Возглавлял комиссию А. Ширвиндт. Литвинов должен был показать «Ведьму» А.П. Чехова. Внезапно заболел актер, который играл Дьячка. Михаил Данилович надел костюм и сам вышел на сцену. Когда закончился показ, Ширвиндт долго бегал и искал его по всем углам, кричал, где этот актер, дайте мне с ним познакомиться!». Ну а Сашу Беляева, который потом выходил в этой роли на сцену, позже пригласили поступать в институт кинематографии.

В. Лычагин: «В этом доме был народный артист РСФСР, секретарь правления Союза театральных деятелей РФ Андрей Толубеев. Показывали чеховского «Медведя». Андрей Юрьевич с интересом смотрел, много смеялся, а потом расчувствовался, долго разговаривал с Михаилом Даниловичем. В это время с накрытым столом в Ставрополе его ждали официальные лица, но Толубеев так и остался у Литвинова. Пообещал помочь переоборудовать старый сарай во дворе в театральный зал, напомнил об этом тем, от кого зависело решение вопроса. Помогли ученики и спонсоры. Так во дворе дома возник вполне приличный зал, в котором мест втрое больше, чем в доме».

Из новостного сюжета, прошедшего на Пятигорской студии телевидения: «Спектакль-шутка «Медведь» стал судьбоносным для молодых артистов театра «Оптимисты» из п. Старомарьевского О. Бочаровой и М. Подзолко. Он был показан в Москве на сцене Детского музыкального театра «Экспромт». Народная артистка РФ Людмила Иванова высоко оценила работу актеров, а народная артистка РФ Евдокия Германова пригласила молодых артистов из Старомарьевки в Школу-студию МХАТ».


Школа Литвинова

Сегодня Народный домашний театр-студия «Оптимисты» заслуженного работника культуры РФ М. Литвинова знают не только в регионе, но и в стране. За более чем сорок лет работы он удостоен многих наград. Самые дорогие - победа в Общероссийском конкурсе социальных проектов «Наш Город» в номинации «Наш дом»; звание лауреата Международной премии «Филантроп» и V Всероссийского фестиваля особых театров «Протеатр», победа в краевом конкурсе малых форм театрального искусства «Русь, Россия - Родина моя» и совсем недавняя Литературная премия имени В.И. Слядневой, а также многочисленные награды за участие в зональных и краевых конкурсах.

- Через мою школу прошли около четырехсот человек, - рассказывает Литвинов, - поставлено более 30 спектаклей. Их увидели 14 тысяч зрителей.

Уверена, будет еще больше, потому что история маленького театра, рожденного человеком с большой душой, продолжается.

 

Статья в PDF

Фотогалерея