В ритме сердца / Дипломные спектакли Театрального института им.Б.Щукина

Выпуск №10-210/2018, Мастерская

В ритме сердца / Дипломные спектакли Театрального института им.Б.Щукина

 

Родственные связи Вахтанговской школы с водевилем, опереттой и мюзиклом обнаружились давно и многие годы плодотворно развивались. Легендарная «Мадемуазель Нитуш» Эрве с Галиной Пашковой в заглавной роли и Еленой Понсовой - начальницей пансиона памятна всем столичным театралам с военных времен. Сегодня это название снова на афише театра. Водевили многие выпускники Школы тоже играли, точно отражая природу жанра. В свое время студенты «Щуки», кстати, лихо справились даже с «Герцогиней Герольштейнской» Оффенбаха.

Несколько лет назад руководство Института имени Бориса Щукина пошло на прямое сближение с театром «Московская Оперетта». В конце «нулевых» лет ректор вуза Евг. Князев и директор театра В. Тартаковский вместе набрали особенный курс, обучавшийся с учетом специализации «артист оперетты и мюзикла». В результате выпуск 2013 года укрепил труппу «Московской Оперетты» рядом молодых талантливых артистов.

Нынешний IV курс «Щуки» (худруки Евг. Князев, В. Тартаковский, Т. Агаева и В. Маркин, выпуск 2018 года) вновь сориентирован на музыкальный театр легких жанров, хотя в числе дипломных его работ есть, например, «Егор Булычов и другие» М. Горького (журнал уже писал об этом спектакле, № 6-206, 2018). А еще в афише выпускного курса заявлены «О, Баядера» Кальмана, «Волшебная флейта» Моцарта, «Двенадцатая ночь» Шекспира и мюзикл Джорджа Гершвина «Без ума от тебя!». Про постановки по Кальману и Гершвину и хочется рассказать.

Вахтанговцы всегда тяготели к мажорному восприятию жизни. Яркая театральность, радужная красочность оттенков, нежная острота интонаций, самоирония, наконец, все, чем отличается вахтанговское понимание сути сценической игры, применимо и в легких жанрах. А нарочитое усложнение содержания, намерение сохранить серьезное выражение лица, - все, что педагоги «Щуки» называют «психологической грыжей», иссушает не только игровую ситуацию или характер персонажа, но и сами легкие жанры.

В постановке оперетты Кальмана «О, Баядера!» (автор сценической версии и режиссер Жанна Жердер) иронией определяется все, вплоть до отношения к месту действия и слишком узнаваемых фамилий некоторых героев. Музыка Кальмана в ее манящей прелести, пронизывая действие, существует как бы рядом с сюжетом. И то, что звучит она в переложении для фортепиано, придает спектаклю особенную интимность.

В новой версии «О, Баядера!» это фильм, который снимает в Голливуде середины прошлого века молодой режиссер Джордж Харрисон. Его жена-актриса, погнавшись за миражем более яркого успеха, в разгар съемок покидает проект. Вместо звезды режиссер выталкивает на площадку молоденькую костюмершу варьете Ширли Пигс. Пометавшись на роликах (привет «смешным девчонкам» всех времен), девушка успешно дебютирует.

Лирический сюжет разворачивается между Джорджем и Ширли в циничной среде киностудии. Но тем привлекательнее звучит в этих условиях музыка Кальмана, драматичная, завораживающая и остроумная, искренняя и живая в каждом мелодическом пассаже. Дмитрий Никаноров и Екатерина Кузнецова бесстрашно «ныряют» в эту пряную мелодраму, тонко чувствуя ее природу и смакуя оттенки чувственных отношений героев. Д. Никаноров раскрывается, прежде всего, как незаурядный жанровый певец. Его глубокий и светлый тенор легко живописует лирические переживания Джорджа, который мечется между нахлынувшим чувством и осточертевшим долгом. Е. Кузнецова увлеченно сочиняет своенравный характер девушки, во всем талантливой от природы.

Комедийную функцию берут на себя молодой шоколадный фабрикант Филипп Сникерс и его жена Мариэтта, одержимая желанием стать кинозвездой. Темпераментный Роман Зарандия обнаруживает яркое дарование опереточного простака, парня восприимчивого и лукавого. Его пластичная изящная партнерша Анастасия Пугина тоже хорошо чувствует жанровые задачи классной субретки: не упустить свой шанс и держать фасон.

Жена Харрисона, «звезда в законе» Стелла Старлайт - Екатерина Егорова, вернувшаяся на студию зализывать раны после неудавшейся погони за успехом, авторам менее интересна, хотя характер ее тоже непрост и подробно раскрыт актрисой.

