Выбор сделан: быть!

Выпуск № 8-118/2009, Лица

Выбор сделан: быть!

Энергии этого человека позавидует кто угодно, в старину таких называли perpetuum mobile – вечный двигатель. Директор Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии Михаил САФРОНОВ стремителен, вездесущ, уследить за его перемещениями практически невозможно. Сегодня его можно встретить в Москве, на Секретариате СТД, потом он мчится в маленький городок, на встречу театральных директоров, вскоре он уже на другом краю страны, как говорят в театре, «заделывает гастроли» на лето, а затем – в Екатеринбурге, в родном театре выпускает премьеру. Между основными успевает переделать массу текущих дел, фонтанирует новыми идеями и мгновенно загорается от интересных предложений. Его известность в театральных кругах велика, а достижения руководимого им театра впечатляют: как и в прежние годы, Свердловская музкомедия имеет репутацию лидера своего жанра. В извечном вопросе «быть или не быть?» для Михаила Сафронова никогда не существовало дилеммы, он давно выбрал для себя первое – «быть!».

А началось все с желания быть актером. После успеха и аплодисментов на семейных концертах с пяти лет маленький Миша работал коверным в цирке при Ирбитском Дворце пионеров, позже стал актером в местном драмкружке. Не было ничего удивительного в том, что между двух главных достопримечательностей маленького городка Свердловской области – Ирбитского театра драмы и мотоциклетного завода — молодой Михаил Сафронов выбрал именно театр. Со всей страстью, свойственной его натуре, он окунулся в будоражащий воображение мир лицедейства. Не пропустив ни одного спектакля, проникая всеми правдами и неправдами в театр, он прятался среди кулис и с восторгом наблюдал за теми, кому выпало счастье играть на сцене. Иногда юного театрала кто-нибудь хватал за ухо и вытягивал из укрытия. Однако на следующем спектакле, сменив пункт наблюдения, он снова появлялся за кулисами. В конце концов, к мальчику, влюбленному в театр, привыкли, для всех он стал своим. Желание быть актером окрепло после фильма «Гамлет». Мечта когда-нибудь сыграть Принца датского была столь дерзкой, что и рассказать кому-либо о ней не приходило в голову: «В то время под подушкой я хранил фотографию Смоктуновского, знал наизусть все монологи. Для меня Гамлет Смоктуновского был недостижимым совершенством»

Знаменитого монолога «Быть или не быть?» так и не случилось в судьбе Михаила Сафронова, однако поставленная цель – поступить в театральный институт – осуществилась. Взяв справочник театральных вузов страны, новоиспеченный выпускник 10 класса открыл на первой попавшейся странице, наугад ткнул пальцем и сказал одноклассникам: «Здесь я буду учиться!». Сказано — сделано! Так в жизни Михаила Сафронова появился Белорусский Государственный театрально-художественный институт. После двух лет учебы на актерском отделении он совершает неожиданный поворот — принимает решение перейти на режиссерский курс, который оканчивает в 1972 году. Отныне театральный роман официально узаконен дипломом. Несмотря на то, что ни актерских, ни режиссерских свершений в его жизни не произошло, свой талант – организовывать вокруг себя творческое пространство, создавать особого напряжения художественное поле – он реализовал сполна.

Вернувшись из Минска в Свердловск, Михаил Сафронов начинает свою карьеру в комсомоле. Как сегодня выясняется – неплохая была школа для будущих управленцев и руководителей. Уже через несколько лет он возглавляет Свердловский ТЮЗ, а затем – управление культуры Свердловской области. 12 лет он умело режиссирует культурную жизнь целого региона. Роль стратега и лидера творческих процессов становится для него главной. С тех пор Михаила Сафронова в театральных кругах называют «шаровой молнией», имея в виду не только объемную комплекцию, но прежде всего кипучую энергию, стремительность, молниеносность принятия решений. А еще потому, что, вероятно, только ему под силу зажечь жизнь там, где она угасает. В разные годы он возглавлял свердловские Театр юного зрителя и Театр драмы, ситуация в которых была крайне сложная. Но Михаил Сафронов словно говорил себе: «Театру быть!» – и делал все возможное и невозможное, чтобы театры-аутсайдеры становились лидерами. Именно он в затяжные периоды кризиса привел в ТЮЗ главного режиссера Владимира Рубанова, а в драму – Владимира Гурфинкеля. Он поддерживал все творческие начинания Николая Коляды, давая талантливому режиссеру и драматургу возможность ставить свои пьесы на малой сцене Театра драмы. С приходом Сафронова творческая кривая театра резко пошла вверх, появились новые громкие премьеры, открылась возможность выезжать на гастроли и не только по России, но и за границу, зрители снова вернулись в театр. Секрет его успеха, который скопировать невозможно, конечно, в нем самом, в его энергии, его неравнодушии, в умении разглядеть людей, создать команду профессиональных единомышленников, для которых театр — самое важное. Все эти годы он убежденно выстраивает жизнь подведомственных ему учреждений по главной и единственной для него модели: театр-дом. Как бы ни были затерты эти слова, для него театр – действительно дом и семья, ему не все равно, как этот дом будет жить и развиваться и что будет с его домочадцами. В последние десять лет родным домом для Михаила Сафронова стала Свердловская музкомедия, успех которой он срежиссировал с присущим ему блеском.

