Так пусть не гаснет рампы свет! / Всероссийский фестиваль «Свет лагерной рампы» (Магадан)

Выпуск №3-213/2018, Фестивали

Так пусть не гаснет рампы свет! / Всероссийский фестиваль «Свет лагерной рампы» (Магадан)

В сентябре 2018 года на Колыме состоялся Всероссийский театральный фестиваль «Свет лагерной рампы». Магаданское областное отделение СТД инициировало его проведение фестиваля в целях сохранения и увековечения исторической памяти, развития межрегиональных культурных связей, установления диалога. Проводился фестиваль при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.

Осознание трагического опыта нашей страны и память о политических репрессиях - это способ недопущения репрессий в будущем, противостояние разрыву традиций, утрате преемственности культурного опыта и разрушению межпоколенческих связей. В рамках фестиваля успешно реализовано проведение цикла мероприятий, различных по формату и целевой аудитории. Программа была рассчитана на пять дней и включала в себя постановки театров Новосибирска, Вологды, Екатеринбурга, Магадана, мастер-классы ведущих мастеров сцены, обзорные экскурсии по историческим и памятным местам города Магадана, с посещением мемориального комплекса «Маска Скорби» (автор Эрнст Неизвестный), экспозиции Магаданского областного краеведческого музея «Дальстрой», музея-квартиры Вадима Козина.

Основным смыслом фестиваля была не борьба театральных коллективов за звание лучшего, а дискуссия о нашей истории. Отдельным направлением стала работа образовательной лекционной площадки на базе Магаданской областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина на тему увековечения и сохранения памяти об историческом прошлом дальневосточных театров с привлечением не только научных специалистов, но и студентов высших и профессиональных образовательных учреждений, и неравнодушных жителей нашего города и области.

Фестиваль стал не просто ярким, зрелищным событием в преддверии Года театра и открытия очередного творческого сезона в Магаданском государственном музыкальном и драматическом театре (МГМДТ), но также и волнующей встречей коллег из Москвы, Томска, Владивостока, Новосибирска, Вологды и Екатеринбурга, а самое главное, с благодарной и внимательной магаданской публикой, воспитанной на лучших образцах отечественной и мировой драматургии.

Как бы ни был далеко расположен Магадан от признанных театральных центров России, зрительская аудитория на Колыме во все времена была хорошо образованной и взыскательной. Если в период с 1930-х до середины 1950-х значительная часть публики, а также актеров Магаданского музыкального и драматического театра не по своей воле оказалась на Колыме, то в последующие десятилетия артисты на «материке» выстраивались в длинную очередь и почитали за честь попасть в состав магаданской драматической труппы или в оперетту. А среди театральных завсегдатаев преобладал цвет отечественной интеллигенции. Это были геологи, строители, архитекторы-проектировщики, инженеры, энергетики, летчики и моряки, романтики Севера, переезжавшие из центральных районов страны в Магаданскую область не столько за «длинным рублем», сколько за романтикой и запахом тайги. Были они и классными специалистами, и широко эрудированными людьми, получившими, кстати, впервые в истории отечества, элитарное высшее образование, ставшее доступным самым широким слоям населения страны. Высокий образовательный уровень и определял ту требовательность зрителей к театральным постановкам, равно как и обращение режиссеров и артистов к безусловным шедеврам российских и европейских драматических пьес, оперетт, мюзиклов. И даже классических опер, постановка которых по плечу только академическим столичным театрам, московским, питерским, а также оперным труппам в республиканских центрах Советского Союза. И первой такой оперой на сцене в Магадане стала «Травиата», поставленная в победном 1945-м Леонидом Варпаховским, учеником Всеволода Мейерхольда. Как выяснила французская исследовательница-театровед и режиссер Джудит Деполь, немало поработавшая в московском и магаданском архивах, в этой опере Л. Варпаховский опирался на опыт постановки именно мейрхольдовского драматического спектакля «Дама с камелиями», когда он работал ассистентом у Всеволода Эмильевича в 1934-м. Таким образом, преемственность творческого метода и глубокая проработка образов способствовала тому, что опера Дж. Верди «Травиата», в основе которой лежит роман А. Дюма «Дама с камелиями», стала одной из вершин, классическим образцом высокого стиля магаданского театра.

И вместе с тем мы не должны забывать о том, что у истоков зарождения и развития магаданского театра стояли артисты, режиссеры, музыканты, хореографы, художники-сценографы из числа заключенных Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей в системе треста «Дальстрой». История становления Магаданской области, преобразования огромного, дикого, малонаселенного таежного региона в большой современный геолого-промышленный комплекс - в числе ярких и вместе с тем трагических страниц превращения аграрной до революции страны в одну из индустриально развитых держав мира, фактически ставшую второй по объемам выпуска промышленной продукции. А в части научных открытий, космических технологий и других сфер деятельности человеческого разума далеко обогнавшей остальных мировых лидеров.

