Любовь, театр, судьба / "Влюбленный Шекспир" в Театре им. А.С. Пушкина

Выпуск №1-211/2018, Премьеры Москвы

Любовь, театр, судьба / "Влюбленный Шекспир" в Театре им. А.С. Пушкина

Московский драматический Театр имени А.С. Пушкина представил на основной сцене премьеру спектакля «Влюбленный Шекспир». Это первая в России постановка пьесы Тома Стоппарда, написанная на основе созданного им совместно с Марком Норманом киносценария одноименного фильма режиссера Джона Мэддена, удостоенного премии «Оскар» в семи номинациях.

В основе этого едва ли не самого романтичного, на сегодняшний день, спектакля Театра Пушкина, поставленного его главным режиссером Евгением Писаревым, - история любви Уильяма Шекспира и дочери богатого купца Виолы де Лессепс (для театра Т. Стоппарда перевела Анна Колесникова). На постановку Евгения Писарева вдохновил выдающийся британский драматург и режиссер Деклан Доннеллан, первым поставивший «Влюбленного Шекспира» в лондонском театре «Noël Coward Theatre» в 2014 году. По словам Евгения Александровича, помимо многолетней творческой дружбы, у них с Доннелланом сложились прекрасные человеческие взаимоотношения. Он также признался, что английский режиссер очень хочет увидеть новую постановку Театра Пушкина, где его ждут в сентябре.

Как и в своей нашумевшей пьесе «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», ставшей оригинальным парафразом шекспировского «Гамлета», так и во «Влюбленном Шекспире» Т. Стоппард мастерски соединяет гениальные строчки его пьес (помимо «Ромео и Джульетты», это также «Два веронца», «Генрих VI», «Двенадцатая ночь») и сонетов с событиями жизни молодого драматурга. Вслед за Стоппардом, признанным одним из главных в мире специалистов по шекспировскому театру, Евгений Писарев идет по пути нестандартного прочтения драматургии, постоянно «играя» смыслами, образами, символами и аллюзиями. Если в предыдущей своей пьесе («Розенкранц и Гильденстерн») Т. Стоппард обращается, как и сам У. Шекспир, к философской проблеме «что значит быть человеком?», то в пьесе «Влюбленный Шекспир» во главу угла ставится тема любви, а также жизнь людей театра.

Писарева волнует тема Театра как своеобразной квинтэссенции всей сущности человеческого бытия. Во «Влюбленном Шекспире» перед нами предстает театр елизаветинских времен, история становления первых лондонских театров, сопровождающаяся конкуренцией между труппами, когда на сцену выходит плеяда блестящих драматургов. Это, прежде всего, Кит Марло (Андрей Кузичев) и Уильям Шекспир (Дмитрий Власкин).

Несмотря на то, что история любви начинающего драматурга Уилла Шекспира и Виолы де Лессепс является вымышленной, ты проживаешь ее на протяжении спектакля как подлинную. Тем более, что эта вымышленная история любви тесно переплетается с историей создания первой шекспировской трагедии. В спектакле она буквально, что называется, на глазах зрителей, рождается из комедии «Ромео и Этель, дочь пирата».

Как известно, в то время женщинам не разрешалось играть на сцене. Поэтому юная красавица Виола де Лессепс (Таисия Вилкова), бесконечно влюбленная в поэзию и театр и мечтающая выступать на сцене, переодевается юношей, представляясь Томасом Кентом, и присоединяется к труппе театра «Роза». Однако, Виоле не удается долго скрываться под мужским платьем и приходится открыться Уиллу, который, увидев ее случайно однажды, сразу полюбил. Вдохновленный своим чувством к Виоле, Шекспир создает гениальное творение - трагедию «Ромео и Джульетта», прославившую его имя в веках. Однако, обретя любовь как свою мечту, художник не может обойти те социальные барьеры, которые ставит перед ним общество. Влюбленным не суждено быть вместе: Виола должна выйти замуж за лорда Уэссекса (Александр Арсентьев).