Герой Ивана Семкива, молодой амбициозный поляк Казимир, каких всегда хватало в Голливуде, тоже весьма неоднозначен. Он пытается обратить на себя внимание, принимая облик то охотника на львов Наполеона, то индийского принца Раджами. Ассистент Харрисона Большой Бен (Никита Грабовский), сотрудник и соучастник Джорджа, особенно полезен как его партнер по степу. Их ритмичные пластические «высказывания», всегда уместные и эффектные, придают действию специфический американский шарм (педагог по степу К. Навретдинов).

Номера, дуэты или ансамбли, где есть пластическое развитие взаимоотношений героев, стильно поставлены балетмейстером В. Сизинцевой. Артисты танцуют изящно и четко, без опасной для дела неряшливости. В музыкальном решении спектакля вообще нет досадной приблизительности. Как нет и потуг соорудить гран-спектакль. Здесь в оперетту играют, азартно и весело подчиняясь интуиции. Молодежь бесстрашно осваивается в классической оперетте, возвращая ей природную легкость и чистоту, на что способны, пожалуй, лишь искренние неофиты, не обремененные балластом омертвелых «традиций».

Мюзикл Джорджа Гершвина и Айры Гершвина «Без ума от тебя!» создан «по лицензии», то есть прошел, по условиям контракта с американской стороной, лишь несколько раз. Но он тоже получился значимым и полезным. На сей раз студенты осваивали жанр сугубо американский, тяга к которому неизбывна во многих поколениях артистов со времен всемирного триумфа «Вестсайдской истории». Постановка осуществлена при поддержке Tams-Witmark Music Librari Inc. и Посольства США в России. Ставили спектакль режиссер, обладатель премии «Тони» и премии Фреда Астера Скотт Уайз, а также хореограф, номинант премии «Тони» и лауреат премии Фреда Астера Элизабет Паркинсон. Музыка записана оркестром Театра имени Евг. Вахтангова (музыкальный руководитель Т. Агаева), художественное оформление сделал Г. Белов.

Основой спектакля стала пьеса Кена Людвига, всем знакомого по мега-хиту «Примадонны». Сюжет развивается как история сугубо американская. Молодой режиссер и балетмейстер Бобби Чайлд безуспешно пытается обратить на себя внимание знаменитого продюсера Белы Занглера. Оказавшись в заштатном городке, он, выдавая себя за Занглера, ставит с захудалой труппой большое шоу, помогая отчаявшимся артистам поверить в себя. Как только участники событий готовы произнести сугубо американскую итоговую фразу: «Мы это сделали!», - сюжет останавливается, но все же вынужден длиться, чтобы завершились лирические отношения Бобби и талантливой местной девушки Полли Бейкер, принимающей его за Занглера.

Несмотря на этот «тормоз», спектакль увлекает главным, что присуще американскому мюзиклу как явлению природы, - четким, внятным ритмом, который здесь определяет энергетику действия, интонацию отношений и градус чувств персонажей, увлеченность героев событиями. Из этого и рождается, казалось бы, простая, но смелая и стремительная форма зрелища, где все активно движется. Снова герои бодры и веселы. Снова нет гнетущего драматизма. Каждый сам творит свою судьбу, всецело отвечая за себя. Таков американский менталитет.

Лирические герои Бобби (Алексей Петров) и Полли (Дарья Январина-Печенкина) внимательно прислушиваются друг к другу, стараясь, однако, сохранить независимость. Бела Занглер (Роман Зарандия), внезапно возникающий в городке, тоже персонаж неожиданно лиричный и почти беззащитный. Влюбленная в него Тэсс (Елизавета Макеева), постановщица танцев в варьете Занглера, кажется, одна сохраняет здравомыслие и готова помочь не только Бобби, но и самому Зандлеру. Колоритна самоуверенная и настырная мамаша Бобби, миссис Лотти Чайльд, которую остроумная актриса Нина Журавлева наделяет «опасным» сходством с Терезой Мэй. Отец Полли Эверетт Бейкер (Кирилл Молчанов), мужчина на грани нервного срыва почти разуверился в жизни, но не теряет обаяния.

Другие персонажи - танцовщицы, ковбои, туристы вместе создают психологический пейзаж спектакля, по природе близкого великой «Оклахоме» Роджерса. Здесь тоже главное не ярмарка тщеславия, а жажда творчества, упрямое стремление к цели и способность ее достичь, во что бы то ни стало.

 

Статья в PDF


Фото с официального сайта Института имени Бориса Щукина

Фотогалерея