Культурная дипломатия / "Семейство Шроффенштейн": Рязань-Мюнстер

Выпуск №1-211/2018, Содружество

Культурная дипломатия / "Семейство Шроффенштейн": Рязань-Мюнстер

Развивая международные отношения, побратимские и партнерские связи Рязанский театр драмы реализовал совместный проект с Театром им. Вольфганга Борхерта (Wolfgang Borchert Theatre), г. Мюнстер (Германия).

В последние годы Рязанский театр драмы ведет активную работу по созданию условий для приглашения деятелей культуры и искусства из различных стран, организации гастролей, расширения творческих контактов российских и зарубежных специалистов. 2017-й, юбилейный, был выбран не случайно: Театр им. Вольфганга Борхерта отмечал свое 60-летие, а Рязанскому драматическому исполнилось 230 лет, и его по праву можно назвать одним из старейших в России. Представители двух театров впервые встретились осенью 2014 года при посредничестве Городского Бюро международных отношений Мюнстера. Делегация Рязанского театра показала в Мюнстерской Капелле Мира детский спектакль, и тогда же в репертуаре Театра им. Вольфганга Борхерта была запланирована вечерняя программа по произведениям В. Каминера под названием Russendisko, которую спонтанно решили организовать вместе.

Руководители театров и актеры сразу выразили желание и дальше развивать опыт сотрудничества в более крупном проекте. Продолжением культурного обмена и укрепления дружеских отношений стало участие Театра им. Вольфганга Борхерта в I Международном фестивале «Свидания на Театральной» в Рязани со спектаклем «Коварство и любовь». После чего оба коллектива приняли решение о продолжении совместной работы на паритетных началах: с равноправным участием как актеров обоих театров, так и режиссерской команды, с репетициями и представлениями, с разработкой костюмов и декораций в двух театрах.

Перед лицом сложившейся политической ситуации в мире, когда государства все больше отдаляются друг от друга, особенно важно выстраивать отношения между людьми, между деятелями искусства, искать то, что нас объединяет, осознавать и преодолевать разделяющее нас. Память о богатом историческом прошлом формирует наш взгляд в будущее. Дебютное произведение Генриха фон Клейста «Семейство Шроффенштейн» пророчески отображает вражду и показывает, куда ведет отсутствие диалога: к конфликтам и войнам.

Тема пьесы «Семейство Шроффенштейн» может рассматриваться как предупреждение о важности взаимного общения и понимания. Каждый театр вносит свой вклад в межкультурную коммуникацию, где роли поровну распределены между сторонами. Четверо немецких и четверо русских актеров работали под совместным российско-германским художественным руководством. Режиссером постановки выступила Таня Вайднер (Мюнстер), автор сценографии и костюмов - Ольга Лагеда (Нижний Новгород), художник по свету - Андрей Козлов (Рязань), композитор - Манфред Зассе (Мюнстер). Спектакль показывают в обеих странах, постановка идет на двух языках, с субтитрами.

Международный проект - это всегда новые контакты, объективная оценка творческих достижений, обмен опытом между коллегами, взаимодействие с публикой. Рязань и Мюнстер связаны давними партнерскими отношениями. На протяжении многих лет, после подписания в 1989 году договора о партнерстве, осуществляются обмен информацией, сотрудничество между образовательными и научными учреждениями, проводятся совместные мероприятия. В результате таких переговоров и встреч возникла идея сотворчества в области театра, опирающегося на давние традиции немецкой и русской театральной культуры.

Пьеса классика немецкой литературы Генриха фон Клейста «Семейство Шроффенштейн» - прекрасный пример взаимного непонимания между двумя сторонами, имеющими общие корни. Здесь обострена до предела ситуация, когда безобидная случайность приводит к трагедии: ребенок погибает в результате несчастного случая, но вместо взаимной поддержки семьи развязывают кровавую войну, подогретую десятилетиями недоверия, и в результате приводящую к гибели обоих домов. Жертвами вражды становится молодое поколение, пытающееся преодолеть давний конфликт родителей, за который они заплатят своими жизнями. Герои, которые стремятся к сохранению мира в семье, ищут понимания со стороны своих супругов, однако те, кажется, намеренно понимают все неправильно и избегают любых аргументов. Говорят на одном языке, но не понимают друг друга. Даже будучи супругами, они не научились понимать другого и разделять его точку зрения. Зависть и недоброжелательность искажают их восприятие действительности. Этой системе псевдокоммуникации противопоставлена успешная модель общения двух влюбленных, которые понимают друг друга сердцем, хотя их семьи стали чужими друг другу.

Любовь и искренняя дружба у Клейста - та могучая сила, которая реально противостоит царящей повсюду враждебности. А потому неудивительно, что другие готовы пойти на любые ухищрения, чтобы утвердить собственную власть: от распространения дезинформации, запрета свободного выражения мнений, до повторения лживых новостей до тех пор, пока их не начнут принимать за правду. Но даже при отсутствии развязки в финале, одна мысль ясно остается в сознании: кто закрывается от общения и понимания, подвергает себя опасности лишиться собственного будущего.

В постановке Тани Вайднер показано соприкосновение двух семей, отличающихся культурно, исторически и идеологически, немецкой и русской, где основной мыслью становится невозможность построения будущего в современном мире без тесного взаимодействия двух таких с виду разных, но в то же время близких по духу народов. Ход работы был распределен на два с половиной месяца. В июле 2017-го одновременно в двух странах приступили к репетициям и изготовлению декораций и костюмов, а в сентябре в Мюнстере сыграли премьеру. В Рязани репетировали в сентябре, а в ноябре, в рамках II Международного театрального фестиваля «Свидания на Театральной», представили результат. Слова поддержки и одобрения высказали бургомистр Мюнстера Маркус Леве, начальник бюро международного европейского и городского партнерства Мюнстера Юрген Купфершмидт, председатель попечительского совета Борхерт театра Лотар Хертле, а также меценаты WBT Манфред и Урсула Петерманн.

В 2018 году продолжаются показы этого спектакля в Германии и России, его уже посмотрели более четырех тысяч зрителей в Мюнстере и Рязани. В целях расширения культурного сотрудничества предполагается показать «Семейство Шроффенштейн» на фестивале в России, Сербии (фестиваль «Славия»), Германии и других странах.

Культура всегда была хорошим предвестником развития дружбы и тем самым создавала предпосылки для мира и взаимопонимания между народами. Благодаря этому проекту оба театра вносят значительный вклад в укрепление дружбы между Россией и Германией.

Фото Клауса ЛЕФЕВРА

 

Статья в PDF

Фотогалерея