У "АПАРТА" юбилей! / X Международный фестиваль выпускных спектаклей театральных факультетов «Апарт» (Санкт-Петербург)

Выпуск №3-213/2018, Фестивали

У "АПАРТА" юбилей! / X Международный фестиваль выпускных спектаклей театральных факультетов «Апарт» (Санкт-Петербург)

В Санкт-Петербурге прошел X Международный фестиваль выпускных спектаклей театральных факультетов «Апарт».

История фестиваля началась в 2009 году, когда он был учрежден совместными усилиями Балтийского Института Иностранных Языков и Межкультурного Сотрудничества (БИИЯМС), а также руководством театра «Мюзик-Холл». На основной фестивальной площадке (малой сцене «Мюзик-Холла») тогда было сыграно 17 выпускных спектаклей театральных факультетов из России, Республики Беларусь, Украины и Эстонии.

В этом году таких спектаклей было уже 37, а организаторами и соорганизаторами фестиваля выступили: Союз театральных деятелей РФ (ВТО), Фонд наследия культуры и искусства, Комитет по культуре Администрации Санкт-Петербурга, Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ), Санкт-Петербургский государственный институт культуры (СПбГИК), творческое объединение «Культурная столица» и петербургское отделение Российского творческого союза работников культуры.

В жюри фестиваля под председательством народного артиста РФ Н.Н. Иванова вошли: актер театра и кино А.П. Николаенко, драматург и член правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей С.И. Иванов, заслуженный артист РСФСР М.И. Самочко, кандидат искусствоведения и заслуженный работник культуры Республики Абхазия В.П. Фунтусов, председатель оргкомитета фестиваля народный артист РФ И.Н. Волков, а также создатель и бессменный художественный руководитель фестиваля С.Ю. Лямина.

Призовой пьедестал фестиваля - пять спектаклей-лауреатов и обладатель Гран-при - показал всю палитру современной театральной педагогики, а заодно и выявил оттенки, наиболее актуальные в этом сезоне.

В спектакле «Сон в летнюю ночь» Казанского театрального училища (курс А. Калиничева и Е. Калагановой) наиболее разработанной составляющей оказалось сцендвижение, пластика исполнителей. Можно даже сказать, что спектакль был скорее протанцован, чем сыгран (и тут следует отметить работу не только режиссера Е .Калагановой, но и балетмейстера - А. Ахмадуллиной).

Такой перекос в работе над постановкой повлек за собой и некую особенность актерской игры: большинство молодых исполнителей ограничилось в создании образа одной-двумя чисто внешними яркими красками. Исключением стала отмеченная жюри работа Марии Ненашевой в роли Елены, сумевшей наделить свою меланхоличную героиню и трогательной подростковой нескладностью, и комичной инфантильной обидчивостью, и девичьим обаянием, еще не слишком уверенным в силе собственных чар.

Схожим образом обстояли дела и в спектакле «Улица Гофмана'13», поставленном А. Ивановой на Кафедре театрального искусства Санкт-Петербургского государственного университета (Мастерская В. Баженовой и С. Фридлянда). Тут тоже очень важной оказалась роль хореографа (Л. Садовниковой). В рассказе В. Набокова «Сказка», по которому поставлен спектакль, только один мужской персонаж и целых тринадцать женских - для каждого пришлось выстроить особый рисунок движений, особый ритм существования, особую мелодию. Все (даже самые крошечные) роли были безупречно исполнены занятыми в спектакле молодыми артистками. Жюри наградило эту постановку «за актерский ансамбль», а также отметило Федора Чупина - исполнителя роли Эрвина.

Целых два места на призовом пьедестале занял ГИТИС с работами Мастерской А. Галибина. Одна из них («Игра в преступление») уже включена в репертуар московского театра Школа современной пьесы. Спектакль поставлен по роману «Преступление и наказание» и имеет жанровое определение «иммерсивный детектив» (на «Апарте» эта особенность была отмечена дипломом «за творческий эксперимент»). В Петербурге его играли в Музее Достоевского - и зрители вместе с актерами свободно перемещались по всем помещениям музейного пространства, оказываясь то на допросе у Порфирия Петровича (за эту роль жюри наградило Максима Иванова), то за одним столом с безумной Катериной Ивановной (в этой роли была отмечена Анастасия Привалова).

Второй спектакль (по пьесе Мольера «Дон Жуан»), напротив, целиком разыгрывался в традиционном сценическом пространстве. Но подход к выстраиванию ролей оказался тот же - этюдный метод, превращающий постановку в цепочку более или менее удачных актерских эскизов, не слишком прочно скрепленных единой режиссерской волей. Жюри отметило работы все тех же Максима Иванова и Анастасии Приваловой (на сей раз в ролях Сганареля и Доньи Эльвиры), а также Александра Соколова и Дарью Кабанову - за роли Пьеро и Шарлотты.

Пожалуй, наиболее гармоничной работой фестиваля оказался мюзикл «Скрипач на крыше», поставленный режиссером Н. Поповой, балетмейстером А. Босовым и педагогом по вокалу В. Поляковым на Кафедре режиссуры и актерского мастерства Санкт-Петербургского государственного института культуры (Мастерская Н. Поповой).

В основу спектакля легли песни Д. Бока из знаменитой бродвейской постановки и пьеса Г. Горина «Поминальная молитва». Сочетание условности мюзикла и безусловности горького горинского юмора породило особую атмосферу спектакля и особый стиль актерской игры - внешне легкий, подчеркнуто театральный, но не отменяющий при этом ни сложности драматических коллизий, ни глубины их проживания. Жюри наградило спектакль дипломом «за актерский ансамбль и музыкальное воплощение», а также отметило Ивана Железнякова и Софию Редину за роли Тевье и Голды.

Гран-при получил спектакль «Немое кино», поставленный С. Бызгу на собственном курсе в Российском государственном институте сценических искусств. Тут словно бы сошлись в едином фокусе особенности всех пяти лауреатов: отказ от внятной последовательной драматургии (спектакль распадается на отдельные эстрадные номера); отказ от речи в пользу движения (на протяжении большей части спектакля не звучит ни единого слова); подчеркнутая музыкальность всего действа (живой тапер, как и положено, сопровождает своей игрой все, что происходит на сцене) и, наконец, некая двухмерность, нарочитая масочность всех представленных персонажей.

Сильной стороной спектакля оказалось то, что все эти особенности в данном конкретном случае работали на раскрытие заявленной темы - ироничное обыгрывание различных приемов и жанров немого кино. Второй яркой составляющей спектакля, обеспечившей ему безоговорочную победу, стали его актеры. В таких сложных «предлагаемых обстоятельствах», вроде бы совершенно не располагающих к серьезной актерской самореализации, нашлось несколько исполнителей, чья яркая индивидуальность пробилась даже сквозь гротескный черно-белый грим и вынужденную немоту. Отдельно следует назвать Станислава Шапкина, Елизавету Фалилееву, Дмитрия Янина, Евгению Кузнецову и Богдана Гудыменко.

Подводя итоги десятого «Апарта», можно сказать, что театральная педагогика на сегодняшний день просто-напросто идет навстречу современному театру - все чаще отказывающемуся от традиционной драматургии, подробного психологического проживания актером роли, подменяющему рассказ показом, а повествовательные структуры - структурами музыкальными или визуальными.

 

Стаья в PDF

Фотогалерея