Валентина Соколова - история театра в лицах (Сыктывкар)

Выпуск №9-209/ 2018, Лица

Валентина Соколова - история театра в лицах (Сыктывкар)

Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми относительно молод - его история насчитывает менее 30 лет. Однако с первых дней своего существования он снискал народную любовь, покорив сердца многочисленных зрителей не только яркими сценическими постановками, умением показать людские судьбы и полнокровные, психологически разработанные характеры героев, но и глубоким знанием сути народной жизни, характера коми человека, его психологии, языка. Коми зрителю близки проблемы показываемых артистами театра персонажей, он радуется, смеется и поет вместе с ними, предается их печали и переживает их трудности. Конечно, успех театра, способного раскрыть на сцене характер коми человека, отобразить его жизнь, быт, нравственные идеалы, в большей степени зависит от режиссера, в данном случае бессменного художественного руководителя театра Светланы Гениевны Горчаковой, заслуженного деятеля искусств России, народной артистки РК. Под ее руководством обретало сценическое воплощение множество спектаклей, росли и крепли артистические таланты, все более утверждалось национальное достоинство театра. И, конечно, этому во многом содействовала труппа театра - одаренные, знающие народную жизнь и умеющие воспроизвести ее на сцене, четко следующие логическому построению характера персонажа, не стереотипные и бескорыстные (если учитывать зарплату театрального деятеля) артисты. Они сыграли огромную роль не только в развитии драматургического, театрального искусства и культуры коми, их великая заслуга состоит еще и в популяризации и утверждении народной мудрости, народной шкалы ценностей, народной эстетики. Костяк Национального музыкально-драматического театра составляет немногочисленная группа артистов, непосредственно участвовавших в создании театра, прославивших его и завоевавших сердца зрителей не только в Республике Коми, России, но и за рубежом. Многие из них уже удостоены звания народного артиста. Еще совсем молодыми они связали свои судьбы с театром, пережив вместе с ним как счастье и радость, так и трудности, невзгоды. В числе этой немногочисленной группы ведущая артистка театра Валентина Соколова, отдавшая много сил и энергии сценическому искусству, работе в Национальном театре и в полной мере ощутившая зрительскую любовь.

Валентина Владимировна Соколова родилась в поселке Том Ижемского района Коми АССР (ныне Республика Коми) в многодетной семье. Ее родители не имели музыкального образования (отец всю жизнь проработал водителем, мать - торговым работником), однако они питали глубокую любовь к песне и смогли передать эту любовь своим детям - впоследствии двое из четверых стали профессиональными исполнителями песен. Окончив Томскую среднюю школу в 1982 г., Валентина Соколова поступила в Республиканское Культпросветучилище (ныне Коми республиканский колледж культуры им. В.Т. Чисталева) на отделение «Режиссура и актерское мастерство». Ей посчастливилось попасть в группу театрального отделения, руководил которым режиссер Ю.В. Клепиков. Учеба у этого мастера многое дала нашей героине, и речь не идет только об азах режиссуры, актерского мастерства, здесь она училась исследовать различные типажи людей, разные психологические состояния человека. В то же время Соколова солировала в организованном в училище ансамбле песни и танца «Прялица», куда была приглашена преподавателем С.Н. Асташевой. Работа в ансамбле предполагала постижение народной культуры - песен, музыки, инструментов, что очень нравилось учащимся, многие из которых, в том числе и Валентина, пожелали посвятить свою жизнь народной музыке. Так, в 1986 году после завершения учебы Валентина Соколова возвращается в родные пенаты с твердым намерением содействовать развитию культуры в далеком от районных центров, но близком сердцу поселке Том. Ее не покидали мысли о создании нескольких проектов на базе поселкового клуба (на тот момент размещавшегося в бывшем хозмаге), она знала, что, как и, самое главное, с кем из земляков эти проекты можно реализовать. За недолгий период работы в родном поселке она смогла организовать хоровой коллектив «Народные напевы», который продолжает существовать по сей день (в 2017 г. он праздновал 30-летний юбилей), организовать драматический кружок, поставить одноактную пьесу.