В отличие от «Ромео и Джульетты», пьеса «Влюбленный Шекспир» не перерастает в трагедию. Ведь ее герои влюблены не только друг в друга, но и в театр. И, расставаясь навсегда, Уилл и Виола придумывают новую историю любви. Только уже со счастливым концом. Ею станет следующая пьеса великого драматурга «Двенадцатая ночь»...

В своем спектакле Евгений Писарев мастерски сочетает жизнь с поэзией, реальность с театральностью. И над всем этим главенствуют любовь и чувство красоты бытия. Отсюда и главная задача, поставленная самим режиссером, - «разглядеть за красивой историей любви пьесу про магию театра, его суть и страсти тех, кто делает театр». И, надо сказать, что Е. Писарев, вся постановочная команда и актерский состав с этой задачей справились просто великолепно.

Во «Влюбленном Шекспире» есть все, что нужно: яркие образы, блестящие диалоги, легкий и в то же время мастерски закрученный сюжет, а также фантазия и выдумка постановщиков, готовность к импровизации и удивительная заразительность актеров. В первую очередь, это относится к исполнителям главных ролей - Уилла и Виолы. В спектакле их великолепно играют недавние выпускники курса Е. Писарева - Дмитрий Власкин (во втором составе - Кирилл Чернышенко) и Таисия Вилкова, которые смогли передать такие свойственные юному возрасту их героев черты, как задор, открытость, жажду приключений и, что самое главное, чистоту души с ее вечными заблуждениями и надеждами. Они прекрасны, молоды, влюблены и необыкновенно искренни в своих чувствах. Режиссер подробно разрабатывает отношения героев, выстраивая их характеры как многоплановые. Такие возвышенные и романтичные натуры всегда находят отклик в душах зрителей, заставляя им по-настоящему сопереживать, проживая вместе все происходящие с ними события.

Главная режиссерская мысль полностью воплощается актерски. Помимо создателей центральных образов, хочется особенно отметить в этом отношении по-рыцарски благородного Андрея Кузичева (Кит Марло), харизматичного Игоря Хрипунова (мистер Хенслоу), не останавливающегося ни перед какими преградами Александра Арсентьева (лорд Уэссекс), всегда готового прийти на помощь Антона Феоктистова (Нед Аллен) и необыкновенно артистичного во всех своих проявлениях Игоря Теплова, создавшего запоминающийся образ великого английского актера эпохи Возрождения, друга и соратника Шекспира Ричарда Бёрбеджа (первого исполнителя таких ролей, как Гамлет, Ричард III, Лир, Генрих V, Отелло, Ромео, Макбет и других).

Пригласив в соавторы своей режиссерской концепции художника-сценографа Зиновия Марголина, художника по костюмам Викторию Севрюкову, композитора Карлиса Лациса (к слову сказать, виртуозно стилизованное живое звучание инструментов, используемое им на редкость изобретательно, очень украсило спектакль) и художника по свету Дамира Исмагилова, Евгений Писарев не прогадал. Вдохновившись абсолютно оправданной в данном контексте режиссерской идеей «театра в театре», Зиновий Марголин создает полукруглую металлическую декорацию-трансформер (по форме напоминающую знаменитый «Глобус» или любой другой театр шекспировской эпохи) с раздвижной дверью, превращающуюся то в сцену театра, то, разворачиваясь к зрителям обратной стороной, неожиданно открывающую перед нами театральное закулисье, то становящейся поочередно балконом, спальней, дворцом, пабом, улицей...

Изобретательно придуманные З. Марголиным декорации дополняют красивые и стильные костюмы, выполненные Викторией Севрюковой с редким вкусом и изяществом, как и продуманная Дамиром Исмагиловым буквально до мелочей световая партитура. Отдельно следует отметить пластическую выразительность спектакля (актеры прекрасно танцуют и фехтуют), созданную хореографами Альбертом Альбертсом и Александрой Конниковой, и постановщиками боев Андреем Ураевым и Григорием Леваковым.

О чем же новый спектакль Евгения Писарева? О Любви и Театре. О Творчестве и Судьбе. И о великой силе Искусства, благодаря которой мы каждый раз готовы принимать вымысел за правду.

Фото Юрия БОГОМАЗА предоставлены пресс-службой театра

Статья в PDF

Фотогалерея