В конце 90-х талантливый коллектив с мощным творческим потенциалом был в состоянии растерянности. Труппа театра, ведомая главным режиссером театра Кириллом Стрежневым, не имела возможности реализовать свой потенциал. Самый веселый театр города, с легкостью вызывающий улыбки на лицах своих зрителей, сам давно разучился улыбаться. И дело было не только в отсутствии зарплаты, плачевном состоянии здания, технической разрухе на сцене, которая стала заметна не только артистам, но и зрителям. Канули в Лету золотые времена, когда Музкомедия выпускала по четыре больших премьеры в год, а осенью с триумфом возвращалась из очередных гастролей. Надежда и оптимизм, столь необходимые этому жанру, казалось, покинули театр навсегда. В январе 1999 года у большого корабля появился новый капитан, но не такой, который стоит на мостике в парадном кителе и только отдает приказы. Когда нужно, он первый может прыгнуть в воду и уже, как простой матрос, толкать корабль с мели. В Музкомедии реально изменились темпоритм и насыщенность жизни. Первой большой победой Сафронова на посту директора стал капитальный ремонт театра. Постепенно ожила гастрольная деятельность, коллектив стал выезжать на фестивали и конкурсы, престижные премии и награды стали появляться у артистов и у театра одна за другой. Сегодня у театра только «Золотых Масок» – восемь (!).

Михаил Сафронов – автор уникальной концепции существования и развития театра, ведь Музкомедия сегодня – своеобразный музыкально-театральный холдинг. Под его крышей, помимо основной труппы: солистов, артистов балета, хора и оркестра театра – дружно живут еще несколько самостоятельных творческих коллективов: ансамбль народных инструментов «Изумруд», детская вокально-хореографическая студия, один из лучших коллективов современного танца «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова» и недавние новоселы, вокально-джазовый коллектив «Джем-студия Елены Захаровой». Все они принимают участие в спектаклях и активно ведут автономную творческую жизнь. За последние годы Свердловская музкомедия не раз становилась творческим эпицентром театрально-культурного пространства России, и во многом эту активность спровоцировал и организовал Сафронов. Появилось большое количество внерепертуарных проектов, работающих на имидж театра: Международный фестиваль имени Кальмана – 2000, уникальный проект «Принцесса цирка» в цирке». Он был одним из инициаторов и идеологов проведения в Екатеринбурге Первого Международного конкурса молодых артистов оперетты и мюзикла им. В.Курочкина, который с успехом стартовал в ноябре 2006 года, а осенью 2008-го прошел второй раз.

Недавнее 75-летие Свердловской музкомедии в Екатеринбурге отметили с размахом, поражающим воображение. Юбилейный нон-стоп длился больше недели: лучшие спектакли, в том числе с участием иностранных артистов, гостевой гала-концерт, вечер – творческий отчет, встречи, поздравления, финальный банкет. Но в вихре празднеств не потерялось главное: по инициативе Сафронова провели пятидневный международный конгресс «Музыкальный театр: оперетта и мюзикл сегодня». Съехалось на него более 120 гостей: композиторы, режиссеры, театроведы, критики, продюсеры из России, стран СНГ и Европы. Подобного по географическому и профессиональному охвату мероприятия в рамках музыкального театра в нашей стране в последние лет двадцать не проводилось. А чуть позже театр стал площадкой и принял на себя все основные орг-заботы по проведению в Екатеринбурге, признанной столице contemporary dance, Первого фестиваля современного танца «На грани». При этом инициатор всех нововведений и локомотив процесса Сафронов сам вникает во все тонкости подготовки и проведения любого мероприятия. Его особая гордость – спектакли последних лет. Благодаря его уникальным способностям отыскивать финансовые возможности театр может позволить себе роскошь создавать авторские спектакли — яркие, оригинальные, зрелищные, затратные. Эксклюзивные постановки «под заказ» стали гордостью театра, и это дало повод для шуток: «Музкомедия специализируется на мировых премьерах!». Последняя мировая премьера наделала особенно много шума — музыкальные хроники времен Империи «Екатерина Великая». Кстати, в этом проекте Сафронов выступил в новой для себя роли — продюсера.

Неуемная энергия, колоссальная работоспособность и огромный опыт не позволяют Сафронову оставаться только директором театра, для таких, как он, – все рамки тесны и королевство всегда маловато. Подобной личности требуется иной масштаб освоения пространства: всей России Сафронов известен как Секретарь СТД, президент Ассоциации театров Урала, вице-президент региональной организации «Уральское землячество» и др. Но главные его мысли, заботы и планы на будущее связаны все-таки с театром: «Сегодня я уверен, что мы на верном пути в формировании нового лица театра музыкальной комедии. И для этого у нас есть все: профессиональная, талантливая труппа и один из лучших режиссеров страны — Кирилл Стрежнев. С такой командой мы сможем свернуть горы. Современный музыкальный театр представляется мне как театр с огромным нравственным потенциалом. В последних спектаклях нашего театра появилась интонация драмы. И это не случайно, так как есть потребность говорить со зрителем серьезно. Поэтому нет ничего удивительного, что скоро в репертуаре Свердловской музкомедии появятся спектакли по Гоголю, Киплингу и Булгакову. Я уверен, что без правды драматической не существует правды музыкальной. Как мне кажется, у меня нет еще достаточного опыта и понимания природы музыкального театра, но я учусь…»

В 60 лет сказать о себе «учусь» может только по-настоящему сильный человек, с юным азартом жизнеощущения, склонный к саморазвитию. Да, 10 апреля человек-праздник Михаил Сафронов отметил свой 60-летний юбилей, но кто в это поверит? И можно не сомневаться, что на вопрос: что для него главное в жизни, он, как и мальчишка, впервые оказавшийся за кулисами Ирбитской драмы, снова скажет, не задумываясь: ТЕАТР!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.