Живите сердцем / Аман Кулиев (Арзамас)

Выпуск №10-210/2018, Лица

Живите сердцем / Аман Кулиев (Арзамас)

«75 лет - не возраст!» - именно это приходит на ум, когда видишь главного режиссера Арзамасского театра драмы Амана Ягмуровича Кулиева за работой. Для него театр не просто любимое дело, а сама жизнь. Он дышит театром, питается энергией сцены и увлекает творческим поиском всех, кто с ним работает над спектаклем.

Путь в профессию был непростым. Аман Кулиев приехал из Ашхабада в Москву, где перед ним встал выбор: Московская консерватория или ГИТИС. После мучительных раздумий предпочтение было отдано последнему, по окончании которого молодой актер поехал в Петрозаводск, в Музыкальный театр Республики Карелия. Потом гастроли по всей территории России: Мурманск, Архангельск, Североморск, Ленинград, Тверь, Калуга, Орел, Вологда, Магнитогорск, Челябинск, Смоленск, Сочи, Пятигорск и т.д. Снова учеба - в аспирантуре Ленинградского института музыки и кино. В 1985 году Кулиев был приглашен на работу в Нижегородский государственный академический театр драмы, в котором успешно осваивал новые роли до 1989 года. Затем 10 лет педагогической деятельности в Нижегородском театральном училище им. Е.А. Евстигнеева. Аман Кулиев учит и учится всю жизнь, поэтому следующим этапом его биографии снова стала учеба в Москве и стажировка по режиссуре в театре им. Моссовета. В 1996 году Аман Ягмурович возглавил Дзержинский драматический театр, где проработал 14 лет. С 2008 по 2010 гг. - преподавательская деятельность в Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки.

Действительно, судьба - штука загадочная. Порой подкидывает такие сюрпризы, что просто теряешь дар речи. А она как будто спрашивает с лукавой улыбкой: «Ну-с, и что ты теперь будешь делать?». Такие повороты судьбы - часть творческой биографии Амана Ягмуровича Кулиева, который с 2010 года - главный режиссер Арзамасского драмтеатра. Он приехал в театр в Арзамасе в сложнейший период его истории: после слияния драматического театра и театра юного зрителя был закрыт Арзамасский оперный театр. В 2010 году в состав театра влилась часть коллектива театра оперы. В это время новый директор Арзамасского театра драмы Марина Викторовна Швецова пригласила на должность главного режиссера заслуженного артиста Карелии, лауреата Премии им. Н.И. Собольщикова-Самарина, лауреата международного фестиваля «Славянский венец» Амана Ягмуровича Кулиева. Он мастерски сумел выстроить заново репертуар, раскрывающий творческие возможности как драматических, так и оперных артистов.

Только за три первых сезона Кулиев поставил мелодраму нижегородского драматурга Н. Прибутковской «Песни для детей старшего возраста», музыкальную комедию М. Самойлова «Дон Жуан в Севилье», комедию Р. Куни «Этот безумно влюбленный таксист», музыкальную комедию Т. Брэндона «Донна Люция, или Здрасьте, я ваша тетя!», комедию А.Н. Островского «Свои люди - сочтемся», музыкальную мелодраму по Б. Шоу «Пигмалион и прекрасная леди» и комедию «Ох, уж эта Анна!» по пьесе М. Камолетти «Бестолочь». В декабре 2012 года театр стал обладателем серебряного диплома проходившего в Москве III Славянского форума искусств «Золотой Витязь» за постановку комедии А.Н. Островского «Свои люди - сочтемся!». День своего рождения в апреле 2013 года театр отметил новой постановкой Кулиева «Дяди Вани» А.П. Чехова.

Режиссер не боится браться за драматургию, имеющую богатый шлейф постановок - Островский, Достоевский, Чехов, Шекспир, Мольер... Все они восторженно были встречены арзамасской публикой. Кулиев обладает несомненным даром в традиционном и привычном увидеть нечто актуальное и подать это весьма оригинально. Аман Ягмурович всегда балансирует на грани, однако его собственное видение произведения предполагает точное следование тексту классического источника. Психологический детектив по пьесе современного автора Владимира Жеребцова «Театр одного зрителя» - еще одна страница интенсивного творческого поиска режиссера. Спектакль причудливо сочетает в себе черты детектива, драмы и комедии. Получилась постановка, повествующая о глубочайшем кризисе, который сегодня переживает отечественный театр. Это далеко не все спектакли, поставленные Кулиевым за восемь лет в Арзамасском драматическом театре. Репертуарный лист сегодня чрезвычайно разнообразен: взрослые и детские постановки по современной и классической отечественной и мировой литературе. Открытием для арзамасцев стали постановки трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира и комедия-балет «Мещанин во дворянстве» Мольера.

