Традиция весны / VI Всероссийская лаборатория режиссеров любительских театров

Выпуск №10-210/2018, Любительские театры России

Традиция весны / VI Всероссийская лаборатория режиссеров любительских театров

Всероссийская лаборатория режиссеров любительских театров под руководством Михаила Чумаченко прошла в пансионате СТД  РФ «Звенигород» в шестой раз и по количеству участников стала самой крупной за последние годы. Традиционная весенняя встреча объединила 32 человека из разных регионов России - от Санкт-Петербурга до Комсомольска-на-Амуре, а также руководителей русскоязычных театров из Латвии, Финляндии и США.


Театральное братство

Лаборатории любительских театров существовали при Союзе театральных деятелей всегда. В свое время их насчитывалось около 40, и проходили они во многих городах нашей страны. Был в этой истории непростой период, когда в силу финансовых проблем наступила пауза, но вот уже шесть лет действует возрожденная лаборатория, ставшая одним из направлений работы Кабинета любительских театров СТД РФ. Руководит ею театральный педагог и режиссер Михаил Чумаченко, к слову, тоже выходец из студенческого театра, а сегодня преподаватель ГИТИСа (мастерская Л. Хейфеца), председатель жюри многих российских и международных фестивалей любительских коллективов, знающий об этом творческом движении если не все, то очень многое.

Лаборатория в пансионате СТД РФ «Звенигород» - традиция весны и неделя безграничного творчества. Руководитель Кабинета любительских театров Алла Зорина подчеркивает, что эти встречи носят абсолютно практический характер. Специальная анкета позволяет понять, какие спектакли режиссеры-участники ставят в своих коллективах, с чем им приходится сталкиваться в процессе освоения материала. Для них разрабатывается домашнее задание, выбирается пьеса, которую предстоит детально разобрать и подготовить этюды.

- Лаборатория режиссеров любительских театров - постоянный творческий процесс, во время которого меняются не только произведения драматургов, но и характер работы, подходы, - рассказывает Алла Зорина. - И главное, что он всегда живой, гибкий. На одной из встреч разбирали чеховского «Дядю Ваню», и вдруг возникло задание «Так Чехова не ставят», в котором участникам предложили раскрыть эту тему на примере этюдов. В итоге получилось много занятных показов. Или такое задание: придумать афишу, но не на бумаге, а в форме мизансцены. Всю свою фантазию режиссеры вкладывали в показ афиши к спектаклю, над которым работали на лаборатории. Словом, все это будоражит мозг, заставляет искать новые решения.

Неделя лабораторной работы наполнена до предела, и нередко бывает жаль, что в сутках всего 24 часа. Но успевают многое, в том числе побывать на мастер-классах известных театральных педагогов, поделиться собственным опытом. В этот раз занятия по сценречи проводил профессор Школы-студии МХАТ Виктор Мархасёв. Он работает на основе современных методик и дает режиссерам немало ценных практических рекомендаций. По-настоящему значимой стала творческая встреча с профессором ГИТИСа Натальей Зверевой, переросшая в итоге в интереснейший диалог. Разговор касался проблем современного театра и позволил руководителям театральных коллективов больших и маленьких городов найти ответы на волнующие вопросы, свериться с собственным ощущением сегодняшнего театрального процесса.

У лаборатории есть надежные друзья. Уже не раз мастер-классы по актерскому мастерству проводил педагог Роман Калькаев. Председатель Комиссии СТД РФ по любительским театрам народный артист России Юрий Васильев не только всегда приезжает на встречи в Звенигороде, но и участвует в показах отрывков. Так возникает радость сотворчества. Еще Алла Зорина благодарна руководителям региональных отделений СТД РФ, которые поддерживают любительское театральное движение и молодых режиссеров, начинающих работать в этом направлении. Так, благодаря заинтересованности Алтайского отделения СТД РФ, в нынешнем году участницей лаборатории стала Анастасия Кузнецова.

Несколько лет назад в ряды лаборатории влились русскоязычные режиссеры из-за рубежа, и для них такое общение ценно вдвойне. Находясь в иной реальности, они помогают нашим соотечественникам сохранять язык и культуру, создают пространство русского театра, что достойно самой высокой оценки. Традиционно в рамках лаборатории вручают премию СТД РФ «Признание». В 2018 году в числе лауреатов Ольга Предит - художественный руководитель и режиссер музыкального театра «Зеркало» из Вирджинии, США. «Признание» получили также художественные руководители и режиссеры Елена Широкова (Детский эстрадный музыкальный театр «Мюзикл», г. Химки Московской области) и Сергей Рудой (Народный музыкально-драматический театр, г. Лесной Свердловской области).

Но, пожалуй, главная роль лаборатории заключается в том, что здесь складывается и крепнет настоящее братство режиссеров любительских театров и студий - детских, студенческих, взрослых. Они разного возраста, но одной группы крови. Одни только начинают погружаться в этот мир, а у кого-то за плечами не только сложившийся коллектив, но и крупный театральный форум. Например, у замечательного Александра Кононова из Ангарска - руководителя народного театра «Факел» и фестиваля «Сибирская рампа».

Они все - единомышленники, их общение не заканчивается после очередной лаборатории, а перерастает в крепкую дружбу. В масштабах большой страны и других государств это важно.


Чехов в лабораторных условиях

Михаил Чумаченко убежден: лаборатория позволяет держать планку руководителям любительских театров. По его словам, главное в этой работе - избавления от штампов, причем не театральных, а штампов мышления.

