Первому - сто / 100-летие Санкт-Петербургского театра марионеток имени Е.С. Деммени

Выпуск №2-212/2018, Портрет театра

Первому - сто / 100-летие Санкт-Петербургского театра марионеток имени Е.С. Деммени

Говорят, Резо Габриадзе шел по Невскому проспекту и спрятался от дождя недалеко от Гостиного двора. Крышу над головой грузинскому сценаристу и режиссеру подарил Театр имени Деммени, и это стало одной из причин открытия театра марионеток в Тбилиси. Кажется, вся столетняя история петербургского театра сложилась из подобных случайных-неслучайных встреч. Даже спектакль-открытие состоял из двух частей и свел на афише двух авторов - поэтов Золотого и Серебряного веков, классика и современника. 12 апреля 1919 года первые зрители увидели «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина и «Вертеп» Михаила Кузьмина.

Официальной датой рождения юбиляра считается декабрь 1918 года, когда закипела работа. Однако судьбоносная встреча двух коллективов, которым суждено стать единым театром, еще впереди. Кукольный театр при Театральном отделе Народного комиссариата просвещения существовал уже три года, когда 24-летний бывший военнослужащий Евгений Деммени открыл свой «Гиньоль», случайно раздобыв в комиссионном магазине 18 французских перчаточных кукол. Первый профессиональный театр кукол в нашей стране, созданный Людмилой Шапориной-Яковлевой и ее соратниками, и «Театр Петрушки» Деммени объединились под крышей Ленинградского ТЮЗа, чтобы позже, в 1937-м, обрести независимый статус и собственный дом на Невском, в котором театр живет до сих пор.

Ровесник легендарного БДТ, Театр марионеток так же быстро научился работать со своими авторами. На афише драматического театра - Олеша, Файко, Погодин. Для кукол специально пишут Самуил Маршак и Евгений Шварц, отстаивая право на сказку для юного зрителя в непростой для этого жанра период. Не забывали в Театре Деммени и о взрослом зрителе. Шекспир («Проказницы Виндзора») и Мольер («Лекарь поневоле») впервые попали на советскую кукольную сцену именно здесь, на Невском. А еще раньше, до обретения своего дома, поставлены произведения А.П. Чехова («Свадьба») и Н.В. Гоголя. Начиналось все, конечно, с «Вия», пришедшегося в дальнейшем кукольникам по душе .

Сейчас в репертуаре театра нет спектаклей для взрослых, а еще недавно здесь можно было увидеть гоголевских «Игроков» в постановке Евгения Ибрагимова. Режиссер не занял в своей работе марионеток, но не забыл о стоящем за этой системой кукол образе. «Оказаться марионеткой в чьих-то руках», - стало популярным выражением и в быту, и в политической журналистике. Демонический слуга Алексей, перемешав в финале персонажей как карты в колоде, называл свое настоящее имя. Оказываясь вездесущей Игрой, его персонаж торжествовал только мгновение, на него в свою очередь находилась управа в виде сильных рук некоего наивысшего существа.

Если продолжить тему режиссуры, стоит отметить, что Театр Деммени всегда открыт для постановщиков, и об одном успешном союзе труппы и мастера стоит сказать отдельно. Важным пересечением путей театра и режиссера оказалось приглашение Бориса Константинова, который поставил здесь в 2007 году спектакль «Волшебное перышко». Отмеченный «Золотой Маской» (сразу две премии в номинации «Лучший спектакль» и «Лучшая работа художника» - Александр Алексеев), он стал первым поводом для представления на эту премию как в биографии режиссера, так и в истории театра. На сцене - красивая японская сказка с грустным привкусом, как и положено легендам восточной страны. Девушка-журавль, попав в человеческий мир, не обретает счастья, хотя дарит его другим. Все действие тактично и увлеченно сопровождает актриса на авансцене. Она отвечает за все тщательно отобранные звуки, под которые плавно двигаются пластичные куклы. По ритму спектакль напоминал хокку, по колориту и линиям - японскую гравюру.

Говоря о столь почтенном юбиляре, часто приходится использовать числительное «первый» - премьеры пьес, открытие профессиональных курсов, участие в съемках игрового кукольного фильма, гастроли в Европу и так далее, и так далее. Все это впервые в нашей стране осуществил Театр Деммени. Причем, список может быть во многом дополнен и достоин отдельной статьи.

Частью официальных торжеств стали гастроли в Москву в октябре 2018 года, и это не простой визит по случаю. К сожалению, гастроли питерских кукольников чрезвычайно редки в столице вне фестивалей. В Театральном центре «На Страстном» сыграют три спектакля. Они поставлены в разное время, но объединяют их знаменитые литературные первоисточники - «Гулливер в стране лилипутов» Дж. Свифта (постановка Николая Боровкова), «Любовь к трем апельсинам» К. Гоцци, М. Корабельник (постановка Дмитрия Лохова) и «Золушка» Ш. Перро (постановка Эдуарда Гайдая).

О «Гулливере» стоит сказать отдельно. Сейчас в театре идет редакция 2001 года, и это бережно восстановленная режиссером Николаем Боровковым постановка Деммени 1936 года. Обстоятельный по нынешнем временам спектакль идет с двумя антрактами. Конечно, сегодня сатирическая пьеса Евгении Данько выдает время своего рождения, но несовременный стихотворный текст здесь не самое важное. «Гулливер» дает возможность увидеть, как работали тогда. Как был оправдан живой план среди кукол - человек среди лилипутов. Как работают актеры на тщательно воссозданной деревянной тропе, позволяющей выстраивать мизансцены лирических и гротескных персонажей в объемных декорациях сразу на нескольких планах.

Слово «марионетка» в названии театра, возможно, кого-то настроит на неверные ожидания от персонажей, оживающих с помощью ваги и нитей. Но как Деммени понимал и уважал перчаточных кукол, так и в арсенале последователей в театре его имени присутствуют куклы разных систем. Наверное, стоит воспринимать это слово на французский манер - на языке родины Гиньоля оно обозначает любую куклу. Недаром в фамилии Евгения Сергеевича также слышится французское произношение.

 

Статья в PDF

Фотогалерея