Но, к сожалению, построение социализма в нашей стране, особенно в предвоенный период, сопровождалось не только массовым энтузиазмом, самоотверженным трудом по возведению с нуля индустриальных центров и городов, подобных Магадану, но и необоснованными репрессиями по ложным обвинениям некоторых слоев населения страны. Среди тех, кто был осужден в те годы, оказались священнослужители, монахи и миряне, представители творческих профессий, бывшие дворяне, участники лишь недавно окончившейся гражданской войны. Немало среди заключенных, попавших на Колыму, было и обычных уголовников. Относиться к этому историческому периоду следует непредвзято и без нагнетания страстей. Понимая, что в условиях, когда наша страна существовала в окружении практически одних лишь государств с фашистскими, тоталитарными и диктаторскими режимами, а это большая половина восточно- и центрально-европейских стран, было невероятно трудно удержаться от ошибок в деле обеспечения безопасности и предотвращения разведывательно-диверсионной деятельности враждебных структур. И вместе с теми, кто сознательно действовал в интересах соседних с СССР нацистской Германии или авторитарной Польши, диктаторской Венгрии и Румынии, трех прибалтийских республик, с их отнюдь не демократическим режимами, попадались и невинно осужденные люди.

Все это наша история, помнить и знать о ней необходимо во всех подробностях. Чему и был посвящен Всероссийский фестиваль «Свет лагерной рампы». Я специально сделал такой продолжительный экскурс в историю не только Колымы, но и страны в целом, чтобы у читателя сложилось точное представление о том, как и почему был проведен этот фестиваль. Его истоки лежат в далеком 1990-м году. Тогда был поставлен спектакль «Деталь монумента» в МГМДТ, носившем имя классика советской литературы М. Горького, а горожане и до сих пор именуют наш театр «горьковским», несмотря на то, что имя пролетарского писателя исчезло с фронтона театра в 90-х. Эта постановка была осуществлена по сценарной переработке известным магаданским писателем и тогдашним завлитом театра Александром Бирюковым по повести Зинаиды Лихачевой. Спектакль, вышедший буквально накануне, за год до распада СССР, безусловно, повлиял на формирование определенного общественного настроения в Магадане, на переосмысление собственного прошлого.

Девятью годами позже, как бы отмечая грядущую смену веков и тысячелетий, и одновременно, завершая 90-е годы, в Магадане прошел первый фестиваль «Свет лагерной рампы». Еще через четыре года, в 100-летний юбилей выдающегося певца Вадима Козина, на магаданской сцене был поставлен мюзикл «Прощальный концерт», написанный известным композитором А. Журбиным специально для нашего театра. Главными героями этого музыкального спектакля стали собирательные образы Певца, Режиссера, Музыканта, в которых легко угадывались их исторические прототипы. Не только сам обладатель звания «Серебряный голос России» Вадим Козин, но и Леонид Варпаховский, и всемирно известный джазовый трубач Эдди Рознер, которого, как рассказывают, сам король свинга Луи Армстронг признал величайшим джазменом, когда они вместе «сейшенили» в Нью-Йорке во время американских гастролей рознеровского оркестра.

Но если придирчиво, с архивными документами и справками рассматривать эту лирическую музыкальную постановку, то можно обнаружить несколько фактов, разрушающих устоявшуюся мрачную картину нашего «лагерного прошлого». Так, в частности, Эдди Рознер был осужден и попал на Колыму за то, что после войны намеревался нелегально с подложными документами пересечь советскую границу и бежать на родину, в Германию, где еще недавно прошел Нюрнбергский трибунал над нацистскими преступниками и еще не погас в сердцах выживших евреев пепел сотен тысяч и миллионов их соплеменников, отравленных газом и кремированных в печах концлагерей. По тогдашнему действовавшему советскому законодательству такой побег за границу был безусловным преступлением. Как свидетельствует дочь Л. Варпаховского, заслуженная артистка России Анна Варпаховская, поставившая в МГМДТ два спектакля в 2000-х, когда ее отец после окончания срока заключения и реабилитации во второй половине 1950-х смог прочитать собственное уголовное дело, то среди прочих доносов на себя обнаружил и донос любимого наставника в режиссуре Вс. Мейерхольда, однако сумел простить этот грех своему мастеру. Кроме этого в деле Л. Варпаховского были и доносы, написанные и его коллегой по магаданскому театру В. Козиным. Так что узы дружбы и товарищества, которыми связаны персонажи мюзикла «Прощальный концерт», в реальной жизни были несколько иными.