Только в прошлом году Арзамасский театр был приглашен на три фестиваля: VI Московский Всероссийский фестиваль спектаклей малых форм для детей «Сказочный мир» со спектаклем «Дочь Пурги» по пьесе А. Староторжского, Л. Титовой; а также на III Межрегиональный фестиваль «Волга театральная» со спектаклем «Дядюшкин сон» Ф.М Достоевского, ХV Международный театральный форум «Золотой Витязь» со спектаклем-хроникой жизни нашего земляка Сергия Страгородского «Исповедь» по пьесе арзамасского автора В. Панкратова. Пьеса Александра Строганова «Щелкунчик мастера Дроссельмейера», написанная по известной сказке немецкого романтика Э.Т.А. Гофмана, в постановке Кулиева вобрала в себя принципы театра абсурда, став одним из самых репертуарных спектаклей в Арзамасе.

Поистине, лучше всего человека характеризуют его дела, то есть его спектакли. Постановки Кулиева - это истории о безграничном внутреннем мире каждого человека, о его тонких душевных гранях. Его театр реалистический, порой ассоциативно-импрессионистический. Всегда главную роль в нем играет атмосфера - зыбкая, нервная, ироничная, но абсолютно достоверная.

Надо сказать, что режиссерская работа Кулиева не закачивается, когда прекращается рабочий день, она постоянна. Аман Ягмурович думает над образом спектакля круглосуточно. Порой кажется, что ему не хватает времени для сна. Актеры недоумевают: «Он вообще спит когда-нибудь?» Ему всегда хочется что-то внести, что-то поменять. Отыграли спектакль, а он уже снова и снова корректирует роль каждого актера. Именно поэтому каждый раз один и тот же спектакль смотрится по-новому. Актеры вынуждены постоянно жить в каждом своем образе. Безусловно, с ним сложно работать, но одновременно чрезвычайно интересно, поскольку он втягивает каждого в удивительный водоворот разыгрываемой на сцене человеческой истории.

Кулиев часто делает ставку на молодых актеров, но с большим уважением относится к опыту. Коллектив Арзамасского театра драмы уникален. Это настоящая семья со своей внутренней жизнью, где есть и споры, есть и поддержка не только в театре, но и в жизни, то есть вне сцены. Аман Ягмурович знает личные проблемы каждого артиста и готов их решать постоянно - опять не на словах, а на деле. Радует, что главный режиссер и директор театра Марина Викторовна Швецова смотрят в одном направлении и думают как единомышленники. Для провинциального театра такое единение руководителей особенно важно, поскольку от него во многом зависит творческий результат.

Арзамасский драматический театр вместе с его главным режиссером постоянно ищет новые смыслы, которые сегодня должны звучать со сцены. И Кулиев еще только в середине своего пути, поскольку 75 - это совсем еще не возраст. «Что вы хотите привнести в этот мир, решать только вам. Будьте счастливы и любите друг друга, несмотря ни на что. И всегда делайте свой собственный выбор, неважно, кто и как к нему отнесется. Живите сердцем, оно никогда не обманет», - повторяет Аман Ягмурович на встречах с молодежью.

Есть в судьбе театра и людей театра счастливые совпадения, которые при ближайшем рассмотрении оказываются символическими. Удивительно, что 75-летний юбилей Арзмасского театра драмы совпал с 75-летием его главного режиссера. 75 лет для театра - это ничтожно мало. А 75 лет для человека - это много? Да. Но в то же время для таких людей, как Аман Ягмурович Кулиев, это только еще один этап, ступенька к новому осмыслению себя и мира.

Желаем Аману Ягмуровичу Кулиеву дантовской мудрости, йенских грез, шекспировских страстей, непреходящего вдохновения и ... фаустовского движения! Ловите мгновения - они прекрасны!

 

Статья в PDF

Фотогалерея