Наша героиня успела проработать на малой родине всего полтора года, а в октябре 1987 году была приглашена Михаилом Бурдиным в созданный им фольклорно-этнографический ансамбль «Парма» в качестве солистки. Необходимо отметить, что этот коллектив представляет собой уникальный и самобытный феномен культуры коми: «Парма» завораживает зрителей не только качественным исполнением коми народных и авторских песен, но и стремлением передать дух древнего музыкального искусства зырян, сценическим воплощением древнего мира музыки. Руководитель ансамбля М. Бурдин - тонкий ценитель музыки, его отличают глубокая любовь к коми песням, стремление обновлять знания о музыке, самосовершенствоваться. Он очень долго и скрупулезно изучает различные мелодии, народные инструменты, каждую свободную минуту нарабатывает технику игры на них. Участников ансамбля «Парма» М. Бурдин учил любить музыку, постигать ее тайные смыслы, постоянно заниматься исследованием музыки. Валентина Соколова, будучи солисткой ансамбля, научилась играть на коми традиционных музыкальных инструментах, стала изучать искусство народа коми, его историю, исследовать характер коми человека, его древние обычаи, обряды, верования. Здесь ее научили работать сообща, быть терпеливой и дисциплинированной, ждать встречи со зрителем. В 1992 году общими усилиями ансамбля «Парма» и группы драматических актеров был создан Государственный театр фольклора, который впоследствии обретет имя Национального музыкально-драматического театра РК. Так Валентина Соколова становится актрисой. Первоначально театр большей частью работал в сфере популяризации устного народного творчества, показывая спектакли, в основу которых легли фольклорные предания и традиции народа коми (поэтому театр назывался фольклорным). Это такие спектакли, как «Висервожса гаж» (Вишерские гуляния), «Керча-ю кöзяин» (Хозяин Керча-реки), «Вöр керка» (Охотничий домик), «Эзысь шабдi» (Серебро льна) и спектакли абонементного цикла «Рöштво» (Рождественские игры), «Ворс, менам чипсан» (Заиграй, мой чипсан) и другие. Постановки были пронизаны народной музыкой, песнями и танцами, тем, что так близко солистам ансамбля «Парма», в том числе и Валентине Соколовой, однако теперь ей предстояло углубляться и в драматические роли, оттачивать свое мастерство уже в качестве театральной артистки. Сыгранные ею разноплановые роли - умудренной жизненным опытом матери в спектаклях «Куллерво» и «Гытсан» (Качели) и веселой и влюбленной девушки Агафьи - утвердили в ней талант сценического перевоплощения, умение выявлять и раскрыть оригинальность сыгранного характера. В 2000-е гг. актеры театра, в том числе и Валентина Соколова, были также студентами Ярославского государственного театрального института. Здесь артисты не только получили высшее образование, но и показали себя с наилучшей стороны: во многом благодаря сложившимся дружеским отношениям в коллективе актеры фольклорного театра сумели показать в Ярославле качественные и добротные спектакли, чем надолго запомнились педагогам института.

В 2005 году театр меняет свой статус - теперь он не фольклорный, а музыкально-драматический, соответственно меняется его репертуар. Теперь произведениям, основанным на устном народном творчестве, театр отдает предпочтение собственно литературным. Выбранная труппой театра стратегия движения открыла новую страницу в истории развития коми драматургического искусства. Работая с литературой коми, театр раскрывает богатство и разнообразие зырянского литературного наследия, давая зрителю глубже понять и прочувствовать национальную драму. За короткий срок коллективу театра удается поставить на сцене многие пьесы коми, уже ставшие классикой (Н. Белых, В. Леканов, А. Ларев, Г. Юшков) и написанные недавно (А. Попов, Н. Щукин, Е. Козлова), комедии и драмы, оригинальные и переводные пьесы (Л. Терентьева, Лопе де Вега, А. Суворов, С. Журавлев), собственно драматургические произведения и одраматизированные эпические тексты (К. Жаков, И. Торопов, Н. Куратова). Валентина Соколова задействована почти во всех спектаклях, ее основные роли: Нина Петровна («Осень - время свадеб»), Вера («Озорник»), Маша («Ну-у, залетные!»), Люба («Любит - не любит»), Евдокия («Свет мой земной»), Петыр Тоня («Женись, сынок, женись»), кöреннэй мойдысь - основная сказочница («Вожак»), Лиса («Лисонька и Заинька»), Павла («Прощай, любовь?!..»), Фелисьяна («Учитель танцев»), Райда («Душа Пармы»), Анна («Птица Нагай»), Эржи («Проснись и пой»), Юрань инька («Юноша с Перми Вычегодской»), Лули (Большая Пермь и Москва»), Валентина («Жизнь с привилегиями «навечно»), Настя («Троица»), Екатерина («Во всем виноват Париж») и другие. Сыгранные В. Соколовой роли в спектаклях очень разноплановы - это комедийные, драматические и даже трагические, однако ей удается раскрыть индивидуальные особенности каждой. Как признается сама Валентина Соколова, у нее нет любимых или нелюбимых ролей, каждая дорога ей, над каждой надо усиленно работать, прочувствовать и продумать все штрихи. С каждой ролью актер проживает новую жизнь, судьбу другого человека, что и привлекает нашу героиню. Иногда понимание характера персонажа происходит во время прочтения пьесы, иногда - уже во время репетиций, часто уяснить роль и воплотить ее на сцене помогают режиссер, коллеги. В любом случае вживание в роль для Валентины Соколовой представляет огромный интерес, дающий мощный импульс для дальнейшего творческого развития. При создании различных образов актриса непременно использует свои вокальные данные, обогащая каждую роль исполнением песен. Так характеры воплощаемых ею персонажей достигают глубокого эстетического насыщения. Полученные ее награды и присвоенные ей звания - «Лауреат конкурса народной песни «Юрган-97», «Лауреат премии им. В. Есевой» (1999), «Заслуженный работник Республики Коми» (2004), «Лауреат Премии Правительства Республики Коми» (2011), «Народная артистка Республики Коми» (2011) - во многом характеризуют Валентину Соколову, подчеркивая ее вклад в развитие театрального искусства и культуры коми.

 

Статья в  PDF

Фотогалерея