Таким образом, помня о нашем непростом прошлом, исследуя исторические факты, проводя мемориальные мероприятия и фестивали, такие, как «Свет лагерной рампы», наверное, стоит сохранять беспристрастность и объективность, не впадая в крайности как огульного осуждения советского периода, так и безоглядной идеализации его. Были проблемы, ошибки, необоснованное преследование тех или иных людей, но были и великие достижения, взлеты и победы. Само историческое здание Магаданского театра является таким зримым символом своей эпохи. Театр был построен в 1941-м, и сдан в эксплуатацию в самое тяжелое время начала войны, осенью, когда фашисты уже захватили огромные территории на западе и в центре страны, и уже рвались к Москве, а в Магадане тогда начался первый творческий сезон, который тоже по-своему приближал грядущую победу нашего народа над фашизмом.

В это время в стенах магаданского храма искусств творил не только уже упомянутый Л. Варпаховский (В. Козин и Э. Рознер присоединились к нему гораздо позднее), но также и другие всемирно признанные художники. Живописец В. Шухаев и скульптор Г. Лавров. Оба они сели за то, что продолжительное время пробыли в Европе, где учились и работали. А во время «ежовщины», в 1937-38 гг., обоих по ложным обвинениям в антисоветской шпионской деятельности арестовали, судили и сослали на Колыму. Четыре статуи, которые украшают фронтон нашего театра, создал в период с 1941 по 1943-й выдающийся мастер ар-деко и соцреализма Георгий Лавров, учившийся в Париже у Бурделя, Майоля и Родена. При этом, в скудные на материалы военные годы он, используя только цемент, проволоку и арматуру, создал настоящие скульптурные шедевры, ставшие не только символом нашего театра, но и одной из визитных карточек Магадана. За свою работу в голодном 1943-м Г. Лавров получил буханку черного хлеба, пачку махорки и 50 гр. спирта. Скажете, мало? Конечно. Для мирного времени. Но необходимо помнить и о 125-граммовой пайке хлеба в осажденном немцами Ленинграде, и о том, что вся страна отдавала тогда последнее для нужд фронта и нашей армии.

И в этом смысле первый в новом тысячелетии фестиваль «Свет лагерной рампы», ведь предыдущий прошел, как уже было упомянуто, в 1999-м, собрал и аккумулировал разные смысловые аллюзии с веком ушедшим. Помимо классической чеховской драматургии, представленной «Вишневым садом» в исполнении артистов Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева, и «Дядей Ваней» Магаданского драматического театра, тронул сердца зрителей и Вологодский ТЮЗ, привезший два моноспектакля, показанные на малой сцене. «Наташина мечта» по пьесе Ярославы Пулинович и «Однажды все мы будем счастливы» Екатерины Васильевой.

Первый спектакль рассказывает о двух девочках-подростках, носящих одно имя. Главную роль в этой постановке исполнила молодая, перспективная актриса Алена Данченко. Девочки - полные противоположности друг друга: Наташа из первой части спектакля - трудный, вспыльчивый подросток из детского дома, Наташа из второй части - прилежная девочка из хорошей семьи. Оба персонажа никак не связаны сюжетной линией, но их объединяет общая мечта. О счастье и о любви, разумеется, безответной. Этот моноспектакль - пронзительная исповедь от первого лица двух таких, казалось бы, разных девочек, чьи разбитые мечты приводят незрелые души к жестокой развязке, но раскаяние и покаяние помогает осознать содеянное.

Вторая пьеса-монолог «Однажды мы все будем счастливы» тоже является исповедью. Актриса вологодского ТЮЗа Виктория Парфеньева воплотила яркий и убедительный образ девочки-подростка из неблагополучной семьи. Отец давно умер, и мать воспитывает ее в одиночку. Главная беда этого ребенка - сомнение в том, что он хоть кому-то нужен. Примитивность представлений героини о мире и человеческих отношениях контрастирует с остротой переживания собственной отверженности - «я другая».

Если же возвращаться к чеховским постановкам, то магаданский «Дядя Ваня», поставленный иркутским режиссером Андреем Штейнером, выдержан в классических традициях русского реалистического театра. Это спектакль, в котором нет главного героя, а все персонажи словно бы низведены до уровня ослепшего античного хора, потерявшего цель, смысл, задачи своего земного бытия, не говоря уже о житийности в традиционном христианском нравственном измерении. Обитатели ветшающего дворянского гнезда не живут, а доживают в ожидании неизбежного конца и краха, который принесет им революция, что смела прочь выродившуюся мертвечину феодальной формации, сквозь которую произросли все составляющие купеческого кутежа и торгашеской морали. Знакомясь с прочтением А. Штейнером классической пьесы А.П. Чехова, зритель невольно соотносит жизнь наших предков век с небольшим назад с сегодняшним днем, размышляя о праздности, утрате ценностных ориентиров и о необходимости коренных перемен в обществе перед лицом неотвратимых вызовов современной эпохи.

