"Капля жизни" в Орловском театре кукол

Выпуск №9-209/ 2018, Мир кукол

"Капля жизни" в Орловском театре кукол

Орловский театр кукол в год 200-летия И.С. Тургенева решил познакомить самых маленьких зрителей с произведениями писателя, которые долгое время были известны лишь специалистам-литературоведам и музейным сотрудникам.

На сцене - сказочные мотивы великого классика. В зале - веселый шум, гомон, смех. Юная публика перед именем классика мировой литературы не трепещет. Ее внимание еще только предстоит завоевать. И так, чтобы насовсем, на всю долгую, сложную, счастливую жизнь! Иван Сергеевич скрупулезно внимал завету Артура Шопенгауэра «до скупости задумываться над каждой фразой и над каждым словом». Театр кукол в этом плане должен быть куда более щедрым и даже расточительным на всякого рода творческие и художественные средства. Поэтому драматург Наталья Захарова в свою пьесу не только вплела тургеневские мотивы (сказки «Капля жизни», «Степовик», «О серебряной птице и желтой лягушке»), но и постаралась соответствовать самым светлым детским ожиданиям. Режиссер спектакля Павел Акинин этот принцип тем более взял за основу. Постановочный процесс удивил своей непродолжительностью - магические 13 дней, а результат - долгоиграющим ощущением чего-то правильного, важного, гулко отзывающегося от каменных сводов повседневности.

Сказки Тургенева представляются в спектакле почти народными, окруженными давно знакомым светом. Любовь, ответственность, взаимовыручка, труд, воспитание - это семья: Мама, Папа, дочка Ариша и сынок Ванюша. Весь остальной мир, такой незнакомый, полный чудесного и пугающего, - пока волшебство. Доброе: прекрасная серебряная птица, забавный Степовик. И не очень: болотная ведьма, ее подручная ворона, желтая лягушка-обидчица. Аришка-трусишка и Ванюша-самознайка-хвастунишка начинают свой большой по-взрослому трудный путь, чтобы освободить родителей от злых чар болезни. Они узнают все вокруг и самих себя одинаково быстро, неожиданно и чудесно. Маленькие герои на забаву зрителям поступают далеко не всегда правильно, но чутко усваивают все трудные уроки.

Ване коварно застило взор красивое вранье вороны о его необыкновенности. Его сомнительный праздник непослушания в самом разгаре. Публика на озорство частенько откликается искренним одобрительным смехом. Аришка-трусишка боится абсолютно всего на свете, и не всегда это оправдывается мудрой предосторожностью. И вообще, как не прийти в восторг от приключений маленьких героев, у которых волосы русые, растрепанные как поле ветром, а глаза голубые в пол-лица - отражение неба.

Темные силы за свое торжество сражаются с не меньшим старанием, чем светлые за справедливость. Борьба в спектакле протекает весьма драматично, щедро сдабриваясь хитростью, затейливой интригой и даже щекочущими душу ужастиками. Болотной ведьме, дабы продлить ее приближающийся к концу строк, непременно нужна Капля жизни, что стерегут подколодные змеи, злые ящуры, шипящие гады. По иронии, ступить в кромешную пустоту потаенной пещеры может лишь тот, чье сердце чисто и смело. В ход идет заговор, подлог, коварство! Щипанная, очевидно, стреляная, пуганая-перепуганная и битая-перебитая жизнью ворона помогает, как может. Желтая лягушка просто безобразничает для своего удовольствия. Обычно самым колоритным характером и запоминающимися чертами обладают отрицательные герои: классика жанра. Но в этой сказке положительные по харизматичности не уступят. Как прекрасен полет серебряной птицы, как трогают душу ее жалобы на причиненные обиды... Забавный Степовик Полесович, нежданно появляющийся и так же моментально скрывающийся от глаз, того чудеснее. От него пахнет сырой землей, спелым колосом и добром.

Спектакль «Капля жизни», начинающийся под трели птиц и напевы дудочки, не так-то прост и далеко не наивен. Здесь вам не пушистые зайки-побегайки встречаются, а невиданные тушканчики! Своей «вынужденной» сумрачностью, беспристрастным взглядом на черное и белое постановка по жанру едва ли не триллер (говорю больше для интриги, чем из предостережения). По большому секрету на всякий случай герои делятся с новыми друзьями-зрителями верным заклинанием, которое и потом будет не раз помогать: «Уходи, страх, не путайся в ногах. Страх силен, а человек сильнее».

Художник Светлана Долгина очень сильно полагается на воображение зрителя и дает ему большую фору. Одномерные декорации, похожие на завешанные ставнями дупла дубов-великанов, открывают окно в мир фантазии. По мере совместного проникновения в эту немного пугающую страну, все приобретает объем, второе дно, потаенный смысл. Не только ты смотришь за происходящим, но и из лесного бурелома за тобой наблюдают огромные немигающие глаза страха, которые очень велики. Безмятежное детство переходит в первую нелегкую встречу с многословной действительностью. Улыбчивое дневное светило сменят ночное - холодное, слепое. Поляны, манящие ароматом ягод, превращаются в густую тьму, которую на своих перепончатых крыльях разносят летучие мыши. Как не испугаться угроз ведьмы, обещающей весь мир сделать болотом, а людей - лягушками. Но обнадеживающее, спасительное мерцание Капли жизни тем роднее, милее, жгучее! Объемная плоскость рисунка завораживает возможностью многомерной трансформации. Здесь несколько планов и перспектива. Настоящее художественное чудо - без спецэффектов, порядком надоевших своей неестественностью и ограничивающих детское творчество.

У Тургенева все сложно и правдиво. Он на поводу даже у взрослых читателей никогда не шел. В вакуум и пустоту не верил. С детьми тоже не заигрывал. Если страх, то до дрожи. Если вопрос, то самый серьезный, а ответ - обязательно выстраданный. Павел Акинин сделал спектакль про справедливость, но не лубочную, всепримиряющую, а карающую, рассудительную, выстраданную. Добро покатится по небу солнышком, но синеву могут заволочь тучки. Тогда снова придется быть начеку, побеждать - врагов, себя, обстоятельства.

Фольклорно-сказочный принцип «развлекая - поучать», звучит по-другому: «представляя - постигать». Такой подход и актеров, спрятанных за капюшонами и ширмами, по-особому вдохновляет исполнять свои роли. В спектакле заняты Раиса Овсянникова, Зоя Серова, Алексей Фомин, Светлана Комарова, Сергей Фроликов, Галина Сидорова. Они сопереживают героям, немного журят, непомерно гордятся, уважают их. Чувствуют, что действо зависит вовсе не от сценария, а от решений, принятых кукольными персонажами здесь и сейчас. Артисты кажутся то зловещими тенями в непроглядном лесу, то добрыми духами. Своим присутствием напоминают: за каждым злодейством неотступно следует наказание, а каждое светлое сердце в самую трудную минуту сопровождает незримый добрый ангел.

Спектакль «Капля жизни» не просто юбилейная необходимость ради светлой немеркнущей памяти писателя. Он для тех, чья история только начинается, и тех, кто мечтает, чтобы чья-то родная трепетная жизнь удалась, была яркой, насыщенной. Капля - океан возможностей, если в борьбе за нее ты задействовал все душевные силы.

 

Статья в PDF

Фотогалерея