- Здесь у каждого есть право на ошибку, и с этой точки зрения степень счастья и энергии, которые выбрасываются, очень высока, - говорит Чумаченко. - Каждый год работа усложняется. В этот раз были выбраны две чеховские пьесы - «Свадьбу» и «Юбилей». Первую я разбирал с ними вместе, а вторую отдал для самостоятельного анализа. И вдруг выяснилось, что законы драматургии вроде бы одни, но в одном случае они работают, а в другом нет. Режиссеры принялись за постановку отрывков, и сразу рухнули. Пришлось возвращаться назад. Словом, это достаточно серьезный процесс, уже не детский...

В лабораторных условиях разбираются Шекспир, Гоголь, Островский, Чехов. Происходит важный этап накопления, когда читается не только текст, но и то, что находится между строк, а пьеса рассматривается в контексте судьбы автора, конкретного исторического периода. Каждый из участников должен взять определенный фрагмент, выделить главное событие, выбрать из своих же коллег исполнителей и представить в итоге законченную работу. Эскизы подробно анализируются, отмечаются их ошибки и достоинства, и это становится мощным теоретическим и практическим опытом.

- Еще очень важно говорить не столько об авторе, сколько на основе автора поразмышлять о проблеме действия, атмосфере спектакля, - считает Михаил Чумаченко. - Популярные сегодня акценты на обнуление актера, размытости события нередко приводят к тому, что в огромном количестве постановок главным действующим лицом становится скука.

Часто темы лабораторных работ диктует сама жизнь, а точнее, участники, их интересы. Когда в большинстве оказались представители детских театров, выбрали «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. На лаборатории для студенческих театров разбирали тему Великой Отечественной войны, которая для многих стоит в разделе «обязательных», а потому теряет вкус творчества. Работа была непростой, но к концу занятий ребята признали: «Вот, оказывается, как это можно сделать, - не «датски», а по-человечески».

В недрах лаборатории рождаются интересные идеи - творческие и, что самое главное, объединяющие. Уже началась работа по международному проекту «Играем Чехова», который предполагает постановку конкретной пьесы тремя разными театрами. Нынешней осенью трем коллективам из России, Литвы и Латвии предстоит показать «Юбилей» на фестивале «Театральная завалинка» в Жуковском, а со временем может родиться совместный спектакль, где персонажи будут говорить на разных языках.


Обновить файлы

Руководитель Молодежного театра «Театральные проекты Ярвенской русской гимназии» из Кохтла-Ярве (Эстония) Татьяна Кундозёрова приехала на лабораторию уже в третий раз. По словам режиссера, эти встречи - возможность «обновить файлы». Ее поддерживает художественный руководитель театра «Другое небо» из Силламяэ (Эстония) Владимир Вайкерт, которому довелось прикоснуться на встречах в Звенигороде к мирам Шекспира, Островского, а теперь и Чехова. Он говорит, что, варясь в собственном соку, теряешь восприимчивость к другим точкам зрения, возникает ощущение собственной гениальности, а Чумаченко помогает встряхнуться, посмотреть на себя со стороны. И полученного здесь эмоционального заряда хватает потом на два-три спектакля в своем театре.

Помощник режиссера Молодежного любительского театра-студии «Вариант» из Тольятти Екатерина Ильюк убеждена, что лаборатории позволяют заполнить важные пробелы в практическом опыте, а в результате совместной работы возникает обмен энергиями. И крепче становятся творческие контакты. До этого момента общение тольяттинского режиссера и руководителя театра-студии «Арт-Мастер» из Финляндии Киры Мирутенко ограничивалось перепиской, и вот они познакомились лично.

По словам Киры Мирутенко, работа с любительскими коллективами требует свежего дыхания, новых подходов, важно держать себя в тонусе, что и дает участие в режиссерских лабораториях. В Финляндии они проводят два больших фестиваля русскоязычных театров для детей и взрослых, а на лаборатории есть возможность увидеть людей вблизи, завести друзей, пригласить к сотворчеству театры из других городов и стран, расширить географию участников. В скором времени в афише финского фестиваля появится спектакль из российского города Тольятти.

Руководитель студенческого народного театра «Феникс» Мичуринского аграрного университета Александр Павленко впервые в пространстве лаборатории. Он считает большой удачей приглашение на эту лабораторию и уверен, что коллективное творчество нередко создает почву для будущих прорывов. Так произошло с Еленой Огнёвой, режиссером театра «Белохолуницкий ТЮЗ» из г. Белые Холуницы Кировской области, не в первый раз участвующей в лаборатории СТД РФ. На недавнем фестивале в Гатчине ее спектакль по пушкинским «Повестям Белкина» получил хорошую оценку, а сложилась эта постановка как итог одной из лабораторных работ.

Режиссер из Анапы Александр Рябец, постоянный участник лаборатории, 20 лет руководит театром-студией «Пигмалион». Воспитанники подарили ему футболку с надписью «Режиссер Режиссерыч», а здесь он может побыть просто актером, сбросить серьезность, окунуться с головой в самые нестандартные театральные ситуации, иначе посмотреть на свое творчество. Накануне одной из встреч Александр Рябец поставил у себя «Денискины рассказы», и тот же материал оказался в центре внимания лаборатории. Этот опыт оказался настолько важным, что, вернувшись домой, режиссер переделал постановку, и она с успехом идет до сих пор.

Александр Николаевич всегда помнит слова Михаила Чумаченко: «Цените это мгновение, оно никогда не повторится, и следующая лаборатория будет совершенно иной». Они ценят и ждут новой встречи, потому что такие события в копилке лучших.

 

Статья в PDF

Фотогалерея