В отличие от строго выдержанного в классических традициях штейнеровского спектакля, «Вишневый сад» из Новосибирска явил разноплановый потенциал и яркое дарование каждого из новосибирских артистов. Их актерское мастерство, и вокальные данные, и даже инструментальное исполнительство. Когда Раневская исполнила музыку Грига на балалайке в первом действии, а во втором акте вместе с Аней и Варей вообще грянули ансамблем балалаечников, это произвело неизгладимое впечатление на публику. Как и общая минорность тональности с оптимистическими диезами всей постановки, словно бы иллюстрирующими неиссякаемый оптимизм нашего народа. Как бы ни было тяжело и трудно жить, но - пробьемся!

Артисты Екатеринбургского ТЮЗа привезли на фестиваль спектакль «Шли девчонки по войне». Примечательно, что автор пьесы Тарас Дрозд родом из Магаданской области из поселка Усть-Омчуг. Неприхотливая история о военных буднях нескольких молодых девушек, связисток и шифровальщиц при штабе одного из фронтов, поначалу производит впечатление суровой армейской прозы, где, несмотря на войну, смерти, находится место для любви и скоротечных романов с такими же молодыми ребятами, боевыми офицерами. Живая, раскованная игра молодых артисток сразу подкупает особой доверительностью. В отличие от многих сегодняшних кино- и телепостановок о Великой Отечественной, эти девочки словно бы сошли с фотографий роковых сороковых. Наблюдая за их проживанием на сцене, верится, что именно такими были наши бабушки и уже прабабушки для молодого поколения. Те, что воевали, а потом и восстанавливали разрушенную фашистами страну. Любили, радовались, страдали и неимоверным напряжением всех физических и душевных сил все-таки победили.

Честный и непредвзятый разговор, поднятый в рамках Всероссийского театрального фестиваля «Свет лагерной рампы», очень важен. За четверть века, минувшую после трагического развала СССР, который президент В. Путин назвал одной из самых страшных катастроф ХХ века для России, мы многое переосмыслили и оценили по справедливости. Да, в нашем прошлом, помимо светлых страниц побед и достижений, есть и трагические, мрачные периоды войн, революций, необоснованных гонений и незаслуженных обвинений тех или иных людей. Однако было бы неверным продолжать трактовать эти моменты в угоду недружелюбным силам, а зачастую и настроенным враждебно по отношению к исторической России. Необходимо откровенное обсуждение нашего прошлого, настоящего и вероятного будущего, в том числе и средствами искусства. А здесь ответственность художника как никогда высока, потому что всякое не просто худое слово, а кривда вперемежку с полуправдой оказываются хуже откровенной лжи. Ведь путая, мешая отдельные правдивые факты с домыслами, черными мифами и байками, искусство может формировать как негативные картины прошлого, так и, в конечном счете, неприязнь к собственному отечеству и народу.

А завершился Всероссийский фестиваль «Свет лагерной рампы» блестящим концертом «И пусть не гаснет рампы свет», поставленным главным режиссером Магаданского музыкального театра заслуженной артисткой России Марией Леоновой. В концерте не только прозвучали лучшие арии из классических оперетт и мюзиклов, но также и был задан верный вектор в осмыслении нашего славного прошлого, порой омраченного трагическими эпизодами, а также определено движение вперед и вверх, ибо планка, однажды взятая такими корифеями МГМДТ, как выдающийся режиссер Л. Варпаховский, поднявший ее на высоту, сравнимую с достижениями столичных академических театров, вдохновляет на покорение Парнаса и поднятие барьеров еще выше все новые и новые поколения молодых артистов нашей музыкальной и драматической труппы.

Высоко оценили проведенный фестиваль и наши гости. Так, в частности, в благодарственном письме на имя губернатора Магаданской области С. Носова от директора Новосибирского городского театра под руководством Сергея Афанасьева отмечено, что «с первой минуты присутствия на суровой колымской земле мы ощутили невероятную заботу и тепло организаторов фестиваля - Магаданского отделения Союза театральных деятелей и Магаданского государственного музыкального и драматического театра, которые проделали огромную, продуманную и тщательно спланированную работу по погружению участников в атмосферу специфики фестиваля. На наш взгляд, это - изюминка всей вашей гостеприимной земли». По мнению всех участвовавших в этом масштабном театральном празднике, подобные встречи необходимо проводить регулярно, ведь только взаимно обогащая друг друга творческими находками, и возможно развивать театральное искусство в современной России.

 

Статья в PDF

Фотогалерея