Пермь. Женщина, которая играет

Выпуск №9-209/ 2018, В России

Пермь. Женщина, которая играет

Пермь по праву можно назвать территорией экспериментального театра. В 2009 году малая сцена Пермского академического Театра-Театра превратилась в театр настоящего времени «Сцена-Молот», а до этого сам Театр-Театр появился из стен Пермского академического ордена Трудового Красного Знамени драматического театра, чем ознаменовал новый вектор развития не только театрального искусства Перми, но и вообще территории. После этого Пермь была названа культурной столицей Европы, а ее главным брендом стали многочисленные фестивали, в том числе и театральные: «Пространство режиссуры» и «Текстура». В период культурной революции и сразу после ее резкого сворачивания в Перми поставили спектакли Роберт Уилсон, Филипп Григорьян, Марат Гацалов, Эдуард Бояков и многие другие. В скором времени пермяков ждут спектакли от Ромео Кастеллуччи и Дмитрия Волкострелова. Да и в книге «Без цензуры: молодая театральная режиссура ХХI века», в которой собраны тексты про ведущих молодых театральных режиссеров России, то и дело натыкаешься на спектакли, поставленные в Перми. Все это, конечно, не могло не сказаться на общем театральном поле. Основатель и режиссер Пермского центра современного искусства «неМХАТ» Александр Шумилин, представивший премьеру «Чайка. Мюзикл», взращен на экспериментальных спектаклях Театра-Театра и «Сцены-Молот», а также на постановках, представленных в Перми в рамках фестивалей, так как его студенческие годы пришлись на период расцвета пермской культурной революции, а после завершения Пермского института культуры он пришел в Театр-Театр актером, а сейчас, продолжая работать в ТТ, он основал свой независимый коллектив - ЦСИ «неМХАТ».

«Чайка» Антона Павловича Чехова - знаковый текст как вообще для русского театра, так и для пермской сцены. Первым спектаклем Бориса Мильграма в должности худрука пермского театра стала именно «Чайка», сегодня на «Сцене-Молот» идет «Чайка. Эксперимент» в постановке Марка Букина, одного из студентов режиссерского курса Бориса Мильграма, набранного при театре в этом театральном сезоне. Обращение к «Чайке» не может быть случайным, так как в русской классической драматургии сложно найти текст более направленный на театр, нежели «Чайка».

И именно в связи с театральностью спектакль ЦСИ «неМХАТ» интересен. Александр Шумилин приводит пьесу к концертному звучанию. На сцене барабанная установка, клавишные, пюпитр, ряд микрофонов на стойках, стулья, под самым потолком закреплен ряд экранов. В таком минималистическом пространстве развивается действие спектакля. Продолжительность его всего полтора часа, но постановка нарочито разделена на два акта. И во втором акте пространство еще более выхолощенное: из микрофонов остается только один, а все стулья исчезают со сцены.

Подобно тому, как очищается пространство сцены, Александр Шумилин очищает текст Чехова, делая его максимально лапидарным (насколько это возможно по отношению к Чехову и его природе текста). В спектакле представлены лишь главные действующие лица, все второстепенные герои вымараны, но даже те, которые оставлены, выполняют лишь функцию, оттеняя трех главных героев: Нину Михайловну Заречную, Бориса Алексеевича Тригорина, а также Константина Гавриловича Треплева. Во втором акте из героев останутся лишь Заречная и Треплев, причем на сцену выйдет только Нина Михайловна, а Константин Гаврилович так и просидит весь акт в зрительном зале. Среди героев в программке значится еще и Алла Борисовна Пугачева, песни из репертуара которой, создают музыкальную партитуру спектакля, но это - во многом лукавство, так как Пугачева, конечно, никакой не герой, она тот образ, который над всем и над всеми в этом спектакле. Она, конечно, не образок на стенке, и уж тем более не демиург, она - некий эфир, окутывающий эту историю, придавая ей особое романтическое звучание.

Главная героиня спектакля Александра Шумилина - Нина Заречная. Воплощая ее образ на сцене, Анастасия Попова блистательно закидывает руки, создает нарочито театральные позы и интонации, а также энергично работает с мимикой. Играть позволено только ей и Тригорину в исполнении Марата Мударисова. Все остальные: Маша (Наталья Богачева), Медведенко (Михаил Палкин), даже Аркадина (Наталья Новикова) и Треплев (Илья Левин) существуют нарочито просто и остраненно.

«Чайка. Мюзикл» исследует феномен популярности. Главные слова, произносимые Ниной в первом акте - «знаменитый писатель, любимец публики, о нем пишут во всех газетах, портреты его продаются, его переводят на иностранные языки, а он целый день ловит рыбу и радуется». Нина не влюбляется в Тригорина, она пытается встать с ним на одну ступень, стать знаменитой. Она поет «Будь со мной мальчиком, пушистым зайчиком» не в порыве чувств, а для сближения с ним. Называя его «зайчиком», она буквально десакрализует Тригорина. На протяжении первого акта на экране мы видим клип «Арлекино» и кадры из жизни Аллы Пугачевой. В финале первого акта Тригорин бросает взор на экран и долго наблюдает за тем, как с экрана Нина Заречная поет «Позови меня с собой», но уже не Тригорин позовет ее за собой, а скорее она Тригорина, так как теперь не он главная знаменитость, а она.

Первый акт, начинающийся с распевки, является подготовкой к сцене, подготовкой к славе, подготовкой к концерту. Второй акт - непосредственно концерт, непосредственно слава, изменившая Заречную до неузнаваемости. Главное событие второго акта - выход звезды в перьях и блестках в сопровождении яркой подтанцовки. Эта звезда - Нина Заречная, но если в первом акте ее играла обаятельная Анастасия Попова, то во втором акте эта роль принадлежит Марату Мударисову, игравшему в первом акте Тригорина. Передача роли Заречной буквализует стремление Нины встать на одну ступень с Тригориным, стать столь же знаменитой. Но став знаменитой, Нина изменяет себе, и ее жизнь превращается в китч. Самоубийство Треплева, слушающего «Миллион алых роз» из зала, от невозможности созерцать то, во что превратилась девушка, которую он любил, поскольку в отличие от Заречной Треплев не претерпел никаких изменений.

Спектакль Шумилина - блистательная, остроумная и современная игра, где нет уже Чехова, где на роль классика претендует Алла Пугачева, где подлинное сталкивается с китчевым, где театр побеждает жизнь...

Статья в PDF

Фото Александра ФИЛИМОНОВА

Фотогалерея